Базовый рецепт - это «1+1+1+1»: смешать по одному стакану сметаны, сахара и муки, добавить одно яйцо и чайную ложку соды, хорошо размешать. Можно добавить чайную ложку орехов, корицы или какао. Хотите сделать торт - приготовьте крем, украсьте ягодами. Вариантов множество. Много позднее, начав работать преподавателем, я сообразила, что принцип «базового рецепта» применим в нашей деятельности. Я превратила его в золотые правила - Golden Rules, и успешно использую, помогая учащимся любого возраста усвоить грамматику английского языка, а также овладеть четырьмя традиционными навыками: Reading, Writing, Listening, Speaking.

 

Правило №1. Обязательно пользуемся словарём. Неважно, будет ли это бумажный словарь или один из многочисленных сетевых справочников. Важно научить ваших слушателей находить нужную информацию и проверять свои знания. Для большинства школьников сам факт, что существуют самые разные словари - фонетические, толковые, синонимов и антонимов, словосочетаний, цитат, сленга, этимологические, страноведческие - часто является открытием. Для них словарь - это обычно двуязычный стандартный справочник, в котором они наспех проверяют лишь одно значение слова, один вариант перевода на родной язык.

 

Правило № 2. Если часть ваших учеников носит с собой бумажный словарик, а часть мгновенно достаёт из кармана смартфон, разрешайте им пользоваться тем вариантом, который им привычен. Современные дети учатся нажимать на кнопочки до того, как начинают ходить и говорить. Думаю, этот процесс неостановимый и необратимый. Наша задача - идти в ногу. Конечно, мы можем объяснять им преимущества и достоинства книги, но не стоит доказывать новому поколению, что гаджеты им не нужны.

 

Правило № 3. Находим базовый рецепт в каждом разделе, в каждой теме. Если вы объяснили этот принцип детям во втором классе, они сами начнут спрашивать вас, какое правило нужно записать во введении к новому разделу. Давайте рассмотрим примеры.

 

Сослагательное наклонение - условные предложения, Conditional Sentences. Существуют четкие принципы построения таких предложений. Записав первый базовый пример, посоветуйте ученика оставить страницу чистой, поясните, что есть несколько видов условных предложений, что вы будете постепенно добавлять образцы. 

            1.         If I give you this, you will give me that.

            2.         If I gave you this, you would give me that.

            3.         If I had given you this, you would have given me that.

 

Дав пример 1, предложите детям поэкспериментировать, подставляя вместе глагола give любой другой глагол. Поменяйте местами части предложения и процитируйте известное положение из математики: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Много лет это вызывает гомерический хохот в классе и помогает закрепить материал. Убедившись, что ученики хорошо усвоили первый вид сослагательного наклонения, перейдите к вопросительной и отрицательной формам. Проведите небольшой тест, разрешите пользоваться страницей тетради, где записано золотое правило и базовый пример. Если тест показал хороший результат, перейдите к следующему виду условных предложений. Если школьники запутались в построении данной конструкции, пройдите тему ещё раз, используйте новый текст или диалог, затем проведите тест снова. 

 

Чтение. Вернёмся к правилу №1, слегка модифицируем его. Если смысл прочитанного не складывается, нужно проверить слова по любому словарю. Возможно, в тексте использовано другое значение слова.  Простой пример: He has cheek. Слово cheek, щека, - одно из первых, выученных детьми во втором классе. Если учитель не рассказывал о полисемии, школьникам не приходит в голову проверять знакомое слово по словарю. Что именно указывает нам на иное значение, на то, что в данном случае перед нами идиома? Отсутствие артикля перед существительным в единственном числе. Берём словарь, читаем возможный перевод: наглость. 

 

Письмо. Любой учитель знает: как только говорим о сочинении, эссе, письме воображаемому другу, дети реагируют в лучшем случае без энтузиазма. Детям помладше стоит сказать, что достаточно написать одно предложение, но без ошибок. Учащиеся старших классов будут протестовать против стандартного задания, но с удовольствием напишут письмо не воображаемому, а реальному другу или подруге. Или своему учителю. Можно создать сайт, придумать игру, предложить подобрать иллюстрации и фотографии или видео. 

 

Прослушивание. Согласно статистике, около 5% детей понимают услышанное на 95-98%. Это означает, что они действительно не могут расслышать целиком диалог или монолог, начитанный профессионалами текст. Присмотритесь к своему классу. Сколько учеников расслышали все с первого раза? Часто это бывает всего один школьник. Дайте ему или ей другое задание, чтобы не скучал, а с остальными займитесь более детальным прослушиванием. Например, раздайте текст, где нужно заполнить пропуски. Используйте популярную песню вместо «скучного» диалога. Найдите юмористическую сценку или позитивные новости. 

 

Говорение. Золотое правило здесь простое: говори, что хочешь, только по-английски. Пожалуй, сложнее всего избавить детей от страха перед ошибкой. Устройте круглый стол: раздайте каждому роли, записанные на карточках, сядьте в сторонке. Отмечайте ошибки, не прерывайте свободную речь. Позднее вы просмотрите свои заметки и составите план дальнейшей работы. Много фонетических ошибок? Составьте речевые разминки, приведите пример из Книги рекордов Гиннесса, где этот вездесущий английский звук занимает почетное место чемпиона по частотности употребления. Дайте прослушать любые аутентичные записи. Не различают долгие и короткие гласные? Напишите на доске хрестоматийный пример Sheep or ship

 

Рецептов существует много, а базовый по-прежнему один. Мы стараемся научить всех и каждого.

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"