Цель: сформировать у детей целостное представление об историческом и художественном наследии Древней Греции.

 

Задачи

Воспитательные: содействовать эстетическому воспитанию учеников на примере величайшей культуры Эллады, формировать бережное отношение к культурному наследию предков.

 

Образовательные: закрепление имеющихся знаний по истории и художественной культуре.

 

Развивающие: способствовать развитию пространственного воображения, творческих, организаторских способностей, умений и навыков работать коллективно.

 

Ведущий: Мы приглашаем отправиться в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Вспомним историю и культуру древнейшего государства в Европе, лучшие образы которых до сих пор продолжают волновать и будоражить наше воображение.

 

На сцену приглашаются капитаны команд 5 «А» и 5 «Б» классов для знакомства и жеребьевки. В каждой команде семь человек.

 

Ведущий: Прежде чем начать игру, необходимо поближе познакомиться с «представителями» городов-полисов Древней Греции Афины и Спарта, но надо напомнить, что в те времена было принято решать спорные вопросы очередности в том или ином действии жеребьевкой с помощью бобов или фасоли белого и красного цветов.

Кто из капитанов вытянет фасоль белого цвета, той команде будет дано право первой рассказать о себе.

 

Помощник ведущего выносит урну для голосования (керамический горшочек с белой и красной фасолью). Оглашается состав жюри и правила игры:

 

  1. За каждый верный ответ команде начисляется балл. Если участники игры затрудняются с ответом, им может помочь группа поддержки.
  2. За верный ответ группы поддержки команды «Афиняне» в урну опускается синий жетон, группы поддержки команды «Спартанцы» - желтый.
  3. Если ни команда, ни ее группа поддержки не дают правильного ответа, то право ответа переходит к соперникам.
  4. За шум и выкрики с места без права на ответ команде игроков назначается штраф – черный жетон, по количеству «черных меток» снимаются баллы при подведении итогов.

 

Конкурс №1. «Презентация команд».

Цели: обобщить знания учеников об обычаях и нравах жителей городов-государств Афины и Спарта, вызвать интерес к более глубокому изучению одной из величайших культур человечества.

Задачи:

- закрепление имеющихся исторических знаний,

- развитие чувства композиции, закрепление знаний о стилизации и трансформации образов при выполнении домашнего задания «Создать рисунок эмблемы». Делается одна большая эмблема для всей команды (в формате A4) и семь поменьше для каждого члена команды,

- развитие образного мышления и творческого воображения во время создания проекта костюма, отвечающего идеям и требованиям гражданина городов-полисов Афины и Спарта,

- формирование умения работать коллективно.

Оборудование:

  1. Карта Древней Греции и указка для работы по ней.
  2. Эмблемы для каждой из команд.
  3. Костюмы гражданина города-полиса.

Оценка домашнего задания:

  1. Эмблема и его защита – 2 балла.
  2. Девиз команды – 1 балл.
  3. Историческая справка о городе-полисе – 1 балл.
  4. Рассказ о представленном виде одежды – 1 балл.

Наибольшее количество баллов – 5.

 

Команды по очереди демонстрируют домашнее задание.

 

Команда «Афиняне».

  1. Эмблема: изображение совы. На древнеафинской монете с одной стороны изображена голова богини Афины, а с другой – сова. Афина – богиня мудрости. Сова – птица богини. Афиняне большое внимание уделяли образованию и наукам. С тех давних пор изображение совы служит символом мудрости и знаний.
  2. Девиз команды: «Невежда – самое дикое из существ на земле!» (Древнеафинское изречение).
  3. Историческая справка о городе-полисе.
  4. Рассказ о представленном виде одежды.

Греческая одежда была очень простая. Основное женское платье называлось хитон. Его делали из одного прямоугольного куска ткани. Хитоны были двух видов: дорийский и ионийский.

Мы представляем дорийский хитон. Он придуман в материковой Греции. Ткань складывали по вертикали и закрепляли на плечах, оборачивая вокруг тела, оставляя одну сторону открытой. Хитон застегивался с помощью пуговиц или брошей. Вокруг талии завязывался пояс.

Другим видов женской одежды была прямоугольная накидка – гиматий. Размер и плотность его могли быть самыми разными.

В классический период волосы обычно носили зачесанными наверх. Прическа удерживалась лентами, диадемами, сетками или шарфами.

Самой обычной обувью были кожаные сандалии, ремешки на которых завязывались различным образом.

Греческие ювелиры делали разнообразные украшения из золота, серебра, использовали цветные драгоценные камни, иногда добавляли цветную эмаль. Люди победнее носили украшения из бронзы, свинца, железа, кости и стекла.

 

Команда «Спартанцы».

  1. Эмблема: изображение щита и меча. В Спарте считалось позором потерять щит, тело воина, доблестно павшего в бою, приносили на щите. Спартанка, провожая сына на войну и вручая ему щит, говорила: «С ним или на нем».
  2. Девиз команды: «Со щитом иль на щите» (Крылатое выражение).
  3. Историческая справка о городе-полисе.
  4. Рассказ о представленном виде одежды.

Одежда греческого воина состояла из шерстяного короткого (до колен) безрукавного хитона, застегнутого на обоих плечах. Для защиты тела сверху надевался чешуйчатый панцирь. Удобной одеждой для тепла была хламида – накидка прямоугольной формы. Воины носили короткие прически. Для защиты головы надевали шишаки или шлемы.

Во время войны самой обычной обувью были кожаные сандалии или высокие полусапожки, но чаще ходили босиком. Колени и голень воинов защищали поножи (латы).

Для обороны применяли щит. Оружие: копье, меч, кинжал, лук и колчан со стрелами – в зависимости от рода войск.

 

Ведущий: Итак, мы познакомились с «представителями» городов-полисов – Афин и Спарты, командами «Афиняне» и «Спартанцы».

Теперь по законам гостеприимства необходимо подкрепиться.

 

Конкурс №2. «Угощение».

Цель: проанализировать полученные знания по истории.

Задачи: активизация мыслительных процессов, развитие фантазии и воображения.

Оборудование: для каждой команды «набор продуктов» (названия написаны на отдельных полосках бумаги) – вода, виноградное вино, квас, сбитень, фрукты, овощи, маслины, оливы, подсолнечное масло, оливковое масло, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, лепешки из ячменя, ячневая каша, пшеничная каша, рисовая каша, каша «Геркулес», чипсы, молоко, сыр, кефир, грибы, мед, простокваша, мясо на вертеле, тушенка, рыба.

Задание: выбрать продукты, которые, возможно, употребляли в пищу древние греки.

Оценка: за каждый верно выбранный продукт команде начисляется 1 балл. Наибольшее количество баллов за этот конкурс – 8.

Правильные ответы: вода, виноградное вино, фрукты, овощи, маслины, оливы, молоко, оливковое масло, пшеничный хлеб, лепешки из ячменя, ячневая каша, простокваша, мед, сыр, мясо на вертеле, рыба.

 

Ведущий: В то время, пока участники команд занимаются составлением меню, болельщики могут принести своим классам по одному дополнительному баллу за каждое верно разгаданное слово кроссворда, а также проверить свои знания.

 

Кроссворд «В афинских школах».

Цель: закрепить и обобщить знания в данной области истории.

Задачи: активизация мыслительных процессов, развитие ответственности и коллективизма во время решения общей проблемы.

Оборудование. Два одинаковых кроссворда, составленных специально для групп поддержки двух команд.

Оценка жюри. Команде-участнице начисляется дополнительный балл за каждое верно отгаданное слово. Наибольшее количество баллов – 12.

 

По вертикали:

  1. Главный предмет, которому обучали афинских девочек (домоводство).
  2. Произведения этого античного поэта ученики порой заучивали наизусть (Гомер).
  3. Учебное заведение для взрослых, которое можно было посещать всю жизнь (гимнасий).
  4. Так в Древней Греции называли детскую спортивную школу (палестра).
  5. Так называли мастера красноречия в Элладе, который нередко выступал в школах для взрослых (оратор).

 

По горизонтали:

  1. Место обучения девочек (дом).
  2. Название одного из афинских гимнасиев, так называют высшее учебное заведение и в наши дни (академия).
  3. Место, где проходило обучение юношей ремеслам (мастерская).
  4. Этим веществом покрывали дощечки для письма (воск).
  5. Раб, сопровождавший ребенка в школу (педагог).
  6. Металлическая или костяная палочка для письма (стиль).
  7. Обязательный предмет во всех учебных заведениях, без знания которого, как считали греки, нельзя стать настоящим человеком (музыка).

 

См. кроссворд «В афинских школах» во вложенном файле.

 

Кроссворд разгадан. И второй конкурс окончен, помощник ведущего относит подносы с «угощениями» членам жюри.

 

Ведущий: Команды «подкрепились», но… (стук в дверь за сценой). Что это за шум? По-моему, это боги Олимпа гневаются, что им ничего не досталось из еды. Вспомните, боги Эллады, как и люди, были наделены различными чертами характера. Они могли быть добрыми и злыми, простодушными и коварными, грустными и веселыми, храбрыми и трусливыми. Они могли и гневаться, если не почитали их или порядки, ими установленные. А знаете ли вы богов Древней Греции?

 

Конкурс №3. «Боги Древней Греции».

Цели: обобщить знания об одних из самых главных действующих лиц мифов Древней Греции. Вызвать интерес к греческой мифологии, в которой видны истоки духовной культуры в целом.

Задачи: закрепление знаний о мифологическом эпосе Эллады, развитие зрительной памяти и внимания.

Оборудование: два конверта, в каждом из которых находятся 5 рисунков, изображающих богов (Зевс, Посейдон, Аид, Аполлон, Артемида, Дионис, Гефест, Гермес, Афродита, Афина).

Задание: по имеющимся изображениям богов (каждый из которых показан со своими атрибутами) определить, кто есть кто.

Оценка: за каждый полный и верный ответ команде присуждается 1 балл. Наибольшее количество баллов – 5.

 

Ведущий: В честь богов жители Эллады строили храмы. Храм – «жилище богов». Древнегреческие архитекторы умели выбирать места для своих построек, и здание храма становилось украшением пейзажа. Храмы ставили на вершинах холмов, на скалистых откосах морского берега (например, Акрополь). Внутри храма никогда не проводилось многолюдных богослужений. Там лишь находилась скульптура божества.

 

Конкурс №4. «Построй храм».

Цели: обобщить и расширить знания учеников об архитектуре Древней Греции, развить познавательный интерес во время подготовки учеников к этому конкурсу.

Задачи: закрепление знаний архитектурных терминов, развитие зрительной памяти, образного мышления, творческих способностей.

Оборудование: два комплекта составных элементов храма, в которые входят: стилобат, ствол колонны, капители дорического и ионического ордеров, архитрав, фриз, фронтон.

Задание: необходимо задобрить богов, то есть в их честь построить храм:

1)      подобрать соответствующие каждому ордеру составные элементы храма и последовательно «собрать» храм,

2)      определить ордер, в котором он построен, и дать ему характеристику.

Оценка: за правильно выполненное 1-е задание – 5 баллов, за 2-е – 1 балл. Наибольшее количество баллов – 6.

 

Ведущий: Самое интересное место, куда приходили эллины, была агора – торговая площадь. Здесь греки узнавали последние новости и могли купить предметы быта. Толпы народа собирались около прилавков искусных гончаров.

 

Конкурс №5. «Греческие вазы».

Цель: обобщить знания учеников о художественном наследии Эллады, дошедшем до наших дней, имеющем величайшее влияние на мировую культуру.

Задачи: закрепление знаний учеников в области истории вазописи, развитие фантазии и творческого воображения.

Оборудование:

1)      два комплекта цветной бумаги оранжевого и черного цветов формата А4,

2)      простой карандаш ТМ, ластик, ножницы, клей ПВА,

3)      для каждой команды изображения древнегреческих ваз в формате А4: амфора, гидрия, килик, кратер.

Задание:

1)      воссоздать в технике аппликации греческую краснофигурную или чернофигурную вазу (в зависимости от жребия),

2)      по изображениям в формате А4 определить название и назначение сосудов.

Примечание. Для быстрого выполнения задания можно заранее сделать заготовки (шаблоны) силуэтов из листов белой бумаги для будущей «росписи сосудов». Сама же ваза выполняется путем сложения листа пополам вдоль, вырезается одна сторона.

Оценка: за качественно выполненную аппликацию и верную характеристику вида вазописи – 2 балла, за каждое верное определение сосуда и его назначения по 2 балла (всего 8). Наибольшее количество баллов – 10.

 

Ведущий: Эллины любили разнообразную керамическую посуду и по форме и по оформлению.

В Древней Греции зародилось искусство росписи ваз – вазопись. Тогда сложились характерные, специфические орнаменты, мотивы для которых древнегреческие художники брали из окружающей природы. Обучение мастерству проходило в мастерских. Мастер набирал юношей и несколько лет обучал их делу.

 

Во время подготовки команд к выполнению заданий можно подвести итоги по предыдущим конкурсам и поиграть со зрителями.

 

Игра со зрителями

Цель: обобщить знания учеников о культурном наследии Древней Греции.

Задачи: закрепление знаний, формирование умения мобилизоваться и концентрировать внимание, активизация умственной деятельности учеников.

Оборудование:

  1. Вопросы для игры.
  2. Жетоны – синие (команда «Афиняне), желтые (команда «Спартанцы), черные (в случае нарушения дисциплины).

Задание: по очереди (определяется жребием) отвечать на вопросы ведущего.

Оценка жюри. За каждый верный ответ болельщиков команде выдается жетон соответствующего цвета.

Вопросы:

  1. В древнегреческих школах алфавит изучался в течение трех лет. От каких первых букв происходит слово «алфавит»? («Альфа» и «бета»).
  2. Известно, что эллинский и русский алфавиты имеют общие звуки, а каких звуков нет в древнегреческом алфавите? (Шипящих).
  3. На чем и чем писали ученики в древнегреческих школах? (На дощечках, покрытых тонким слоем воска, металлической палочкой, с одного конца острой, а с другого – тупой).
  4. Кто не обучался в школах, но имел образование? (Девочки, их учили дома письму, счету, пению, танцам, рукоделию, домоводству).
  5. Кому образование было недоступно? (Рабам).
  6. Какие имена ученых Древней Греции дошли до нашего времени и в каких науках до сих пор используются их научные открытия? (Аристотель, Архимед, Геродот, Гиппократ, Пифагор, Сократ и т.д.).

 

По окончании игры возвращаемся к конкурсу «Греческие вазы».

Ведущий: Расписанные в разных стилях, вазы дают возможность познакомиться с мифологией, культом и повседневной жизнью эллинов. Вазописцы оформляли сосуды поэтично, как стихи. Такого одухотворения повседневности, как в Элладе, не знало искусство ни в какой другой стране.

Итак, вазопись – роспись по керамике. Ваза – утилитарный предмет, необходимый в быту, но по их сюжетной росписи можно было узнать об эпизодах из жизни богов и людей, о спортивных состязаниях, о морской фауне и флоре.

Но давайте отойдем от прилавков с керамикой и оглянемся. Что-то совсем не видно детей. Как вы думаете, где они?

 

Вопросы группам поддержки:

- где могут находиться девочки? (Дома).

- где могут находиться мальчики? (В школе).

 

Конкурс №6. «Древнегреческие школы».

Цель: обобщить знания учеников по теме «Древнегреческие школы».

Задачи: активизировать умственную деятельность учеников, развивать внимание, стимулировать к творчеству, вызвать познавательный интерес с помощью исторической информации о жизненном укладе и интересах их сверстников в Элладе.

Оборудование:

1)      два списка древнегреческого алфавита,

2)      два листа с заданием,

3)      фломастеры.

Задание:

1)      Пользуясь древнегреческим алфавитом, по представленной транскрипции составить слова на греческом языке:

[О] [Л] [И] [М] [П] [И] [А] [Д] [О] [С] и [И] [С] [Т] [О] [Р] [И] [А]

2) Домашнее задание. Рассказать о воспитании детей в школах городов-полисов Афины и Спарта.

Оценка: за верное написанное слово – 5 баллов, за хорошо выполненное домашнее задание – 5 баллов. Наибольшее количество баллов – 10.

 

Пока команды занимаются переводом, на сцену по очереди приглашаются «афинянин» и «спартанец» (очередность определяет жребий) с домашними заданиями групп.

 

Ведущий: В своих книгах-свитках, склеенных из папируса, эллины записывали мифы и поэмы, исторические события, научные труды и другие произведения. Они очень любили и берегли книги, часто их переписывали.

Воспитывали греков не только в школе, по научным книгам, но и в театре.

 

Конкурс №7. «Театр».

Цель: подведение итогов изучения темы «Театр», одного из древнейших зрелищных искусств.

Задачи: расширение и закрепление знаний о театральном искусстве, формирование положительного отношения к театральным постановкам, развитие зрительной памяти и образного мышления.

Оборудование: два листа белой бумаги формата А4, ножницы.

Задание (по жребию):

  1. Вырезать маску трагедии или комедии.
  2. Назвать произведения и их авторов в данных жанрах (трагедия Софокла «Антигона», комедия Аристофана «Птицы»).
  3. Дать характеристику театральным жанрам.

Оценка:

- театральная маска – 1 балл,

- информация о произведениях и их авторах – 2 балла,

- характеристика театральных жанров – 1 балл.

Наибольшее количество баллов – 4.

 

Подведение итогов.

Жюри оглашает результаты комплексной интегрированной игры. Ведущий награждает лучшую команду болельщиков, команду-участницу, команду-победительницу.

 

Людмила Головина, учитель истории, Галина Гордеева, учитель изобразительного искусства средней школы №6 Владимира, победители XIII конкурса «Сто друзей»

 

Иллюстрация с сайта http://d-remont.ru