Такие вопросы всегда изумляли Блайтон, женщину, обладавшую огромным талантом, невероятной работоспособностью, умением рационально организовать свой день и наделенную от природы редкой феноменальной памятью. В течение нескольких десятилетий двадцатого века ее книжки занимали первые строчки в рейтингах продаж, именно ей приписывалась заслуга обучения целых поколений британских детей чтению. Ее имя неизменно упоминают наиболее известные в новом веке писательницы, автор серии романов о Гарри Поттере Дж.К. Роулинг и создатель повестей о современных подростках Жаклин Вилсон.

Помимо того, что повести Блайтон читали мои собственные дети, именно благодаря ей я научила и приучила читать в оригинале книги на английском языке несколько поколений школьников. Как-то раз, находясь в Москве на педагогическом мероприятии, я забежала в книжный магазин на Тверской, увидела серии книг Блайтон “The Famous Five” и “The Secret Seven”, и купила несколько наборов, насколько хватило денег. Они были изданы на английском языке, но с параллельным перпеводом на русский, что сразу облегчило задачу. И ученики, и родители с восторгом приняли новшество. Каждый выбрал повесть по интересам, и раз в неделю мы устраивали урок домашнего чтения. Дети самостоятельно выбирали главу, сравнивали оригинал с переводом, выписывали сложные выражения, разбирали их со словарем и делали небольшие доклады в классе. От такой работы выигрывали все. Необходимость выступить перед одноклассниками, пересказать прочитанное на английском языке и ответить на вопросы развивала в школьниках 12-13 лет чувство ответственности.  Всем также понравилась «сериальность»: дочитав свою повесть, учащиеся обменивались книжками с одноклассниками. Пересказывая одну главу, они знали, что через неделю услышат продолжение истории.

Напомню хронологию: закон о праве на начальное образование был принят в Великобритании в 1870 году, в значительной мере благодаря неустанной борьбе великого романиста Чарльза Диккенса за его введение. А закон о всеобщем среднем образовании -  сто лет спустя. То есть Инид Блайтон начала свой трудовой путь в условиях, когда единой школьной системы в стране попросту не было, потому она и работала поначалу с группой детей, а не в реальной школе. Состоятельные родители воспринимали девушку скорее как гувернантку, чем в качестве полноправного учителя.Читая биографию этой необычной женщины, изданную впервые в 1974 году, я заинтересовалась другой стороной ее творчества – неизменным интересом Блайтон к педагогике, воспитанию и образованию (“Enid Blyton. The Biographyby Barbara Stoney, 1974). Начинала она, как и многие авторы до нее, со стихов; в течение многих лет получала отказы, но наконец дождалась первой публикации. Чтобы жить самостоятельно, в девятнадцать лет сдала экзамены и стала учительницей в небольшой частной школе. Было это в годы Первой мировой войны, когда женщины стали массово работать в самых разных сферах. Молоденькая учительница отлично справлялась с дисциплиной, умело мотивировала учеников.

 

Одно из первых имен, упоминаемых в биографии Блайтон, - Мария Монтессори (Maria Montessori, 1870-1952) – итальянский врач. Она разработала систему воспитания и образования, где педагогу отводилась роль организатора, направляющего развитие детей в разумное русло. Первую школу, или, скорее, ясли-сад, Мария открыла в Риме в 1907 году. Ее идеи быстро распространились по континенту, а потом достигли Британии. Они остаются популярными и по сей день. Не столь давно мне довелось наблюдать систему Монтессори в действии на простом примере. Моя бывшая выпускница зашла в гости с дочкой, которой еще не исполнилось полтора года. Пока мы с мамой разговаривали о делах, девочка при минимальном количестве поощрений с нашей стороны неустанно трудилась: снимала с нижних полок книжки, рассматривала их, аккуратно складывала в сторону, а потом сама ставила их обратно. Временами она подходила к нам, показывала яркую обложку и сообщала, что там изображено, используя три языка - русский, английский и французский. Например, все, что с крыльями, включая ангелов и драконов, называлось «птита». Все мохнатые животные оказались cat, а все, связанное с водой и красивыми пейзажами, получило название leau (по-французски “вода»). Неплохо для ребенка пятнадцати месяцев от роду. Притом с физической активностью у нее все было в порядке.

 

Мария Монтессори была современницей Инид Блайтон, то есть о ее системе знали, но авторитетом она пока не считалась. Видимо, поэтому для получения лицензии на преподавание Блайтон сдала экзамены на знание системы Фройбеля. Немец Фридрих Фройбель, или Фребель (Friedrich Wilhelm August Froebel, 1782-1852) считается в Европе пионером разработки системы воспитания и образования малышей. В 1826 году он издал фундаментальный труд “The Education of Man”, а в 1837 году открыл первый в Германии детский сад. Он же изобрел термин kindergarten, который используется по сей день. Он считал, что человек должен гармонично развиваться с ранних лет и продолжать свое образование в течение всей жизни. В отличие от своего предшественника швейцарца Песталоцци (Johann Heinrich Pestalozzi, 1746-1827), Фройбель не считал, что в раннем возрасте дети должны находиться только дома, около матери. Песталоцци много сделал для того, чтобы всеобщее начальное образование хотя бы было воспринято как идея. Его именем названы Международные детские деревни, первая из которых была открыта в Швейцарии в 1946 году для детей из разных стран, осиротевших во время Второй мировой войны. Фройбель предложил собирать совсем маленьких детей в группы и обучать их чему-то полезному в игровой форме; очевидно, его новшество было продиктовано новыми реалиями бурно развивающейся промышленной революции.

 

Современные матери работают, строят успешную карьеру. Но заботу о детях с них никто не снимает. Жизнь Инид Блайтон, педагога, матери, писательницы показывает, как нелегко ей приходилось и как замечательно она справлялась со своими многочисленными обязанностями. Хороший пример для нас всех.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"