«Дети будущего живут среди нас
И наша цель, чтобы они уверенным
шагом вошли в это будущее
успешными людьми!»



Первый шаг

Первой составляющей технологии успеха, конечно, является постановка четких целей. Прежде чем куда-то идти, надо понимать, куда именно надо попасть. Четкое понимание конечной цели является отправной точкой в технологии успеха. Без этого не будет дальнейшего пути. Поэтому надо совершено ясно себе представлять, чего именно необходимо достичь.

Исходя из миссии школы: "Построение образовательного пространства, которое позволит создать ситуацию успеха всем участникам образовательного процесса, обеспечит им личностный рост и подготовит выпускника школы к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества" мы обозначили конкретную цель нашей работы: обеспечение образовательной успешности и повышение социальных шансов каждого ученика, независимо от индивидуальных стартовых возможностей и социального контекста.

Задач для достижения поставленной цели много, но основной фигурой в этом процессе является педагог. Поэтому в нашей технологии успеха он занимает ключевое место.

Второй шаг

Неотъемлемой частью технологии создания успеха является действие. Когда мы знаем, что нам нужно, мы можем хоть всю жизнь сидеть на месте и рассуждать о том, что и как надо делать. Но, так и не двинувшись с места, мы ничего не достигнем. Действие – это колеса технологии успеха. Если вы что-то делаете для достижения своей цели, то вы непременно ее достигнете. Если ничего не делаете, то остаетесь ни с чем. Достижение успеха затруднительно без саморазвития и самосовершенствования.

Если ключ к решению всех задач успешной школы – это учитель, то умение самообразовываться и самосовершенствоваться – одно из требований к педагогическому работнику современной системы образования, наряду с высоким творческим потенциалом, аналитическими и коммуникативными способностями.

Процесс самообразования продуктивен только в том случае, если он в системе и упорядочен. В помощь учителю стратегическая команда школы разработала План–программу "Индивидуальная траектория профессионального развития", или индивидуальный план профессионального роста. Целью реализации индивидуальной траектории профессионального развития является развитие профессиональной компетентности педагога, в том числе восприимчивости к реализации современных образовательных технологий, способности решать профессиональные задачи в условиях выбора и неопределенности, в контексте повышения уровня: профессиональной мотивации в учебной и внеурочной деятельности на основе развития самостоятельности.

Индивидуальная траектория профессионального развития педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности, при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Индивидуальный план профессионального роста учителя составляется на основе сбора и анализа результатов диагностических контрольных работ и самодиагностики профессиональных затруднений уровня развития компетентности учителя, его личных образовательных потребностей, рекомендаций руководителей. Как правило, индивидуальный план разрабатывается самим учителем.

Задача руководителя состоит в том, чтобы планирование профессионального роста становилось для учителя не только обязанностью, но и внутренней потребностью, помогало продвигаться вперед, преодолевая профессиональные затруднения.

Прежде чем приступить к проектированию индивидуального плана профессионального роста, учителю необходимо выполнить ряд условий:
- анализ полученных результатов и определение проблемных точек (учебных дефицитов); 
- выявление и формулирование учителем собственных затруднений в профессиональной деятельности в рамках реализации ФГОС;
- осознание учителем собственных профессиональных трудностей и проблем;
- определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации; 
- составление (проектирование) индивидуального плана профессионального роста учителя (в соответствии с профессиональными затруднениями); 
- систематическая оценка решения поставленных задач и реализация индивидуального плана, их корректировка.

Структура индивидуального плана состоит из 8 разделов, которые в совокупности отражают разнообразные направления деятельности педагога, актуальные для решения выявленных проблем, позволяющие двигаться вперед и вести за собой обучающихся к успешной школе.

Третий шаг

В технологии создания успеха есть и своя цементирующая составляющая. Это обязательное корректирование того, что вы делаете. То есть, если вы видите, что что-то идет не так, просто проанализируйте свои действия. Поищите другой вариант действий, который принесет вам лучший результат. Так как технология успеха включает в себя определенный процесс, то движение к успеху никогда не может быть прямым. Это нормально. Поэтому по пути к цели всегда корректируйте свои действия.

Разработанная каждым учителем нашей школы "Индивидуальная траектория профессионального развития" по мере ее реализации не исключает корректировку. Необходимую помощь педагогу в этом вопросе оказывает стратегическая команда, исходя из образовательных и социальных запросов школы.

Четвертый шаг

Технология успеха включает в себя копирование. Это значит, что вы можете копировать успешную школу в ее действиях. Другими словами, что и как делает она, вы повторяете за ней. А раз она знает, что делает, то и вы придете к тому же результату! Все просто.

В Одинцовском районе есть школы, вошедшие в ТОП-100! Это школы достойные копирования. Начать можно с простого - с путешествия по их школьному сайту. А в перспективе "напроситься к ним в друзья", организовать сетевое взаимодействие: проведение совместных семинаров, открытых мероприятий, разработка проектов и т.д. Сегодня мы успешно работаем с такой школой и надеемся, что эта работа принесет свои плоды!

Пятый шаг

Применение любой технологии нуждается в рефлексии. Верным ли путем мы идем? Решены ли задачи, достигнута ли цель? Может поменять маршрут или приложить больше усилий и продолжить путь?

Выводы о продуктивности нашей технологии делаются на основе сводной таблицы самоанализа всех учителей школы, которые собираются два раза: первый раз – до применения   Плана – программы «Индивидуальная траектория профессионального развития» и второй раз (контрольный) - после. По разнице числовых показателей мы можем отследить динамику процесса как у отдельного учителя, так и у всей школы в целом.

Реализуя данные шаги, мы в очередной раз убеждаемся в справедливости слов Губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева, что "Лидерство – это реальность!". Дорогу осилит идущий… Допускаем, что все перечисленное выше не аксиома, но мы готовы идти вперед, спотыкаться, искать выход, преодолевать препятствия. Главное - не останавливаться на достигнутом!


P.S. МБОУ «Голицынская средняя общеобразовательная школа №2» (г. Голицыно, Московская область) – серебряный призер Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 2017. Подробнее о школе читайте в №22 от 29 мая 2018 года.


Об авторе:

Яковлева Ольга Васильевна – директор МБОУ Голицынской СОШ №2