Помню, когда я была школьницей, класса шестого-седьмого, мне тоже «посчастливилось» быть участницей процесса внедрения новой технологии. Наш классный руководитель, учитель математики, пыталась работать по системе Виктора Шаталова, используя опорные сигналы на своих уроках. Именно пыталась. Ни дети, ни другие учителя, ни родители ее не поддержали. Схемы были непонятны, не вводились в рамках других предметов, затрудняли и тормозили работу на уроках. С точки зрения системы, педколлектива, администрации (особенно в то время, в конце прошлого века) творческий порыв учителя математики, мне думается, раздражал, будоражил сформированную, устоявшуюся среду. Поэтому новаторские методики не приветствовалась и не поддерживалась. Родители технологию тоже не приняли.

Непонятное, незнакомое пугает. Именно незнакомое. Непринятие родителями новых подходов возникает и в наше время: «Как же это? Нас не так учили!» Наверное, нужно работать не только над самой идеей, но и над формированием лояльности к ней. Как? Больше говорить с родителями, давать им представление о том, чего ждать от своего ребенка. Тогда родитель станет союзником, а не оппонентом, постоянно недовольным и критикующим. Мы пытаемся работать в этом направлении, по возможности включая родителей в процесс. Максимально возможна включенность родителей, на мой взгляд, применительно к проектной технологии в обучении.

Работая по этой технологии, дети решают познавательные и практические задачи, учатся продуктивно работать в группе, развивают системное мышление и исследовательские умения. На первый план выходит не логика учебного предмета, а логика деятельности, личностно важная для самого ребенка, он может работать в своем темпе, осваивая базовые знания за счет универсального использования их в разных ситуациях. В рамках урочной деятельности наши дети овладели навыками проектной деятельности, и проекты вышли за рамки урока. Сейчас проект – привычная форма во внеурочной деятельности. Так ребята из разных классов начальной школы под руководством педагога-психолога в прошлом году представляли проект в рамках регионального этапа IX Всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест-2017» в соревновании Junior FIRST LEGO League и стали победителями в номинации «Самый креативный подход». А в этом году в этом же направлении принимала участие команда учеников 7-8 классов под руководством старшей вожатой – за защиту проекта об экономии и очистке воды команда заняла 1 место, за игру – 2 место и стала абсолютным победителем в направлении FLL. Теперь ребята готовятся к поездке на всероссийский фестиваль, который в этом году пройдет в городе Пермь.

Участие в общеевропейском проекте «День межкультурного диалога» выросло в общешкольный «Многонациональный фестиваль», где немаловажную роль сыграли родители. Различные мастерские, конкурсы, игры развернулись на активных переменах, посвященных традициям и национальным особенностям разных народов. Проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия, где дети и взрослые узнавали о национальных особенностях, традициях и культуре разных народов, продегустировали национальные блюда. Благодаря активному участию родителей прямо в школе дети «посетили» литовский, армянский и грузинский рестораны. Цель проекта – сближение, была с успехом достигнута.

Проекты для нас – это не только участие в различных конкурсах и соревнованиях, это и волонтерская работа в помощь детским домам, домам престарелых, защита памятников и сохранение истории края. Проектная деятельность актуальна и для педагогического коллектива – в рамках участия в профессиональных конкурсах также работают проектные группы педагогов.

Говоря о технологиях в образовании, нельзя не упомянуть о проблемном обучении и технологии критического мышления. Эти технологии были представлены нашим учителям преподавателями из Москвы. Семинар «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» провела лауреат государственной премии в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Елена Леонидовна Мельникова, а семинар по теме «Современные подходы к воспитанию» специально для учителей Новинской школы проводил доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Российской международной академии туризма Владимир Юрьевич Питюков.

Мы пытаемся освоить эти технологии. Процесс идет тяжело. Используем различные формы для практической отработки технологии – это не только урок, но и вариант работы на педагогическом совете, совете школы или публичном докладе. Пока больше сомнений и вопросов, чем успехов. Зачастую срабатывает принцип: «Не быть, а казаться». Открытые уроки проходят в рамках технологии, остальные по старинке. Некоторым педагогам в силу загруженности некогда посещать уроки коллег, так что наставники на бумаге вроде как назначены, а реально не все пока работает. Хотя, надо отметить, учителя начальной школы, к которым ФГОС пришел раньше всех, более органичны в этих технологиях: на их уроках ребятишки действительно размышляют, анализируют и открывают для себя новые знания. В старших классах активнее «работает» технология критического мышления. На уроках истории, обществознания, литературы используются ролевые проекты, мозговые штурмы, перекрестные дискуссии, «корзины идей». Успешно применяются и игровые технологии, информационно-коммуникационная технология, кейс-технология.

Не буду вдаваться в детали и особенности этих технологий. Они придуманы не нами. Хочется сказать не об отдельных технологиях, а о стратегии работы школы в целом. Как работает школа? Конечно, направление задает директор. Но свой вклад может привнести каждый – заметив и принеся в школу свежую, перспективную идею, которая будет рассмотрена, обсуждена, видоизменена, улучшена, и, в случае применимости к общей направленности школы, будет апробироваться. Бережно работая с каждым педагогом, анализируя вместе с ним, как лично он смог добиться своего успеха/либо почему что-то не удалось, можно собрать «портфель» успехов и неудач, копилку полезных идей, на благо всему коллективу. А можно поучиться и друг у друга. Это тоже одна их наших новых технологий – взаимопосещение и взаимообучение. Учитель, работая в паре со своим коллегой, приходя на урок, отслеживает определенный аспект (например, особенности групповой работы), потом коллега наносит ответный визит на его урок, после этого происходит анализ. Это очень продуктивная технология – через другого увидеть себя, чему-то научиться, исправить свои ошибки. Мы все учимся, набираемся мудрости и опыта друг у друга. Это тоже своего рода технология – технология победы.

P.S. МБОУ «Новинская школа» (п. Новинки, Нижегородская область) – абсолютный (золотой) победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 2017. Подробнее о школе читайте в №9 от 27 февраля 2018 года.

Об авторе

Ирина Олеговна БЕЛАЯ – заместитель директора МБОУ «Новинская школа»