Наш первый тезис - «Сначала воспитание, потом обучение». Уже в начальной школе акцент делается на воспитании в детях великодушия, уважения друг к другу, к другим людям, на развитие умения понимать огромный разнообразный мир. Для этого человек должен чувствовать себя счастливым в школе, должен видеть, что его любят, что учитель постоянно и внимательно работает с каждым учеником, помогая и направляя его, развивая «добрые свойства в добром сердце». На практике это и помощь приюту для бездомных животных «Надежда на жизнь», и шефство над престарелыми ветеранами (не только 9 мая, а регулярно). Это и рисунки, отправленные в качестве моральной поддержки в больницы детям с онкологическими заболеваниями, и сбор игрушек для реабилитационных центров, и многое другое.

В среднем звене мы продолжаем воспитательную работу, объясняя ученикам, что честь, достоинство, совесть – главные рабочие инструменты личности. И здесь вступают в действие личностно-ориентированные технологии. Мы приобщаем детей к национальной культуре, воспитывая уважение к традициям предков. Например, в традициях нашего народа коллективная безвозмездная помощь нуждающимся, так называемые «Белхи», те же самые субботники, только в национальном колорите. Всевозможные праздники («Ярмарка традиций», День чеченской женщины, День матери), на которых дети могут показать свое умение мастерить, готовить национальные блюда, а также продемонстрировать культуру неформального общения. Такие мероприятия сплачивают детский коллектив, способствуют сотрудничеству и доброжелательному отношению друг к другу.

Эта работа проводится под постоянным контролем классных руководителей. Чтобы осуществлять этот контроль, иметь возможность поговорить с детьми, дать совет, в чем- то помочь, в гимназии ежедневно перед уроками проводится пятнадцатиминутный классный час. Это настраивает учеников на позитивный лад, еще больше сближает их с учителем.

Немаловажным для нас является следующий тезис: «Я не учу, я пробуждаю», ведь основная задача учителя – слушать и слышать ребенка, помогая ему понять и открыть самого себя. Это проявляется в огромной популярности у наших учеников различных кружков: музыкального, театрального, танцевального, шахматного и других. Кроме того, учащиеся посещают спортивные секции и военно-патриотические клубы. Эта деятельность пробуждает в ребенке стремление к успеху. Именно такие успешные ученики становятся авангардом гимназии и примером для остальных. Они умеют ставить перед собой цель и смело идут к ней.

В современной школе изменилось не только техническое оснащение кабинетов, но и сам подход к образованию, к деятельности учителя и ученика. В этой связи мы руководствуемся третьим тезисом: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». Это способствует развитию самостоятельной творческой деятельности учащихся. В нашей гимназии на высоком уровне ведется проектная деятельность. Именно поэтому проекты наших учащихся по физике, химии, математике, литературе занимают призовые места на научно-практической конференции «Шаг в будущее». Еще одной из успешно применяемых технологий смело можно назвать интегрированное обучение. Особенно эффективна эта технология при изучении русского языка как неродного. В 2016 году на республиканском конкурсе «Лучшая школа» МБОУ «Гимназия №1 им. А.Кадырова» заняла первое место, представив интегрированный урок физики, химии, биологии и литературы.

А фундаментом, на котором воздвигнута наша успешность, является технология сотрудничества. Работая в тесном контакте с родительской общественностью, молодежными организациями, духовенством, различными общественными организациями, мы способствуем развитию активной гражданской позиции у подростков, а также осознанию себя как личности.

Любой успех – это итог работы целого коллектива. Но в каждом коллективе должен быть руководитель, который умело корректирует и направляет работу педагогов. Это еще одно звено успешности. Директор гимназии Елизавета Сайд-Хасановна Бараева сумела окружить себя умными, талантливыми людьми, дала им правильное направление, не ограничивая самостоятельность и творчество в работе.

Вот мы и вывели формулу успеха – духовное единение, общность целей, стремление к новым вершинам, творческий подход, неповторимость и индивидуальность. Руководствуясь этой формулой, мы идем вперед.

P.S. Гимназия №1 имени А.Кадырова – абсолютный (золотой) победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 2017. Подробнее о школе читайте в №8 от 20 февраля 2018 года.

Об авторе:

Анжелика ТАРАМОВА – учитель русского языка и литературы гимназии №1 имени Ахмата-Хаджи Кадырова

Фото Вадима Мелешко