«Да это не дети, а просто монстры!» – плачет очередная молоденькая учительница после сорванного урока. Не секрет, что часть «новобранцев» не выдерживает, покидает школу уже после первой четверти. Давайте посмотрим на проблему с разных точек зрения.

 

Вы не одиноки.  Почитайте специальную литературу, посоветуйтесь с опытными коллегами. Вы узнаете, что все специалисты переживали нечто подобное в начале рабочей деятельности. С чем мы сталкиваемся, независимо от жизненного опыта и стажа? 1 сентября – не только День Знаний, но и конец летних каникул. Дети всех возрастов еще не отошли от свободы, не включились в процесс учебы. Но даже первоклассники понимают: стоящий у доски взрослый человек отвечает за их образование.

 

Всегда нужно быть готовым к неожиданностям. Боюсь, этого в педагогическом вузе не проходят. Учась на третьем курсе Московского государственного университета, я получила от кафедры английского языка предложение: поработать с первым курсом на почасовой основе в качестве ассистента ведущего профессора. Мне было 19 лет. На первом же занятии самый умный студент, известный в профессиональной среде тип «вечного клоуна», весело выкрикнул: «Эй, ты знаешь, что некоторые из нас старше тебя?» Я спокойно ответила по-английски: «Кто из вас, старших, готов выйти к доске и провести занятие на английском языке вместо меня? И почему вы говорите по-русски?» Наступила тишина. Первый год работы дал мне неоценимый опыт. Когда я чувствовала, что сумела чему-то научить мою группу, у меня поднималось настроение, возникало ощущение полета. Укреплялась вера в свои силы, понимание того, что полученные мной совсем недавно знания пригодились на практике.

 

Работа с детьми отличается от всего остального, что вам приходится делать. Дети непредсказуемы. Еще не появился в природе класс, в котором все ученики будут сидеть 45 минут по стойке «смирно», с восторгом внимая вашим словам. Если у вас были в школе любимая учительница или учитель, неважно, какой предмет они вели, главный критерий прост: вам нравились их уроки! Сходите к ним на занятие, внимательно изучите их методику преподавания, приемы по поддержанию дисциплины. Обратите внимание на проблемных учеников, спросите, как ваши старшие коллеги справляются с ними.

 

«Дети сегодня другие». Часто приходится слышать эту расхожую фразу. Мне кажется, дети всегда другие; родители отличаются от детей, это естественно. Другим стал мир вокруг нас. Войны, террористические акты, стихийные бедствия, экономическая нестабильность, расслоение общества на бедных и богатых – и невиданная прежде доступность информации. Иногда событие еще не завершилось, а весь мир уже видит его по интернету в прямом эфире. Дети находятся в сети с первого класса…

 

Резко вырос уровень тревожности. Это неизбежное следствие как реальных событий, так и скорости распространения новостей. Появилась статистика, которой мы не знали раньше. Например, если 15-20% детей имеют физические и психические отклонения, простая арифметика поможет нам определить, сколько таких учеников находится в каждом классе. Достаточно одного нестабильного ребенка, чтобы сорвать урок. А если их в классе несколько? Может помочь школьный психолог. 

 

Важно понимать цели, интересы, потребности школьников. Нельзя научить детей силком. Старинный принцип педагогики гласит: если кролика насильно кормить травой, он умрет. Бесполезно заставлять заучивать сухую теорию наизусть. Нужно показать, как правила применяются на практике. Попытайтесь понять, что именно движет каждым ребенком, и попробуйте соединить их индивидуальные цели с учебным планом, с программой.

 

Никому еще не удалось разрешить конфликт криком. Не тратьте время на споры, не давайте себя вовлечь в бесполезные дискуссии. «Зачем нам учить глупую тему, грамматические правила, новые слова, составлять диалоги?» - спрашивают дети. Самый простой и краткий ответ: это требование программы обучения, нужно для подготовки к экзаменам и т.д. Не надо искать новые аргументы, переубеждать, доказывать. Сказали спокойно один раз – и пошли дальше.

Один действенный прием сразу помогает остановить ученика, единственная цель которого – прервать урок. Смотрим на часы, сообщаем всему классу: «Он/она (обязательно используем имя) уже отнял у нас 3-5-7 минут. Придется одно упражнение добавить к домашнему заданию». И тут же пишем на доске номер дополнительного задания на дом. Ученики сами заставят скандалиста замолчать.

 

Краткий план урока, написанный заранее на доске, всегда полезен. Напишите перед уроком на доске упражнения, которые нужно выполнить во время занятия. Домашнее задание пишите с первого занятия в одном и том же верхнем углу доски. Когда ребята выполнят упражнение, напишут небольшой тест, составят и проверят диалог, тут же зачеркните соответствующую строку в вашем плане. Ученики будут видеть ход урока, наглядно представлять себе, что еще предстоит сделать. Возникнет дух соревнования, желание «все успеть».

 

Не надо сравнивать учеников и классы или группы между собой публично. Один класс, группа, школьник сделают все запланированное быстро и попросят новые задачи; другой класс, группа, ученик справятся с половиной или вообще всего с одним пунктом. Стоит похвалить каждого за сделанное и не ругать за невыполненное. Подумайте, почему так получилось, попробуйте принять меры. Например, сильному ученику можно принести более сложное упражнение, а слабому дать сначала только одно задание.

 

Попробуйте обучать не только набору тем, но и вводить элементы практики. Например, тема «Генетически модифицированная пища». Из опорного текста старшеклассники узнали множество полезных фактов. Кроме того, подростки выучили новую лексику. Теперь они могут проверить нужные сведения в интернете на двух языках, сравнить приведенные сведения, перевести с английского на русский язык. Можно попробовать составить таблицу проблем и способов из решения в будущем или организовать круглый стол.

 

Неудачи случаются у всех. Даже опытные педагоги не всегда могут справиться с буйным нестабильным учеником. Тема, которая нам казалась легкой, может принести плачевные результаты на контрольной. Бывают дни и ночи, когда нам кажется, что мы никого ничему не научили. Конечно, стоит обдумать прошедший день, попытаться понять, что именно привело вас к провалу. Но не надо делать печальные глобальные выводы о вашей профнепригодности, не нужно резких движений. Если вы считаете, что совершили какие-то ошибки, это значит, что вы – человек. Все люди ошибаются.

 

Печально, но факт: довольно часто молодые начинающие педагоги легко приходят к выводу, что профессия учителя – не для них. Дети ужасно себя ведут, учитель перегружен бумажной работой, рабочий день не нормирован, зарплаты маленькие, требования большие, с родителями общаться невозможно... Если вы ощущаете себя так после первого года работы, возможно, данная профессия действительно не для вас. Но если, несмотря на все трудности, перегрузки, проблемы вы чувствуете желание снова увидеть юные нетерпеливые лица, если в вас горит желание поделиться своими знаниями, помочь сформировать молодые умы, принять участие в воспитании будущих граждан, дерзайте!

 

Общение с родителями – наша следующая тема.

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"