Нынешнее поколение школьников отличается от вчерашних выпускников. Сейчас за партами сидят владельцы навороченных гаджетов, которые научились играть в компьютер раньше, чем читать. Однако это поколение обладает особыми свойствами.

Оказывается, детям интересно всё, что можно сделать своими руками. Их уже не удивляет интерактивная доска, но восхищает обычная. Мел, который оставляет надписи, легко удаляемые тряпкой, приводит детей в восторг.

Точно так же у школьников вызывает уважение тот, кто умеет что-то делать своими руками. С особенным вниманием относятся нынешние дети к родителям. Нынешние взрослые заняты работой, постоянно решают проблемы, и дети ценят каждую минуту живого общения.

Нехватка живого общения – большая проблема, которая касается не только детей. Но именно дети помогают осознать остроту этой проблемы в обществе. Читая художественную литературу, ученики средней школы сталкиваются с большим количеством незнакомых слов. И это не только понятия, исчезающие из современной жизни – примус, брезент, радиола, но и лексемы, определяющие социальные и родственные отношения – сват, шурин, одногодка. Сократился лексикон употребляемых литературных слов. Агнец, алчный, одухотворённый… Даже развитые дети не знают значения этих слов. Русский язык беднеет – и наиболее ярко эта тенденция представлена в школе.

Мой личный учительский опыт позволил сделать и множество приятных открытий. Главная задача современного образования – не только обогатить ребёнка суммой знаний, но также развить умение получать нужную информацию, вызвать потребность в повышении уровня образования. Учитель и ученики должны научиться извлекать уроки из всего, что их окружает. Большим подспорьем в этом может стать русская литература. Литература относится к предметам эстетического цикла, которые формируют морально-нравственные качества учеников, воспитывают их. Но воспитывать нужно своим примером, значит, педагог должен постоянно повышать свой уровень.

Мир русского языка и литературы таит возможности для множества открытий. Ярким примером могут служить сказки Александра Сергеевича Пушкина. Они нужны не только младшим школьникам, ведь сказки насыщены яркими авторскими и фольклорными образами, сохраняют для потомков не только традиционные сюжеты, но и наследие древней русской культуры. В них упоминаются мифологемы и персонажи, исчезающие из активного культурного запаса, – остров Буян, русалки, богатыри, Черномор, волшебные витязи. Кроме того, сказки Пушкина могут стать источником обогащения словарного запаса школьников.

Вновь возвращаясь к сказочному материалу вместе с детьми, я открываю для себя совершенно новый мир, имеющий глубокую связь с фольклорным материалом. На основании опыта взрослого человека я смогла оценить глубину и целостность художественного пространства, основанного на верованиях древних славян. Таким образом, сказочный мир предстаёт с другой стороны.

Открытием является и то, как воспринимают ученики литературные тексты. Не секрет, что в последнее время разговорный русский язык стремительно меняется, и многие выражения, лексемы требуют пояснения. Для педагога-лингвиста открывается возможность проследить, как изменяется словарный состав языка, каким путём идёт его развитие. Это позволяет не только наметить работу по формированию словарного запаса учеников, но также проконтролировать собственный активный словарный запас, проследить за тем, чтобы речь педагога являла образец стиля и грамотности.

Одна из важнейших задач современного школьного образования – формирование универсальных учебных действий. Самый простой анализ всех необходимых учебных действий позволяет сделать вывод о том, что педагог, а также любой человек, занятый интеллектуальной деятельностью, должен обладать комплексом сформированных и развитых учебных действий. Учитель имеет уникальную возможность – вместе с учениками развивать свои навыки, воспитывать собственные личностные качества.

В этом смысле русская литература представляет собой буквально кладезь мудрости. Она способна обогатить человека знаниями в различных областях науки и культуры. Неоценимо значение исторических произведений А.С. Пушкина. Строя урок на межпредметных связях, я смогла познакомиться с произведениями музыки, живописи, и даже кинематографа, поскольку многие классические произведения успешно экранизированы.

Затверженные правила и знакомые с детства тексты обрели новый смысл. Каждый учитель выбирает – вести учеников за собой или идти по пути знаний вместе с ними, совершая удивительные открытия. Профессия педагога, безусловно, тяжела, но и благодарна, поскольку позволяет беспрерывно открывать для себя постоянно меняющийся мир.

Один из самых творческих видов деятельности – разработка элективного курса. Я разработала предметный курс для старшеклассников и реализую его в рамках учебной программы по литературе. Не секрет, что у школьников часто формируется предвзятое отношение к литературным произведениям, изучаемым в школе. Ожидание некой назидательности и примитивности толкования мешает школьникам увидеть прелесть и своеобразие литературных произведений. Поэтому темой элективного курса стали русские романы о любви. При реализации программы элективного курса пришлось освоить новые методы и приёмы работы, наиболее успешными из которых стали «круглый стол» и «педагогическая мастерская».

Элективный курс был составлен из произведений русской классической литературы. Открытием стало обнаружение связи, преемственности между произведениями девятнадцатого века и двадцатого. Обнаружилась связь между чувствами современников и взаимоотношениями, описанными в произведениях русского фольклора. Но главным открытием стало то, что школьники охотно включаются в обсуждение, не боятся формулировать собственное мнение.

Существует устойчивое мнение, что нынешние дети не читают. Это не так. Школьники испытывают потребность в новой информации, по-прежнему, как и во все времена, ищут ответы на вопросы. В программу элективного курса было включено более двадцати произведений. Настоящим открытием для меня стало то, что наиболее востребованными авторами оказались Владимир Маяковский, Иван Гончаров и Михаил Булгаков. Главное, что волнует школьников, – стремление к справедливости. Главное открытие, сделанное мной в процессе практической педагогической деятельности, – учитель должен быть справедлив.

 

Татьяна Анашкина, учитель русского языка и литературы средней школы №1 имени 50-летия «Красноярскгэсстрой» города Саяногорска Республики Хакасии, победитель XIX Всероссийского конкурса методических разработок "Сто друзей"