Использую учебники:

1.      В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков «История»: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования – 14-е изд., испр. - М.: Москва, издательский центр «Академия», 2015. - 448 с.

2.      В.В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков «История» (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 4-е изд., испр. - М.: издательский центр «Академия», 2015 год; - 256 с.

3.      Левандовский, Щетинов, Мироненко "История России, XX - начало XXI века. 11 класс. Учебник. Базовый уровень", 7-е изд., дораб. - М.: изд. «Просвещение», 2013. - 384 с.

 

Эпиграф

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний".

Д.С.Лихачев

Цели мероприятия

Образовательные: Расширение кругозора студентов в области культурно-исторического наследия России

Развивающие:

1.  Развитие профессионально значимых качеств личности студентов: гуманизма, духовности, душевной чуткости, ценностного отношения к ребёнку, культуре, творчеству; умения создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умения использовать в своей работе информационно-коммуникативные технологии.

2.  Развитие творческих способностей студентов.

Воспитательные:

1.      Воспитание гармоничной творческой личности.

2.      Развитие у студентов чувства патриотизма.

 

Задачи мероприятия

Образовательные: формирование у студентов представления об истории возникновения и характерных особенностях народных промыслов России.

 

Развивающие

1.  Формирование компетенций:

а) общекультурных:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

б) профессиональных компетенций:

- проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники);

- планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;

- организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста;

- организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста;

- проводить занятия с детьми дошкольного возраста;

- анализировать проведённые занятия;

- создавать в группе предметно-развивающую среду.

 

Воспитательные:

1.      Воспитание гордости за малую и большую Родину, уважения к богатому историческому и культурному наследию Подмосковья и России.

2.      Формирование интереса к профессии воспитателя дошкольного учреждения через получение

знаний о роли фольклора в воспитании детей дошкольного возраста.

 

Материалы и оборудование:

1.      Персональный компьютер, проектор.

2.      Презентация «Русские узоры».

3.      Музыкальное сопровождение.

 

Подготовительный этап:

Преподаватель заранее предлагает студентам на практических занятиях найти и обобщить материал о русских народных промыслах и возможности использования данного материала для разработки мероприятий в детских дошкольных учреждениях. Лучшие из материалов, собранных студентами, легли в основу итогового внеклассного занятия «Русские узоры».

Для проведения внеклассного занятия создаётся творческая группа из наиболее активных студентов, которые выступают в качестве ведущих, чтецов и совместно с преподавателем разрабатывают и проводят данное мероприятие. Преподаватель организует работу со студентами по отбору и классификации и оформлению материала, подбору музыки и созданию презентации.

Данный этап осуществляется в тесной взаимосвязи с руководителями практики.

В последующем студенты применяют полученные знания на практике в дошкольных образовательных организациях (проведение игр, занятий, праздников, посвященных русскому народному творчеству, с дошкольниками).

 

Образовательные технологии:

- проектное обучение;

- обучение в сотрудничестве;

- информационно-коммуникационные технологии.

 

Ход занятия.

 

Преподаватель: Народные промыслы России -  огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Конечно же, вы знаете о Хохломе и Гжели, о Городецкой росписи и Павлово-Посадских платках. Но, возможно, вы сможете сегодня не только ещё раз полюбоваться красотой, созданной руками русских мастеров, но и узнать новые интересные факты о, казалось бы, давно известном. А ещё мы покажем вам, как можно рассказывать о русском народном искусстве в детском саду. Ведь любовь к Родине прививается с детства через стихи, песни, сказки и народное изобразительное искусство. А что мы сами знаем о русских промыслах?

  1. В каком городе вяжут знаменитые пуховые платки? (Оренбург)
  2. На каких изделиях изображены лаковые миниатюры? (на шкатулках)
  3. Самая известная русская кукла? (матрёшка)
  4. В каком городе живут известные всему миру кружевницы? Вологде)
  5. В каком городе украшали прялки яркими узорами? Городце)
  6. Как называется рисунок по эмали на металлических изделиях? (финифть)
  7. Где отмечают весёлый праздник «Свистунья»? Дымково)
  8. Где расписывают керамику 30 оттенками одного цвета? Гжели)
  9. Плетёная обувь (лапти)
  10. Из чего делают игрушки в селе Богородском? (из дерева)
  11. Где искусство росписи по дереву называют золотым? (Хохлому)
  12. Какую посуду для приготовления чая изобрели тульские оружейники? (самовар)
  13. Из чего делали ягодные туески? (из бересты)
  14. Ярко-зелёный поделочный камень, часто упоминающийся в сказках Бажова (малахит)

1-й ведущий:

Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
Не от сивки, не то бурки,
Не от вещего каурки
Начинаем свой рассказ:
В сказку приглашаем вас.
Сказка по лесу идёт
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
В каждом доме и квартире
Сказка рядышком живёт.
Сказка – умница и прелесть –
Красоту нам создаёт.

 

2-й ведущий: А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи её искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях.
Куда ни глянешь – кругом весёлые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу. А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Богато творчество русского народа. Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои поделки. За каждой из них кроется тайна. Попробуем разгадать эту тайну русской души…

 

1-й чтец:

Деревянные сестрёнки,
Все одёжки расписные;
И мальчишки, и девчонки
Знают, кто они такие.

Вот их было целых восемь,
А теперь одна осталась;
У сестрёнки этой спросим,
Что же с остальными сталось?

И она нам рассказала,
Что когда-то на Руси
Эту хитрую игрушку
Мастера изобрели.

2-й чтец:

- Дать могу одну подсказку,
Хватит вам её вполне:
Все мои сестрёнки сразу
Помещаются во мне.

Ну-ка, что это за крошки?
Деревянные…

 

Вместе: Матрёшки!

 

2-й ведущий: Матрешка – это символ художественных промыслов нашей страны. Деревянная расписная кукла родом из города Сергиев Посад, ей всего около 100 лет.

Прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму скрывалась вся его семья. Игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он задумал сделать нечто похожее. Он сделал эскиз круглолицей крестьянской девушки в сарафане, цветастом платке и с черным петухом в руке. Следующая девушка - с серпом в руке. Ещё одна – с караваем хлеба. За ними – братец в расписной рубахе. Когда токарь выточил, а художник раскрасил игрушку, имя куклы пришло само собой – Матрёна. Считается, что первую матрёшку выточили и расписали в Сергиевом Посаде.


1-й ведущий: Самая известная 50-местная матрешка вытачивалась как символ Советского Союза для выставки в Монреале. Это была рекордная матрешка, в 1967 году над ней трудился целый завод. В Книгу рекордов Гиннеса 1970 года была занесена самая большая в мире матрешка, изготовленная на художественной фабрике "Семеновская роспись". Эта 72-местная русская красавица достигает в высоту 1,5 м, а ее объем - 75 см. Матрешка была передана в дар японскому правительству, а сейчас находится в Германии. Удивляет еще одна деталь: какой толщины были стенки матрешки. Стенки матрёшки были такими тонкими (0,5 мм), что просвечивали. При этом каждая из 72 кукол была со своим характером и нарядом...

 

2-й ведущий: Нынешняя техника вполне позволяет делать 20-50-местные матрешки. При этом дерево вытачивается до микрон. Но, сегодня существует и 100-местная матрешка. Она изготовлена в единственном экземпляре и хранится в фондах Исторического музея в Москве. А современный художник и изобретатель Анатолий Коненко создал самую маленькую в мире матрёшку. Высота крохотули 1,1 миллиметра. Выполнена матрёшечка из кости мамонта. Увидеть это чудо можно только в микроскоп в томском музее славянской мифологии. Новосибирский мастер микроминиатюры Владимир Анискин поместил самую маленькую матрешку в мире на торец человеческого волоса. Матрешка высотой 190 микрон (0,19 мм) установлена на торце волоса диаметром 110 микрон (0,11 мм). Все работы делаются вручную под микроскопом. Сейчас у Владимира Анискина есть свой музей микроминиатюр "Русский Левша" в Санкт-Петербурге.

 

1-й ведущий: Матрёшка – самый популярный русский сувенир. Все основные матрёшечные коллекции находятся за границей. У одного американца - 6 тысяч матрешек. Есть крупные коллекции и в Австрии.

 

3-й ведущий: Федоскинская миниатюра - это один из видов традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Роспись ведется масляными красками на изделиях, выполненных из папье-маше. Этот промысел сложился в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино. Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами. Федоскинская миниатюра выполняется масляными красками в три-четыре слоя. Оригинальной федоскинской техникой стало так называемое "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится отражающий свет материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои красок, этот материал придает изображению глубину, эффект "свечения". Федоскинские мастера поистине великолепно владели техникой росписи, умением соотносить композицию росписи с формой самого изделия.

 

3-й ведущий: Самыми популярными мотивами для федоскинской росписи были такие сюжеты, как "тройки", всевозможные "чаепития" за самоваром, сцены из российской крестьянской жизни.

 

3-й чтец:

Не она ль к реке подходит,
Светлых глаз с воды не сводит,
К речке наклоняется,
Смотрит, удивляется:
«Неужели это я,
Может, алая заря
В небе разгорается,
В речке отражается?»

Ох, недаром славится
Русская красавица!

Не заря повинна в этом,
Хороша зимой и летом
Та, что всюду славится, -
Русская красавица.

 

4-й ведущий: Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Один из наиболее известных видов русской народной живописи. Этот промысел берет свое название от одноименного большого торгового села, куда привозились для продажи изделия из окрестных сёл и деревень.

3-й ведущий: Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты.  Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому их так много в хохломской росписи.

 

4-й чтец:

Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы

Рощи-перелески.

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точёной–

Сарафан парчовый

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша ХОХЛОМА!

 

1-й ведущий: Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково. История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, их изготавливали изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски". В этот день вспоминают погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля (Хлынов – старое название Кирова). Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, вступили в бой два дружественных друг другу войска. По случайно погибшим ежегодно справляли тризну. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа

 

1-й чтец:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы!


2-й ведущий:

Эта игрушка появилась семь веков назад в деревне Филимоново под Тулой. В древности считалось, что незатейливые свистульки - это обереги, которые должны принести детям удачу. В этой игрушке много загадок, с которыми еще предстоит разбираться историкам и археологам. Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы. Три круга (или эллипса), составляющие основу многих игрушек из Филимонова, символизируют Время, Пространство и Вечную Материю. Вот такая троица. Игрушки из Филимонова жизнера­достны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.

 

2-й чтец:

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

 

1-й ведущий: Глиняные игрушки делали в России во многих городах и селах, но Каргопольские никогда с другими не спутаешь. Далеко на севере, в Архангельской области, расположен старинный русский город Каргополь.  Каргопольская игрушка отличается от игрушек любого другого уголка России своей выразительностью, эмоциональностью, самобытностью, а также своеобразными сюжетами. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт. Для многих эта роспись — не более чем геометрический узор. Чтобы узнать смысл узора, надо немало потрудиться: поработать в библиотеках и музеях.

 

2-й ведущий: "Берегиня" - знак Земли.Каргопольская глиняная игрушка. Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил "матери - сырой земли" и солнца. Земля для крестьянина была словно живое существо. Она "засыпала" на зиму и "присыпалась" от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.
"Полкан" - знак Солнца, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко.
"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.

"Медведь" - знак Плодородия. У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения.

3-й ведущий: Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

 

3-й чтец:

Красно-алые бутоны
В изумрудах листьях тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...

 

Букеты сказочных цветов

Глядят на нас с подносов звонких

И шёлк волшебных лепестков,

и трепет трав в сиянии тонком…

 

Венки цветов, букеты роз –

Их аромат неувядаем.

Ах, это жостовский поднос

Благоухает русским чаем.

 

4-й ведущий: Привольно расположилось на берегу полноводной Северной Двины старинное село Холмогоры, известное еще с XIV века. Окрест лежат коренные поморские земли, знаменитые своими отважными мореходами, рыбаками и зверобоями. Здесь, в Денисовке, родился великий русский ученый, просветитель, историк, поэт и художник Михайло Васильевич Ломоносов. Родное село стало называться его именем. Издавна поморы занимались резьбой по кости. Долгой северной зимой трудились при свете лучины, украшая тончайшим ажурным орнаментом гребни, ларцы да кубки.

Чудесные образы северной сказки рождаются под искусной рукой мастера, за каждым движением которой следишь, затаив дыхание.

 

1-й ведущий: Слово "Палех" знакомо всем. Название села в Ивановской области стало синонимом удивительного искусства многокрасочной живописи но черному фону. Сказочной феерией запоминаются зрителям огненные тройки, несущие ездоков среди морозных вихрей, жницы в окружении тяжелых золотых колосьев, герои пушкинских стихов и персонажи народных сказок. 
Стиль Палеха сложился под влиянием московской и ярославской школ древнерусской живописи. В XVII-XIX веках жители этого большого села занимались изготовлением икон.

 

2-й ведущий: Воля художника заставляет природу расцветать диковинными цветами, строит невиданные замки… Вьётся алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывёт на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждёт удалого молодца… Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны – и сияет золотое солнце, текут быстрые реки…

 

3-й ведущий:  Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные.

 

1-й чтец:

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись... (гжель).

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

 

4-й ведущий: Город Городец, наверное, один из самых доброжелательных провинциальных городков Нижегородской области. Расположен в 53 км выше Нижнего Новгорода.

Это одно из древнейших русских поселений на Средней Волге. Городец славился резьбой по дереву. Изделия имели неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами. Веселье в городце показано сдержано, но за внешней бесстрастностью персонажей угадывается много разнообразных чувств. И передаются они одним движением кисточки по белым замалёвкам лиц. Одной капелькой можно показать, как мужчина искоса наблюдает за своей избранницей.

 

2-й чтец:

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

 

1-й ведущий: По старой традиции в канун Нового года пекут в Архангельске фигурные вырезные пряники, украшенные цветной сахарной поливой. И с того момента, как воцаряется в доме пряный запах корицы и гвоздики, наступает радостное ожидание Рождества. Изготовление козуль было семейным занятием. Мужчины делали из узких полосок кровельного железа специальные формы-резцы, а женщины готовили замешенное на патоке тесто (теперь для цвета употребляют пережженный сахар). Украшали - «расписывали» пряники всей семьей, взрослые и дети.

 

2-й ведущий: В старину у каждого пряника было своё назначение – подарочный, свадебный, поминальный. «Медовый хлеб» (так называли пряник в старину) умел «разговаривать» с людьми на понятном языке. С давних пор считалось, что козуля приносит удачу. Так, например, люди верили, что если девушка сама испечет козулю, а потом подарит ее юноше, то в следующем году она обязательно выйдет замуж. Большую козулю дарили сразу для всей семьи. Считалось, что она принесет в дом удачу, станет его оберегом. Такой пряник удобно взять в руки, его можно поставить. Этого требовал обычай - сохранять подарочные козули на счастье до следующего новогодья. Их ставили на видном месте — в красный угол, на полку с посудой или в буфет.

 

3-й ведущий: Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в X веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI – XVII веках. В XVIII столетии основным центром миниатюрной росписи по эмали становится Ростов Великий. С тех далеких времен и до сей поры оно известно как "Ростовская финифть". Эволюция названия техники: из греческого "фингитис" (белый камень) превратилось сначала в "финипт", а затем в "финифть".

 

4-й ведущий: В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов. Недаром о Ростовской финифти можно сказать словами: «живая глубина».

 

1-й Ведущий: По сей день, уже более двух веков с 1795 года, павловопосадская платочная мануфактура бережно хранит и воплощает таинство изготовления, традиции орнаментов и рисунков павлово-посадских платков. В то время впервые производство было налажено купцами Грязновым и Лабзиным в мало кому известной деревушке Богородского уезда Московской губернии.
Павлово-посадские платки знамениты густым цветочным рисунком: по краям платка это пышные цветы. Также в павлопосадских платках используются восточные орнаменты (восточный огурец или пейсли — декоративный орнамент каплевидной формы).


1-й чтец:

Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин павло-посадский платок,
Что-то важное, вспомнила сразу душа
Как свободы глотнула глоток.


А в платке-то самом: поле, поле цветет!
И цветы в нем безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы!

 

2-й чтец:

В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором,
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.

 

Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В этот старый посадский платок

 

3-й ведущий: Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетённого на коклюшках. Откуда пришёл на нашу землю этот дивный промысел - загадка. Но Россия - страна непредсказуемая. Если уж попалась в руки наших мастеров аглицкая механическая блоха - быть ей подкованной.

 

4-й ведущий: Русские кружева - самобытны, многообразны по сюжетам и техникам. Работы вологодских мастериц представлены в открывшемся в Вологде Музее кружев. Если вам посчастливится побывать в этих краях - непременно загляните туда. Не пожалеете.

Русское лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства.

Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия, — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц.

Древнерусское лицевое шитьё - это «живопись иглой», близкая к художественному и образному строю иконы и фрески.

 

1-й ведущий: Пермогорская роспись — русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.

 

2-й ведущий: Чаще всего сюжеты изображали Птицу Сирин - птицу счастья, птицу-деву, птицу-берег!

Сюжетные росписи всегда жизнеутверждающие, радостные - это торжество жизни: цветы, домашние животные, жанровые сценки: катание на лошадях, выезд, посиделки, чаепитие, свадьбу и т.д.

 

1-й ведущий: Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Пух оренбургских коз не превзойден по качеству: эластичен, мягок, чрезвычайно легок, мало теплопроводен и прекрасно прядётся.

 

2-й ведущий: Талантливые оренбургские вязальщицы создавали редкие по своему мастерству образцы пуховых платков. Особенным изяществом славилась ажурная паутинка, имеющая длину и ширину по 2,5 метра и весящий 70 - 80 граммов. Ее свободно можно уложить в скорлупе гусиного яйца и протянуть через обручальное кольцо.

 

3-й ведущий: Касли — город, административный центр Каслинского района Челябинской области. Предметы Каслинского художественного литья поражают ощущением долголетия и прочности, если не сказать вечности, несмотря на всю хрупкость и ажурность.

 

4-й ведущий: Особым историческим событием для Каслинского завода была Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле. Украшающая вход в павильон скульптура Н. Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран-при". Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую "Россия". В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать "Россию" – ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу.

"Россия" не продается!" – эта фраза решила исход дела. Теперь увеличенная копия скульптуры "Россия" стоит в Кремле – официальной резиденции Президента Российской Федерации.

 

1-й ведущий: Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда.

 

2-й ведущий: Промысел возник в городе Великий Устюг Вологодской области в конце XVIII — начале XIX века. Орнамент шемогодских резчиков в народе называют «берестяным кружевом».

 

3-й ведущий: Вся эта красота создана руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили её: одни – работая с деревом, другие – с металлом, третьи – с тканями, четвёртые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прелестные детские игрушки.

4-й ведущий: В народных промыслах нашли отражение такие черты национального русского характера как умение видеть неброскую красоту родной земли, желание отразить её в своём мастерстве, подарить радость другим в силу щедрости души и любви русского человека к Родине.

 

Преподаватель: Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей. Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия.

А вот о том, как можно использовать тему народных промыслов в воспитании детей дошкольного возраста, расскажут студенты, которые проходят практику в детских дошкольных учреждениях города Орехово-Зуево. (Называются имена студентов).

 

Студент 1: Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы думаем, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Начать мы предлагаем с создания развивающей среды, например, с оформления уголков народного быта в каждой возрастной группе. Здесь можно поместить экспозиции «Русский народный костюм», «Народная игрушка», «Народные инструменты», представить образцы национальной вышивки, вязания, плетения, резьбы по дереву, образцы изделий народных промыслов. В русской «избе» можно проводить тематические интегрированные занятия по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, а также читать и рассказывать детям русские народные сказки. В обстановке русского быта ребенок быстрее запомнит потешки, пословицы, поговорки, приметы. В «избе» также можно проводить народные и обрядовые праздники, посиделки, вечера развлечения, театрализованные представления.

 

Студент 2: Можно также проводить занятия по приобщению детей к народной культуре. Рисовать узоры - хохломскую, городецкую роспись, расписывать матрёшек. На занятиях по лепке детям можно предложить вылепить и раскрасить народную игрушку. Конечно же, воспитателю необходимо заранее познакомить детей с народными промыслами, их особенностями и предназначением. Также мы считаем, что народные мотивы могут использоваться на занятиях по математике. Например, в игре «Подбери заплатку». Это могут быть также театрализованные занятия по математике.

 

Студент 3: В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В песенном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям. Поэтому отдельным направлением в процессе ознакомления детей с русским народным творчеством является музыкально-театральное направление. Это и музыкальные занятия, музыкальные, сюжетно-ролевые игры, театральные постановки, народные праздники. Всё это позволяет раскрыть перед детьми целостную и гармоничную картину русского быта.

 

Студент 4: Конечно же, мы не можем не упомянуть и спортивные игры, многие из которых уходят корнями в спортивные забавы наших предков: лапта, перетягивание каната, городки, горелки, «жмурки» и др. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Эта деятельность развивает ребёнка не только физически, но и интеллектуально, т.к. сочетает в себе действие, объект и слово.  Русские народные подвижные игры не должны быть забыты.

 

Студент 1: Таким образом, мы ещё раз убедились в том, главная задача воспитателя - пробудить душу ребёнка, развить заложенные в нём природой творческие способности, развивать духовно и физически. И для решения этой задачи как нельзя лучше подходит знакомство детей с народными промыслами.

Спасибо за внимание!

 

Литература

Научно-популярное издание «Самые красивые и знаменитые русские художественные промыслы». Ред.группа: М.Шинкарук, Л. Киселёва, О.Блинова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010. – 180, [4] с.

 

Интернет ресурсы:

1.      http://www.stihi.ru/2012/01/21/2217

2.      http://topref.ru/referat/78318.html

3.      http://artsorti.ru/narodnie-promisly/holmogorskaya-rezba/

4.      http://cinemamir.com/forum/iskusstvo/topic-481.html

5.      http://festival.1september.ru/articles/615750/

6.      http://www.izvestia29.ru/education/2013/12/07/7293.html

7.      http://festival.1september.ru/articles/412869/

8.      http://festival.1september.ru/articles/537065/

9.      http://dohcolonoc.ru/cons/5634-oznakomlenie-detej-s-narodnymi-promyslami.html

10.  http://raguda.ru/vs/narodnye-promysly-dlja-doshkolnikov.html

 

Лада Лазаренко, преподаватель истории Государственного гуманитарно-технологического университета Московской области, победитель XIX Всероссийского конкурса методических разработок "Сто друзей"