В современном
обществе, когда высокие технологии и технический прогресс все больше
захватывают временное и пространственное существование индивидуума, все меньше
остается времени и места для чтения и обсуждения прочитанного. Скажи мне, что
ты читаешь, и я скажу, кто ты! Обращение Крупской с просьбой и советом открыть
для себя творческое наследие Януша Корчака особенно важно в настоящее время. Конечно,
культурный педагогический Петербург знает о польском педагоге, но, увы, когда
речь идет о простых гражданах, их семьях, о подростках, которые учатся в
средних школах, колледжах, даже в вузах, тут картина иная...
Януш Корчак
(Эрш Генрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 (или 1879) года в Варшаве и умер в
концентрационном лагере Треблинка (Польша) 5 августа 1942 года.
Януш Корчак
- выдающийся педагог, детский врач, психолог, общественный деятель, великий
гуманист, автор книг «Ребенок в семье», «Дом сирот», «О школьной газете»,
«Шуточная педагогика» и многих других.
Януш Корчак
писал: «С ранних лет мы растем в сознании, что большое важнее, чем малое...
Мы говорим: "Великий подвиг, великий человек"... Уважение и
восхищение вызывает большое, то, что занимает много места... А ребенок мал,
легок, не чувствуешь его в руках... Слабый,
маленький, бедный. Зависящий — ему еще только быть гражданином... По-настоящему
он еще только будет... Дети живые, шумные, интересующиеся жизнью и ее загадками
нас утомляют...». Именно, от нас родителей-воспитателей,
учителей-воспитателей ребенок ждет совета, утешения, сочувствия, а не
«сурового приговора», наказания.
Корчак
очень метко подметил: «Годы работы все очевиднее подтверждали, что дети
заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с
ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых
усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая,
плодотворная и красивая!». Хорошо известно, что «дети составляют большой
процент человечества, населения, нации, жителей, сограждан — они наши верные
друзья. Есть, были и будут». Однако, до сих пор, несмотря на то, что мы
живем в XXI
веке, в странах Азии и Африки дети умирают от голода; их труд носит рабский
характер; детей используют как орудия убийства, вооружают и заставляют
взрываться, вместо того, чтобы накормить их и научить их писать и читать; детей
вскармливают не в любви, а в ненависти к человеку. Дети становятся жертвами
войн, как в Сирии и на Ближнем Востоке или в Донецкой области на Украине.
Знаток
истории и педагогики, Януш Корчак пишет: «Жестокие законы Древней Греции и
Рима позволяют убить ребенка. В Средние века рыбаки вылавливают из рек неводом
тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продают нищим, а малышей у
собора Парижской Богоматери раздают даром. Это еще очень недавно! И по сей день
ребенка бросают, когда он помеха...». Это было в прошлом, но и сегодня
существуют аборты, дети голодают, становятся жертвами террористов или слепыми
исполнителями террактов.
Страшно
подумать, но существует сексуальное детское рабство, разврат, педофилия. Януш Корчак говорил: «Уважайте текущий час
и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить
сегодня сознательной, ответственной жизнью? Жизнь - это хоровод
умирающих и вновь рождающихся мгновений... Внимание: современную жизнь
формирует грубый хищник, homo rapax: это он диктует методы действий. Ложь —
его уступки слабым, фальшь — почет старцу, равноправие женщины и любовь к
ребенку. Скитается по белу свету бездомная Золушка — чувство. А ведь именно
дети — князья чувств, поэты и мыслители. Уважайте, если не почитайте, чистое,
ясное, непорочное святое детство!».
Когда Янушу Корчаку сообщили, что войны в Европе не
избежать, и следует ждать самого страшного, пан доктор спокойно ответил, что он
пережил три войны, но самое страшное, что он видел - это когда пьяница избивал
ребенка.

Мог ли Корчак
бросить своих воспитанников из Дома сирот в самое страшное время? Нет, он
никогда бы не оставил своих ребят.
Януш Корчак
остался на своем боевом посту в годину испытаний. Когда немцы вероломно напали
на Польшу в 1939 году, Корчак начал стойко бороться за выживание еврейских
сирот, положение которых было очень тяжелым. Фашисты, согнавшие евреев в гетто,
считали еврейских детей «отбросами», которые подлежат уничтожению.
Януш Корчак
мужественно принял смерть. 192 еврейских сироты, педагоги Януш Корчак и
Стефания Вельчинская, еще 8 взрослых были умерщвлены в газовой камере
концентрационного лагеря Треблинка.
Даже в
последние дни перед смертью Корчак методично продолжал делать записи в своем
дневнике: «…поделился с бабушкой в
откровенной беседе, как мечтал о перестройке мира. Ни более, ни менее — только
выбросить все деньги. Как и куда их выбросить и что потом без них делать, я,
конечно, не знал, и не следует меня за это осуждать Мне было тогда пять лет. А
вопрос был трудный: что надо сделать, чтобы не было грязных, оборванных и
голодный детей, с которыми мне запрещалось играть».
Януш Корчак
хотел, чтобы мы прислушались к его советам: «Будь самим собой, ищи
собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем
намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты
способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать,
воспитать, научить. Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является
наукой о ребенке, а не о человеке».
Вместо
послесловия перечислим знаменитые заповеди, которые мы унаследовали, читая
педагогические труды Януша Корчака:
- не жди,
что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему
стать не тобой, а собой;
- не требуй
от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может
отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, а тот третьему, и это необратимый
закон благодарности;
- не
вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что
посеешь, то и взойдет;
- не
относись к его проблемам свысока, жизнь дана каждому по силам, и будь уверен
ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него
нет опыта;
- не
забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше
внимания на них, мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке;
- не мучь
себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Просто помни: для
ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное;
- ребенок -
это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, но он только плоти от
плоти, кровь от крови
- это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развития в
нем творческого огня, это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет
расти не наш, свой ребенок, но душа, данная на хранение;
- умей
любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку того, чего не хотел бы,
чтобы сделали твоему;
- люби
своего ребенка любым: неталантливым, неудачником, взрослым, обращаясь с ним,
радуйся, потому что ребенок — это радость, которая пока с тобой.
Лариса
Белобржецкая-Коста, преподаватель химии политехнического университетского колледжа,
член Российского химического общества им. Д. И. Менделеева с 2012 года,
Санкт-Петербург, Россия
Леслие
Рахиль Коста, студентка кафедры русского и романских языков, факультет
иностранных языков и коммуникаций Генуэзского государственного университета, Генуя,
Италия