В 1920 году Надежда Константиновна Крупская, супруга и соратница Владимира Ильича Ленина, написавшая значительное число эссе и статей по педагогике, известный политический деятель и председатель Главполитпросвета при Наркоме Просвещения СССР,  в предисловии к книге Януша Корчака «Как любить детей» написала: «Я думаю... что каждому человеку надо прочесть «Как любить детей». Книга эта способна заставить задуматься над очень многими вопросами, заставить повнимательнее присмотреться к очень многим явлениям жизни детских домов, повнимательнее отнестись к психике живущих в них ребят».

В современном обществе, когда высокие технологии и технический прогресс все больше захватывают временное и пространственное существование индивидуума, все меньше остается времени и места для чтения и обсуждения прочитанного. Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты! Обращение Крупской с просьбой и советом открыть для себя творческое наследие Януша Корчака особенно важно в настоящее время. Конечно, культурный педагогический Петербург знает о польском педагоге, но, увы, когда речь идет о простых гражданах, их семьях, о подростках, которые учатся в средних школах, колледжах, даже в вузах, тут картина иная...

 

Януш Корчак (Эрш Генрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 (или 1879) года в Варшаве и умер в концентрационном лагере Треблинка (Польша) 5 августа 1942 года. 

Януш Корчак - выдающийся педагог, детский врач, психолог, общественный деятель, великий гуманист, автор книг «Ребенок в семье», «Дом сирот», «О школьной газете», «Шуточная педагогика» и многих других.

Януш Корчак писал: «С ранних лет мы растем в сознании, что большое важнее, чем малое... Мы говорим: "Великий подвиг, великий человек"... Уважение и восхищение вызывает большое, то, что занимает много места... А ребенок мал, легок, не чувствуешь его в руках... Слабый,  маленький, бедный. Зависящий — ему еще только быть гражданином... По-настоящему он еще только будет... Дети живые, шумные, интересующиеся жизнью и ее загадками нас утомляют...». Именно, от нас родителей-воспитателей, учителей-воспитателей ребенок ждет совета, утешения, сочувствия, а не «сурового приговора», наказания.

Корчак очень метко подметил: «Годы работы все очевиднее подтверждали, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая!». Хорошо известно, что «дети составляют большой процент человечества, населения, нации, жителей, сограждан — они наши верные друзья. Есть, были и будут». Однако, до сих пор, несмотря на то, что мы живем в XXI веке, в странах Азии и Африки дети умирают от голода; их труд носит рабский характер; детей используют как орудия убийства, вооружают и заставляют взрываться, вместо того, чтобы накормить их и научить их писать и читать; детей вскармливают не в любви, а в ненависти к человеку. Дети становятся жертвами войн, как в Сирии и на Ближнем Востоке или в Донецкой области на Украине.

Знаток истории и педагогики, Януш Корчак пишет: «Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяют убить ребенка. В Средние века рыбаки вылавливают из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продают нищим, а малышей у собора Парижской Богоматери раздают даром. Это еще очень недавно! И по сей день ребенка бросают, когда он помеха...». Это было в прошлом, но и сегодня существуют аборты, дети голодают, становятся жертвами террористов или слепыми исполнителями террактов.

Страшно подумать, но существует сексуальное детское рабство, разврат, педофилия.  Януш Корчак говорил: «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? Жизнь - это хоровод умирающих и вновь рождающихся мгновений... Внимание: современную жизнь формирует грубый хищник, homo rapax: это он диктует методы действий. Ложь — его уступки слабым, фальшь — почет старцу, равноправие женщины и любовь к ребенку. Скитается по белу свету бездомная Золушка — чувство. А ведь именно дети — князья чувств, поэты и мыслители. Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное святое детство!».

 

Когда Янушу Корчаку сообщили, что войны в Европе не избежать, и следует ждать самого страшного, пан доктор спокойно ответил, что он пережил три войны, но самое страшное, что он видел - это когда пьяница избивал ребенка.

Мог ли Корчак бросить своих воспитанников из Дома сирот в самое страшное время? Нет, он никогда бы не оставил своих ребят.

Януш Корчак остался на своем боевом посту в годину испытаний. Когда немцы вероломно напали на Польшу в 1939 году, Корчак начал стойко бороться за выживание еврейских сирот, положение которых было очень тяжелым. Фашисты, согнавшие евреев в гетто, считали еврейских детей «отбросами», которые подлежат уничтожению.

Януш Корчак мужественно принял смерть. 192 еврейских сироты, педагоги Януш Корчак и Стефания Вельчинская, еще 8 взрослых были умерщвлены в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка.

Даже в последние дни перед смертью Корчак методично продолжал делать записи в своем дневнике: «…поделился с бабушкой в откровенной беседе, как мечтал о перестройке мира. Ни более, ни менее — только выбросить все деньги. Как и куда их выбросить и что потом без них делать, я, конечно, не знал, и не следует меня за это осуждать Мне было тогда пять лет. А вопрос был трудный: что надо сделать, чтобы не было грязных, оборванных и голодный детей, с которыми мне запрещалось играть».

 

Януш Корчак хотел, чтобы мы прислушались к его советам: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить. Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке».

 

Вместо послесловия перечислим знаменитые заповеди, которые мы унаследовали, читая педагогические труды Януша Корчака:

- не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой;

- не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, а тот третьему, и это необратимый закон благодарности;

- не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет;

- не относись к его проблемам свысока, жизнь дана каждому по силам, и будь уверен ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта;

- не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них, мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке;

- не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное;

- ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, но он только плоти от плоти, кровь от крови - это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развития в нем творческого огня, это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не наш, свой ребенок, но душа, данная на хранение;

- умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку того, чего не хотел бы, чтобы сделали твоему;

- люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачником, взрослым, обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это радость, которая пока с тобой.

 

Лариса Белобржецкая-Коста, преподаватель химии политехнического университетского колледжа, член Российского химического общества им. Д. И. Менделеева с 2012 года, Санкт-Петербург, Россия

 

Леслие Рахиль Коста, студентка кафедры русского и романских языков, факультет иностранных языков и коммуникаций Генуэзского государственного университета, Генуя, Италия