Многие учителя высказывались против интернета в школе, мол, зачем, если есть словари, энциклопедии, учебники. Потом в классы пришли компьютеры, электронные доски, интернет. И споры сами собой прекратились. Называть сегодня гаджеты новейшими технологиями уже смешно, потому что современные дети не мыслят себя без них. Для них мгновенная связь, возможность с помощью одного щелчка найти любые сведения о чем угодно – просто часть жизни. В новостях довольно часто встречаются сообщения о том, как маленький ребенок в случае несчастья сообразил, что надо нажать на кнопочку в мамином смартфоне и вызвать помощь. Моей крестнице исполнился год, я пришла ее поздравить. Первое, что сделала малышка, едва научившаяся ходить, - резво подбежала к игрушке, нажала на кнопочку, и заиграла музыка. Думаю, в начальную школу она придет, как и многие другие дети, уверенно владея гаджетом, обеспечивающим связь с родителями.

 

Идя по улице, я услышала такой диалог. Двое молодых людей возбужденно обсуждали посещение кафе. «Ты видел того типа в углу? Сидел и просто пил кофе! Ни компьютера, ни смартфона, ни наушников! Наверное, псих…» Да, мы живем в эпоху мобильных устройств, мы привыкли видеть вокруг людей любого возраста, которые или нажмают клавиши, или проводят пальцем по экрану, или слушают музыку, а может быть делают все разом. Не только в транспорте. Если присмотреться, у многих учеников во время контрольной или скучного урока в ушах наушники. Когда учитель задает трудный вопрос, ребята немедленно смартфоны и ищут ответ в сети. Попросите школьников найти какую-то информацию – они опять-таки обратятся не к громоздкому справочнику, а к своему удобному карманному устройству. Если новейший прибор есть не у всех, дети могут собираться вокруг счастливого обладателя и обсуждать увиденное хором. Думаю, процесс идет, и никто его остановить не сумеет, да и зачем? Однако обязательно стоит разработать нехитрые правила и ознакомить учащихся с ними.

 

Для части подростков запрет на использование мобильных устройств может оказаться неожиданностью. Нужно не один раз за учебный год объяснить им правила поведения; полезно также несколько раз прорепетировать реальную ситуацию.

Расхожая фраза «сегодня все дети имеют гаджеты» не совсем верна. Есть и семьи, и школы, и целые районы, где у людей попросту нет денег на приобретение смартфонов и прочей техники. Не у каждого ребенка дома есть свой компьютер и доступ в интернет. Неэтично требовать, чтобы все школьники явились на занятия с личным устройством; нельзя требовать с родителей, чтобы они покупали планшеты или иную технику.

Как быть, если у вас в классе один-два ученика не только владеют новейшими устройствами, но и регулярно приходят похвастаться новыми подарками своих состоятельных родителей? У меня всегда был и есть единый подход: мой класс – мои правила. Я не стану просить богатого мальчика или девочку поделиться со всеми, одолжить смартфон, потому что дорогую вещь могут сломать. А вот спокойно предложить убрать новинку в рюкзак и обратить внимание на доску имею право.

Конечно, у нас, педагогов, тоже есть свои устройства. Если мы точно знаем, на какие кнопочки надо нажимать, уверены, что использование техники принесет пользу, можно включить новые возможности в свой план урока. Нам нужно лишь представлять себе, сколько времени мы уделим такому виду работы.

По сути, использование любого мобильного устройства мало чем отличается от использования ИКТ в целом. Когда-то люди писали на глиняных табличках; были рукописные книги; появилось книгопечатание... Это естественное развитие как всего человечества, так и процесса образования. Как всякое изобретение, любые вспомогательные учебные пособия могут принести пользу, если пользоваться ими с умом и соблюдать меру. 

 

Наша собственная позиция и наши умения определяют то, как мы проводим уроки. Если мы сумели найти баланс, точно знаем, что ребята не начнут заниматься чем-то посторонним, мы можем предлагать им самостоятельно искать информацию, ответы на вопросы при помощи карманного электронного справочника (смартфона и прочих гаджетов). Сегодня они стали вездесущими. Недавно я увидела новый телесериал «Железный Кулак». Нет, он у меня «не пошел», но я поняла, чем он может привлекать подростков. В пилотном эпизоде есть такой момент. Герой устраивается на ночлег в Центральном парке Нью-Йорка. К нему подходит бездомный и дружелюбно предлагает: «Хочешь что-то узнать, проверить? Смотри, я нашел смартфон, он пока не отключился, давай воспользуемся!» Они садятся на землю под деревом и начинают искать нужные сведения в интернете. Я рассказала об этом группе молодежи – и получила в ответ одинаковые недоуменные взгляды. Да ведь это нормально! Самый храбрый юноша широко улыбнулся: «Хотите что-то узнать, проверить?» И достал из кармана мобильное устройство, а остальные готовы были расхохотаться.

Да, сегодня это нормально. Нужно просто привыкнуть к новой реальности и использовать ее во благо, а не во вред.

 

P.S. Я намеренно не касаюсь здесь сложной темы использования мобильных устройств для взаимной записи «крамолы», когда ученики включают камеру, едва войдя в класс, а учителя начинают делать то же самое. По моему мнению, это типичная ситуация, известная с древних времен. На латинском языке есть выражение reductio ad absurdum (доведение до абсурда). Это отдельная тема, имеющая отношение не к образованию, а к воспитанию, этике взаимоотношений нашей извечной триады "учитель-ученик-родитель".

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

 

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"