Успех в учении – один из источников внутренних сил ребят, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. В результате у детей сохраняется психофизическое здоровье.

 

Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Я соблюдаю следующие правила:

1. Хвалю за старательность! То есть за те усилия и старания, которые ученик приложил при выполнении задания или поручения.

2. Хвалю  действия, а не личность! Одобряю достижения ученика, а не оцениваю его лично.

3. Делаю акцент - за что хвалю! Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности.

4. Главное – чувство  меры! Помню:  похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Чрезмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху.

5. Нахожу, за что похвалить! Любой ребенок достоин  похвалы.

6. Останавливаюсь  на хорошем! Это повышает самооценку ученика. Такая  похвала не содержит упреков, условий и уточнений,  заканчиваю ее на хорошей ноте. Похвалив ученика, через некоторое время не разубеждаю его в значимости этого личного достижения.

7. Не противопоставляю  одного ученика всему классу! Не хвалю одного ученика, если его не поддерживает коллектив. Даже если он поступил правильно, чтобы не вызвать зависть.

8. Хвалю  без сравнений!

9. Закрепляю похвалу! В нужный момент улыбка, мимика обладают необходимой эффективностью.

10. Хвалю, сближаясь!

 

Как учитель физики, в 9-11 классах я использую прием «Умышленная ошибка». Работая с формулами, выполняя расчеты, допускаю ошибку. Задача старшеклассников не просто заметить ее, но и доказать свою правоту. Это вызывает повышенное внимание у школьников во время урока, они не просто списывают с доски, а следят за ходом мысли, проверяют каждый шаг, каждое мое действие. Когда я, наконец, считаю ошибку доказанной и соглашаюсь с ними, они испытывают радость успеха.

Знаю, что оценка важна и всегда обязательна. Но я применяю  метод  «отсроченной отметки»: дожидаюсь момента, когда мой ученик заслужит повышенную отметку. Этот способ позволяет ему увидеть свои достижения, помогает двигаться вперед.

 

Заметила, что в любом возрасте детям нравится быть не ведомыми, а ведущими. Поэтому часто применяю прием «Поменяемся ролями?» для того, чтобы ученики могли примерить на себя новые роли - педагога, эксперта, исследователя. Главное - учитывать желание самого ученика. Готовясь к новой роли, школьник добывает  необходимую информацию, советуется со мной, а это развивает в нем информационную, коммуникативную  компетентность. Например, в 7 классе, когда мы изучаем давление твердых тел, жидкостей и газов, всегда находятся желающие самостоятельно доказать зависимость давления от  площади опоры или от высоты столба жидкости (конечно, заранее подготовившись) и занять место учителя на уроке. Мне это дает возможность оценить степень понимания учениками темы, снизить степень тревожности школьников.

 

Перед любым тестированием, контрольной работой, зачетом использую прием самовнушения, который в образование пришел из психологии. Он помогает детям в  любом возрасте почувствовать себя более уверенным, способным, успешным.  

 

Приём «Эмоциональный всплеск». Для ребят гораздо ценнее слышать не просто

стандартные фразы: «Хорошо!», «Молодец!», а эмоционально окрашенные

высказывания, обращенные к конкретному ученику. Слова учителя, конечно,

экспромт, но, чтобы он состоялся, педагог должен иметь достаточный запас

таких фраз.

 

Я уверена, что большинство из вас используют в своей педагогической

деятельности прием «Авансирование». Смысл авансирования в

предварительном обсуждении того, что ребенок должен будет сделать:

посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего спектакля. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

 

Прием «Линия горизонта». Ученику необходимо дать какое-то поручение - написать доклад, подготовить презентацию. Однажды открыв для

себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, ребенок будет постоянно стремиться к этой деятельности, не считаясь с трудностями,

временными неудачами. У него будет формироваться уважительное

отношение к возможностям человеческого разума, восхищение перед его

бесконечным движением. Этот прием особенно пригодится при подготовке ребят к участию в олимпиадах, конференциях, физических турнирах.

 

Прием «Эмоциональное поглаживание». На занятии педагог,

обращаясь ко всем детям, хвалит их: «Вы у меня молодцы», «Умницы!»,

«Ребята, я горжусь вами». Ребенок начинает стараться, потому что поверил педагогу: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время

буду доказывать, что умница и молодец!» Таким образом, мы внушаем

ребенку веру в себя. Этот же прием хорошо работает, например, при

проведении инструктажа перед контрольной работой. В своей практике я

попробовала изменить традиционный инструктаж, начав контрольную работу в 10 классе словами: «Я очень хочу, проверяя эту работу, поставить вам отметки 4 и 5!

Но вы должны мне в этом помочь...».

 

Коллективная похвала. Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.

 

Прием "Эврика". Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.

 

Задания разной сложности. Этот прием взят из технологии дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, а самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.

 

Самостоятельный выбор. Ученикам предлагается задание, содержание одинаково для всех, однако они могут выбрать объем, сложность выполнения, могут решить, выполнять его индивидуально или работать в паре/группе, позвать ли на помощью учителя. Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, адекватной оценке своих сил и способностей.

 

Портфолио

Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы" и так далее. Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники главного героя портфолио.   

 

Татьяна Бауэр, учитель физики средней школы №4 города Донецка Ростовской области.