Архитектура, старинные вещи, картины, музыка, глиняные черепки, изразцы и кусочки бересты – все это письма из прошлого, несущие информацию о культуре, быте, чувствах людей, живших когда-то.

По произведению искусства, талантливо исполненному мастером, мы узнаем о тех или иных событиях, фрагментах действительности. Созданию каждого текста, как и любого объекта культуры, артефакта, ориентированного на внеязыковую действительность, предшествует духовная деятельность человека, так как автор (художник, скульптор, архитектор, музыкант) прежде чем создать свое творение, обдумывает его идею и выражает ее в определенной знаковой форме. Вот почему произведения искусства можно рассматривать как своеобразный текст, исполненный невербальными средствами. Язык искусства живописи, графики, музыки по-своему отображает окружающую действительность, передает информацию о предметах, природе и событиях, особым «закодированным» способом. Автор, создавая произведение, отражает в нем своё мироощущение, говорит с нами языком линий и цвета, каскадом архитектурных и музыкальных элементов, достигая своей цели в художественном творчестве. Язык искусства красив и многообразен, но говорить и читать на нем могут не все, а только люди, знающие и понимающие прекрасное, умеющие распахнуть свою душу и сердце навстречу автору, настроить свои мысли и чувства на одну волну с ним, стараясь проникнуть в самое сокровенное… И на этой волне понять, почему архитектуру называют «музыкой, застывшей в камне», а графику и живопись ― музыкальной.

В чем особенности художественного языка искусства, как научиться читать, говорить на нём, как узнать его основные «правила» и «алфавит»?

На нашем занятии я предлагаю вам поговорить о музыкальной графике как своеобразном тексте культуры, на её примере понять структуру и свойства знаковой системы искусств, увидеть единство и разнообразие их образного языка, познакомиться с основами создания графической композиции (текста) из элементов беспредметного мира.

 

Целевая аудитория: профессиональное сообщество.

 

Цель: ознакомить с возможностями средств музыкальной графики в создании графической композиции (художественного текста).

 

Задачи:

- создать ситуацию творческого взаимодействия участников мастер–класса на основе совместной отработки приемов и упражнений по изображению музыкальной графики;

- раскрыть специфику грамотного построения композиции из элементов беспредметного мира на основе восприятия музыки;

- провести рефлексию участников мастер-класса по результатам творческой деятельности.

 

Ожидаемый результат:

1. Создание участниками мастер-класса графической композиции на основе выразительных средств различных видов искусств (музыка, литература, графика).

2. Формирование аналитического и ассоциативного мышления на основе творческой импровизации.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, музыкальный центр, фонограмма, карточки с изображением эмоций, карточки с изображением различных средств выразительности графики, детские музыкальные инструменты, мольберты.

 

Структура мастер-класса

1.      Вводная часть.

Приветствие.

Музыкально–поэтическое вступление (стихи Э. Межелайтиса «Всплакнули струны скрипки», музыка «Кантабиле» Николо Паганини в исполнении Леонида Когана).

Постановка проблемы, целей и задач мастер-класса.

2.      Основная часть: Музыка и графика как единство и различие образного языка.

Выразительные средства музыки (язык).

Выразительные средства графики.

Сравнительная характеристика средств выразительности графики и музыки.

 а) «Тембровое звучание». Игра «Нарисуй звук».

 б) «Аккорд» ― взаимосвязь между отдельными элементами композиции.

 в) «Ритм» ― организующее начало композиции.

 г) «Интонация» ― эмоциональная окраска произведения.  

3.      Фронтальная работа: «Изобрази мелодию» (магнитная доска).

Слушание мелодии.

Определение ее ритма, динамики, построения.

Определение основных элементов композиции:

 а) симметрия, асимметрия,

 б) динамика, статика,

 в) равновесие,

 г) ритм,

 д) выделение главного.

4.      Самостоятельная работа

Слушание музыки.

Инструктаж.

Графическая работа (импровизация под музыку).

5.      Итог мастер-класса.

Выбор лучших работ самими участниками (самоанализ, взаимоконтроль).

Рефлексия.

 

Ход мастер-класса

1.    Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рад приветствовать вас на нашем мастер-классе. Предлагаю вам, уважаемые коллеги, послушать отрывок стихотворения прибалтийского поэта Эдуардаса Межелайтиса «Всплакнули струны скрипки…».

 

Под музыкальное сопровождение («Кантабиле» Николо Паганини в исполнении Леонида Когана) учитель рисует на доске и читает стихи:

«Всплакнули струны скрипки –

мелодия рванулась,

Бегом сквозь ночь пустилась,

спеша напев продлить, -

Как будто из клубка она

скользяще развернулась

И тонко заструилась,

как шелковая нить

И нить пошла кружиться,

и из витков спирали

Во тьме возникли кудри,

ресницы, губы, нос -

Всё, что извивы нити

на небе рисовали,

В склонённую чуть на бок

головку облеклось,

А нить всё рисовала,

кружась волнообразно…».

 

Презентация - слайды №№ 2,3,4,5,6.

 

Ведущий: Красивые строки, не правда ли? Вы, наверное, обратили внимание, как образно поэт сравнивает звучание скрипки с рисунком нитью… «А нить всё рисовала, кружась волнообразно…».

Много на свете различных искусств: литература, музыка, хореография, скульптура, архитектура. Различен путь каждого из них к сердцу и душе человека: одни мы воспринимаем зрением, другие – слухом. Но, несмотря на это, все искусства родственны. У них общая цель – передать людям мысли, чувства художника (композитора, поэта), его отношение к окружающему миру, к жизни, к людям.

Как вы думаете, уважаемые слушатели, о чём у нас сегодня пойдет речь?

 

Ожидаемые ответы слушателей: о музыке и искусстве, о графике и музыке, о связи различных видов искусства и художественного текста и т.д.

 

Ведущий: Вы совершенно правы: мы сегодня поговорим о художественном тексте, вернее сказать, о его создании на основе родства искусств, их синтеза и проникновении одного в другое. Тема нашего занятия: «Музыкальная графика». Что это такое: как вы думаете?

 

Слушатели: Может быть, это ноты, нарисованные на бумаге? Рисование под музыку, изображение музыкальных инструментов…

 

Ведущий: Да, ноты передают звуки, если ты музыкально образован, то можно их прочитать. А как быть, если не умеешь читать ноты? Можно ли нарисовать музыку так, чтобы рисунок воздействовал на нас как мелодия – вызывал определенные эмоции и чувства?

 

Слушатели: Рисовать музыку очень сложно, ведь мы её не видим!

 

Ведущий: Действительно, странно звучит – «рисовать музыку». Её можно исполнять, слушать, сочинять, читать о ней стихи, рассказывать… Стоп! Так?!  Но если можно о ней сочинять стихи или рассказывать, то почему нельзя рисовать? Но как? Вот в этом мы сегодня и попробуем разобраться. Вам, наверное, приходилось слышать такие выражения: «музыкальная живопись», «музыка, застывшая в камне» и т. д. Из данных выражений видно, что музыка связана со всеми видами искусств. А в чём заключается эта связь? Каким образом стихам, архитектуре, живописи передаётся музыкальность?

    2Ведущий: Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте выясним, как музыка и графика взаимосвязаны, что между ними общего (с помощью каких выразительных средств они воздействуют на наши чувства).

 

Она ещё не родилась,

Она и музыка, и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь…

О. Мандельштам

 

Ведущий: Сначала поговорим об образном языке музыки.     

 

Участникам предлагается послушать 2-3 музыкальных отрывка (М. Мусоргский «Картинки с выставки», Моцарт «Маленькая ночная серенада» и тому подобное) и определить главные выразительные средства музыки.

 

Ведущий: Каждое музыкальное произведение неповторимо, оно несёт в себе определённые чувства, вызывает у нас ответные переживания. Как вы считаете, через какие выразительные средства это достигается?

(Предполагается, что участники знакомы с основными средствами выразительности музыки).

 

Слушатели: Это звук, тембр, ритм, интонация.

 

Ведущий: Молодцы, совершенно верно, я бы добавил сюда ещё такие понятия, как гармония и мелодия.

 

Учитель выставляет карточки на доске: тембр, ритм, интонация, гармония, мелодия.

 

Ведущий: Всё выразительные средства, объединяясь в музыкальной композиции, представляют собой красивую музыку, построенную по законам гармонии. Научить законам, по которым создаётся гармоничная музыка, возможно, но создание музыки подчиняется тайне, до конца неизученной; это всё равно, что тайна души человеческой – она всегда останется неизведанной.

Графика не менее выразительна, и она также вызывает у нас определённые эмоции.

 

Участникам предлагается «прочитать» несколько художественных текстов графического искусства. Просмотр 2-3 работ художников С. Красаускаса, В. Серова, К. Хокусая

 

Ведущий: Графическая композиция, как и музыка, подчиняется определённым законам и имеет свои средства выразительности.

 

Участники мастер-класса, рассматривая репродукции, называют основные средства выразительности.   

Презентация, слайды №№ 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17.

 

Слушатели: Валентин Серов в портрете Тамары Карсавиной использует живописную линию; в работах Стасиса Красаускаса звучит линия и силуэт; Кацусика Хокусай в своих гравюрах применяет линию, пятно, штрих, фактурное звучание линии, переходящее в узор.

 

Ведущий: Образные возможности графических средств неисчерпаемы. Мастера рисунка владеют ими в совершенстве, передавая всё многообразие окружающего мира, находя свою тему, свой стиль в графике. Линии «звучат как весенний ветер», превращаясь то в оперение птицы, то в прозрачный панцирь насекомых, сверкающую поверхность раковины или серебро рыбьей чешуи…

 

3.  Ведущий: А  сейчас попробуем сравнить образные возможности графики и музыки. Для этого сыграем в игру «Угадай звук и найди рисунок».

 

Звучат различные музыкальные инструменты: скрипка, флейта, саксофон, контрабас, барабаны, орган. Участникам предлагается «на слух» определить, какой инструмент звучит и на предложенному рисунке (презентация, слайд №18) найти линию, пятно или штрихи, подходящие к данному тембру и звуку инструмента. Мнения могут быть разными, главное – показать, как окраска звука (тембр) связана с рисунком. Каждый участник может приводить свои ассоциации. Например, звучание скрипки – тонкая линия, саксофона – толстая волнистая линия, короткий отрывистый звук барабана – пятно или точка и т. п. 

 

Ведущий: Молодцы! Мы с вами верно определили музыкальный рисунок каждого инструмента и убедились, что звук и линия могут быть созвучны и иметь общую словесную характеристику: всевозможные звуки, звонкие и глухие, дребезжащие, угловатые и колючие имеют свой рисунок; всевозможные линии, толстые, тонкие, колючие, волнистые и спиралевидные имеют своё звучание. Но звуки сами по себе не передают красоту мелодии, любое музыкальное произведение звучит с помощью нескольких инструментов, тембровое звучание может состоять из одной нотки, а может объединять несколько звуков в аккорд.

 

Ведущий воспроизводит звучание нескольких аккордов на гитаре или скрипке, а затем на доске объединяет несколько линий или пятен в «аккорд – рисунок» (презентация, слайд № 19). Участники рисуют свои варианты аккордов.

 

Ведущий: Изобразить один звук или аккорд не так уж и сложно. А вот как изобразить мелодию?

 

Слушатели: Наверное, необходимо объединить все элементы рисунка в единую композицию.

 

Ведущий: Что такое композиция?

 

Слушатели: Это составление, сочинение, расположение элементов рисунка на листе.    

 

Ведущий: Верно, в этом нам поможет ритм. Что такое ритм?

 

Слушатели: Ритм (от греческого «мирное течение») – повтор в пространстве или во времени одинаковых (сходных) элементов и отношений через соизмеримые интервалы.

 

Ведущий даёт прослушать учащимся два фрагмента одной мелодии. В первом случае ритм отсутствует. Звучит музыка И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта».  

 

Ведущий: Что вы можете сказать о ритме прослушанных фрагментов? 

 

Слушатели: В первом фрагменте трудно понять характер мелодии, во втором ― четкий стройный ритм, передающий весёлое, бодрое настроение, мелодия узнаваема.

 

Ведущий: Любой гармоничный рисунок или мелодия построены на основе ритма. Звуки и линии, чередуясь, выстраиваются в определённый звуковой или линейный узор. Ритм – это организующее начало в композиции. Именно через ритм сообщаются произведению поэтические, музыкальные свойства.

Ну, а теперь попробуем создать все вместе эту мелодию на доске.

 

На магнитной доске у учителя представлены различные силуэты: звёздочки; кружочки; линии и т. п.

Ведущий на доске показывает первый вариант составления композиции. Остальные 2-3 варианта выполняют участники у доски (презентация, слайд №21,22).

 

Ведущий: Итак, мы прослушали мелодию, теперь давайте поищем линии или пятна,  которые напоминают нам это настроение… (Дети выбирают силуэт звёздочки).

 

Ведущий: Годится ли для изображения этой мелодии только одна фигура?                                         

 

Слушатели: Нет, музыка очень красивая, разнообразная, нужно добавить и другие элементы. Необходимо несколько пятен, линий (знаки-символы) объединить в группы. Красиво, равномерно расположить на листе.

 

На этом этапе очень важно поддерживать, поощрять любые попытки ребят проявить творческую инициативу. Всё, что делает или говорит учитель - это не примеры правильного решения, а направляющие вопросы, позволяющие ученикам предположить, как действовать дальше.

 

Ведущий: Вроде неплохо получилось, но чего- то не хватает. А как вы думаете? Какое настроение в работе - грустное, весёлое? Верно, настроение весёлое, можно добавить «радостных, весёлых» линий. Хорошо, вот теперь композиция зазвучала (презентация, слайд №22). Спасибо всем за отличную творческую работу!

 

4. Ведущий: А сейчас мы переходим к самому главному -  к музыкальной графике. При создании графической композиции постарайтесь вспомнить те законы, по которым идет построение любого рисунка:

1.      Формат.

2.      Симметрия, асимметрия.

3.      Динамика, статика.

4.      Равновесие

5.      Ритм.

6.      Выделение композиционного центра.

Необходимо создать рисунок-импровизацию не на тему, не на предмет. Импровизация на настроение, на эмоцию.

 

Участникам предлагается выполнить рисунок вместе с педагогом, а четырем участникам предлагается выйти рисовать на мольбертах самостоятельно - импровизировать под музыку с помощью линий.

Педагог начинает рисовать, а все участники по очереди продолжают импровизировать с помощью различных линий, передавая мел друг другу.

Включается музыка (Марчелло «Концерт для гобоя»), учитель читает стихи:

 

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце…

                                                       Н. Рыленков

 

Педагог заканчивает работу, дополняя рисунок участников, организовывая его в целостную композицию (презентация, слайд №23).

 

5. После рисования предлагается рассмотреть результаты работы.

 

Ведущий: А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю всем высказаться… (рефлексия). Что вы чувствовали, когда слушали музыку и рисовали? Что вам понравилось? Получилась ли у нас музыкальная графика? Удалось ли передать настроение музыки в нашем рисунке?

 

Участники отвечают на вопросы. Далее участникам предлагается посмотреть, какие рисунки получаются у детей в результате применения данного метода работы, просмотреть презентацию с комментариями ведущего.

 

Используемая   литература:

1.      Ванечкина И., Трофимова И. «Дети рисуют музыку»
Казань, 2000 г.

2.       Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
М., «Просвещение», 2000 г.

3.      Галлеев Б.М.  «Проблема синестезии в искусстве» Казань, 1973 г.                                                      

4.       Комарова Г. «К вопросу об артдиагностике», ж. «Искусство в школе», №1, 2007 г.

5.       Мелик-Пашаев А.  «Искусство не для искусства, или От арттерапии к  артпрофилактике», журнал «Искусство в школе», № 1, 2013 г.

6.      Новлянская З.Н., А.А. Адаскина, А.Б. Никитина, Н.Ф. Чубук «Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы».
М., «Просвещение», 2004 г.

7.      Савельева Е.А. «О художественных способностях детей», журнал «Завуч», № 6, 2000 г.

8.      Овсянников А.А. «Синестетичность словесных описаний музыки». Казань, 1999 г.

 

Юрий Горбачев, учитель изобразительного искусства и МХК специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №36 III-IV видов города Озерска Челябинской области, участник конкурса мастер-классов среди учителей образовательных организаций России

 

В прикрепленном файле – презентация к мастер-классу.