I.                   Мотивационный настрой.

На фоне музыки чтение стихов (на слайд проецируется перевод):

Эй джураи джон, бе ту джахонро чи кунам?

Бе ту гули сурхи аргувонро чи кунам?

Бе ту гули сурхи аргувон бисёрай,

Дил майли ту дорад, дигаронро чи кунам?

 

Перевод:

О, милая моя, не нужен мне этот мир без тебя!

Зачем мне этот алый прекрасный цветок без тебя?

Прекрасных алых цветков на свете полно…

Но сердце моё желает тебя, и только тебя!

 

Учитель: Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой–то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, манерах. Многие называют Восток мудрым. Многие - прекрасным.

Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры и познакомимся  с восточной  поэзией, ее малыми формами (жанрами).

Не секрет, что шахи и султаны содержали корпусы придворных поэтов и даже воевали между собой за возможность иметь при дворе лучших и талантливейших. Они это делали  не только потому, что любили истинную поэзию. Они знали, что стих популярного поэта тут же выйдет за пределы дворца, станет достоянием базара – средоточия идеологической жизни того времени.

 

II. Итак, тема мастер-класса - «Зажги свою звезду».

Цели: показать, какие методы и приемы я использую в урочной и внеурочной деятельности при работе с ТРКМ (технологией развития критического мышления), а также попытаться понять загадочную поэзию Востока, узнать и открыть новое,  воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.

Мы будем говорить о любовной лирике Востока в малых формах поэзии.

А каких авторов восточной поэзии вы знаете? (Джами Махтумкули, Низами Гянджеви,  Носир Хисроу, Омар Хайям, Рудаки (родоначальник поэзии на фарси),  Руми  Саади,  Хафиз Ширази, Фирдоуси).

Имена персидско-таджикских поэтов Рудаки, Фирдоуси, Омара Хайяма, Хафиза Ширази, Саади, Руми стоят в «золотом ряду» мировой поэзии и так же знамениты, как имена Данте и Петрарки, Шекспира и Байрона, Гете и Шиллера, Пушкина и Лермонтова. 

Переводы стихов персидско-таджикских поэтов или отклики и вариации на восточные темы есть у Жуковского и Пушкина, Фета и Есенина.

У прочитанного мною  стихотворения нет автора - оно народное (халки). Но мы с вами будем работать с малыми  авторскими  жанрами поэзии

 

Какие жанры восточной поэзии вы знаете? (Бейт, рубаи, касыда, газель и т.д.)

 

Проведем мастер-класс в не совсем обычной форме - форме литературной гостиной  «Встреча поэтов». Попробуем себя в роли стихотворцев, используя прием «Проба пера».  

Попрошу фокус-группу - участников мастер-класса - сесть за столики.

 

Прием «Проба пера» позволяет развивать творческие способности учащихся, критическое мышление, вырабатывает умение  создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты, развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.  Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое.  Также  данный прием неоценим в  работе кружка «Юный журналист» и  школьной газеты «Лицеист», редактором которой я являюсь.

 

Учитель: Вы будете работать в парах, разделитесь на пары. У вас на столах есть подсказка: как составлять стихи малых жанров (форм).

 

III. Пришла пора ознакомиться с жанрами восточной поэзии.

Бейт - двустишие, в котором содержится законченная мысль, может быть рифмованным и нерифмованным. В восточной поэзии из бейтов составляли газели, рубаи и т.п.

Тьма кос и лика лунный свет отняли все сполна:

И днем душе покоя нет, и ночью не до сна!

Газель состоит обычно из 5-12 бейтов, в первом из них рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка через строку. В последнем бейте обычно упоминается имя автора.  Основное содержание газелей - любовь, тоска влюбленных, философские раздумья.

Когда красавицу Шираза своим кумиром изберу,

За родинку её отдам я и Самарканд, и Бухару. (Хафиз)

Рубаичетверостишие, где рифмуются 1, 2 и 4 строки. Иногда рифмуются все 4 строчки. Это стих философского и любовного содержания, который содержит мысль, подчеркнутую в последней строке.

Цель творца и вершина творения  - мы.

Мудрость, разум, источник прозрения -  мы

Этот круг мироздания  перстню подобен. -

В нем граненый алмаз, без сомнения, мы.

Хорошее слово на востоке ценилось всегда. В мирное время поэты выступали на народных праздниках, соревнуясь в умении создавать короткие стихи.

Мы проведем встречу поэтов в виде мушайры – публичного состязания на звание лучшего поэта Востока.

 

Мушайра — древний поэтический конкурс. Еще во времена Омара Хайяма самые знаменитые поэты боролись за звание лучшего. В награду победителю его имя вписывалось на священный камень Кааба в Мекке. Сегодня новые времена, и главный приз на подобных конкурсах - деньги.

 

IV. Что требуется от вас, уважаемые мастера художественного слова? 

Создайте свои рубаи, бейты  или газели. У вас на столах таблички с названием жанров, в которых надо будет творить.

А наградой победителю будет Звезда на восточном небосклоне.

 

V. А пока фокус-группа создает свои творения, поработаем с произведениями знаменитых персидско-таджикских поэтов. Я прочитаю замечательные стихотворения поэтов Востока, а вы попробуете их озаглавить, используя ключевые слова.

 

Пояснение к приемам «Подбери название», «Ключевые слова»

На уроках выделенные учащимися в тексте ключевые слова могут служить пунктами плана решения учебной задачи.

На данном этапе литературной гостиной прием «Ключевые слова» помогает актуализировать личностные смыслы при работе с текстом и правильно подбирать названия. Ключевые слова или фразы отражают суть отрывков.

 

Итак, озаглавьте отрывки и предположите, кто их авторы.

Учитель читает стихотворные фрагменты, одновременно они демонстрируются на экране.

1. Омар Хайям

За любовь к тебе пусть все осудят вокруг,

Мне с невеждами спорить, поверь, недосуг.

Лишь мужей исцеляет любовный напиток,

А ханжам он приносит жестокий недуг.

 

2. Абулькасим Фирдоуси:

Раздавши дары, не печалься о них,

Знай цену, о, сын мой, сокровищ земных.

Знай, царственной доли достоин лишь тот,

Кто с легкостью отдал бы в дар небосвод.

 

3. Рудаки:

О горе сердцу, страсти нет в котором,

Любовь в котором не вплелась узором.

Один лишь день, что без любви ты проведешь,

Бесплодный самый, смотрит так с укором.

 

4. Хафиз Ширази

Пусть вечно с сердцем дружит рок,— и большего не надо.

Повей, ширазский ветерок,— и большего не надо!

Любимой давней верен будь, привязан будь к отчизне.

Далеких не ищи дорог - и большего не надо!

 

5. Омар Хайям:

Поутру просыпается роза моя,

На ветру распускается роза моя.

О жестокое небо! Едва распустилась –

Как уже осыпается роза моя.

 

6. Саади.

Изнемогая от любви,

У ног твоих умру от счастья!

Лишь позови меня, Лейли,

Я сердце разорву на части.

 

7. Джелаладдин  Руми

Любовь честна, и потому она 

для исцеления души дана.

Любовь способна даровать нам речь,

Заставить петь и немоте обречь!

 

Учитель: Итак, фокус-группа готова. Я думаю, пришла пора зажечь звезды на восточном небосклоне.

 

Участники фокус-группы читают свои стихи.

 

Учитель: Вопрос залу: достойны ли наши поэты звезды на восточном небосклоне?  Зажжем?

 

У каждого участника в руках своя звезда-светильник. Они зажигают свои звезды. Также можно приклеить стикеры-звезды на ткань или декорации.

 

VI. Демонстрация видеосюжета - отрывка из фильма «Королек - птичка певчая».

Учитель: Все вы, я уверена, помните замечательную историю любви Фериде и Кямрана в фильме, снятом по одноимённому роману Решата Нури Гюнтекина. Любви,  которая смогла вынести неистовые удары судьбы и пройти через долгие годы, но всё же сохранить свою первоначальную чувственность и правдивость.

 

VII. Предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Приносит ли людям несчастная любовь минуты радости?». (Ответы зала)

 

VIII.  Давайте попробуем аргументировать ваши мнения, поработав  в технологии РАФТ. 

Предлагаю участникам мастер-класса разделиться на 2 группы.

 

RAFT-технология - это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Тексты могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать обоснованные выводы, выносить свои оценки. ( Муштавинская И. В.)

Данная стратегия напоминает пятиэтапный способ написания текста, только в данном случае несколько четче структурируется процесс создания первичного текста.

Учащимся (в нашем случае фокус-группе)  предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать? (Несчастная любовь/Счастливая любовь)

А – аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф – формой. В какой форме вы будете писать (монолог, эссе, рассказ и т.д).

Т – темой. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

Эта структуризация помогает учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а кому-то - снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает боязнь оценки.

 

Итак, РАФТ 

РАФТ

 

1  ГРУППА

2 ГРУППА

Р

РОЛЬ

СЧАСТЛИВАЯ ЛЮБОВЬ

НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ

А

АУДИТОРИЯ

ЗАЛ

ЗАЛ

Ф

ФОРМА

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ

Т

ТЕМА

ЛЮБОВЬ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СЧАСТЛИВЫМ (?)

ЛЮБОВЬ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СЧАСТЛИВЫМ (?)

 

Учитель: На это задание вам, мои уважаемые помощники, дается 3 минуты.

 

IX. Залу я предлагаю послушать прекрасное стихотворение Омара Хайяма и  насладиться визуальными образами.

Демонстрация видеоролика.

 

«История любви бывает разной» 

История любви у всех бывает разной.

Бывает пылкая, бывает грустная, бывает и несчастной!

Бывает так, что чувства через мозг пролезть не могут от сомнений.

Что уберег, всё, что нажил, то и получишь без сомнений!

Я, повествую только о своём: что в жизни много разного и в нем

Мы усмотреть должны все краски бытия и была,

Чтоб не остаться у разбитого корыта. 

Нам жизнь всегда подарит шанс:

Кого любить, кого нам ненавидеть дружно,

И главное, поверьте мне, не спутать реверанс,

Чтобы не кланяться том, кому не нужно.

Желаю счастья всем, кто любит и любим!

Ведь жизнь без красок делает безликим. 

И мир, и жизнь, и радость, и любовь.

Любите, чтоб вас любили вновь!

 

Учитель: Итак, группы готовы? Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Слушаем монологи  групп). Приносит ли людям  несчастная  любовь минуты радости? (Вопросы участникам мастер-класса. Вопросы залу).

 

X. Тренинг «Чего и тебе желаю» для участников мастер-класса.

Учитель: Встаньте, пожалуйста, в круг. Будет лучше, если это будет полукруг, чтобы не стоять спиной к зрителю и залу.

Символом любви является сердце…  Почему именно сердце? Почему люди говорят: люблю всем сердцем, а не почками или легкими, например, сердце разбито (от любви), а не голова или сломана рука? Почему именно сердце? Потому что сердце - наша жизнь. Сердцем  можно чувствовать. Помните  легенду  о Данко, который вырвал свое сердце, чтобы осветить путь заблудившимся людям? Сердце - совершенный образ любви как силы, которая связывает мир. Вот почему говорят о двух половинках сердца.

Я передаю сердце (предмет в виде сердца, при этом называет имя участника) и говорю вам:

Омар Хайям советовал: «Храните ваши чувства». Любите и будьте любимы. Чего и тебе желаю. (Принявший передает сердце следующему, и так по кругу).

 

Учитель: Сегодня в образовательном процессе активно используются тренинговые технологии. Сейчас на этапе рефлексии мы провели тренинг «Чего и тебе желаю», который активно мобилизует, способствует социализации участника групповой работы, гармонизирует личность человека; способствует позитивному изменению Я – КОНЦЕПЦИИ.

 

XII. Залу я предлагаю следующее: Давайте мы с вами попробуем руками нарисовать сердце. Маленькое, среднее,  большое… Поднимите  руки и отправьте мысленно эти сердца дорогим вам людям. И пусть эти добрые сердца всегда вас окружают.

 

Лейла Джиоева, учитель русского языка и литературы Республиканского физико-математического лицея-интерната Республики Северная Осетия - Алания