Новизна: коммуникативная направленность мероприятия, главенствующее значение придаётся заданиям творческого характера, возможностям мультимедиа-компонентов. Дети являются активными участниками мероприятия, так как они готовят инсценировки рассказов, читают стихи, посвящённые Шукшину. Особая роль отведена зрительным образам, эмоциональному воздействию музыкального сопровождения.

 

Цель мероприятия: создание условий для развития общекультурной компетенции учащихся  через ознакомление с личностью и творчеством писателя, режиссёра, актёра Василия Макаровича Шукшина, развитие чувства  гордости  за  знаменитого  земляка; воспитание  чувства уважения к труду писателя, к чертам личности, которые помогают  позиционировать себя в окружающем мире.

 

Задачи:

-          Развитие детского творчества.

-          Выявление ярких, самобытных талантов.

-          Совершенствование исполнительского мастерства.

-          Расширение и обновление репертуара детского творческого коллектива.

-          Совершенствование образного мышления, внимания, речи.

-          Воспитание интереса к творчеству В.М. Шукшина.

 

Достигнутые результаты: Мероприятие вызвало у детей очень живой эмоциональный   отклик, не было ни одного скучающего ребёнка. Учащиеся очень ответственно отнеслись к подготовке мероприятия, с интересом слушали и с удовольствием читали стихотворения о Шукшине, очень артистично и по-актёрски выразительно проинсценировали сценку «Микроскоп», исполняли танцы и песни, играли на музыкальных инструментах.

Все присутствующие высказали пожелание провести подобное мероприятие в следующем году.

 

Продолжительность мероприятия: 1 час 20 минут.

 

Для проведения этого мероприятия требуется предварительная подготовка:

1. Участники литературно-музыкальной композиции учили стихи, песни, разучивали танцы, готовили инсценировку по рассказу В.М.Шукшина «Микроскоп».

2. Оформление выставок: «Писатель, актёр, режиссёр»; выставка книг писателя, «Сростки - родина Шукшина».

 

Оформление сцены: На заднем плане сцены портрет В.М. Шукшина, гроздь калины и тема мероприятия.

 

Оборудование: мультимедийная презентация «О Шукшине не просто говорить».

 

Ход мероприятия

 

Звучит песня “С чего начинается Родина”, слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.

Выходят чтецы.

 

1 чтец:

К той родине, что малою зовётся,

Протянута невидимая нить.

При встрече с нею робко сердце бьётся,

Как будто всё впервые предстоит...

 

2 чтец:

При встрече с нею возвращает память

К мальчишескому звонкому житью.

Места родные, я встречаюсь с вами

И сам себя уже не узнаю.

 

Хор исполняет песню “Край родной”. Слова А.Пришельца, музыка Д.Кабалевского.

 

1 чтец:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха и горя

Стародавнее это село.

 

2 чтец:

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пряный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков.

 

1 чтец:

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

 

Исполняется песня “Дом родной”. Автор текста Алексей Гоман.

 

3 чтец:

Вот и она, деревня Сростки,

Где над притихшею травой

Катунь, что дым от папироски

Безмолвно тлеет синевой.

 

4 чтец:

Какой простор! А на потеху

И в назиданье - в облаках

Луна сияет, как прореха

На старомодных башмаках.

 

3 чтец:

Умолкли трели певчей пташки,

Звенит ночная тишина.

Калина в розовой рубашке

Идет по тропке Шукшина.

 

Исполняется танец «Хоровод».

Песня «Где над Катунью калина гнется». Авторы текста Г.Заволокин, Ю.Колоколов, А.Заволокина.

 

5 чтец:

Память чуть кулисы приоткроет

И уже - захочешь - не закрыть.

Ах, какие старые герои!

Им хотя б костюмы подновить...


 

6 чтец:

Но смешны уже былые драмы,

И трагичен старый водевиль.

Только режиссер ещё упрямо

С давних текстов стряхивает пыль.

 

5 чтец:

Он глядит прощающе прощально

В закулисной эпопеи даль,

И полны значеньем изначальным

И его улыбка, и печаль.

 

Сценка из произведения В.М. Шукшина «Микроскоп».

 

В центре сцены стоит стол, за ним старший сын учит уроки, младшие дети играют в игрушки, жена подметает пол.

 

Жена: Чего это ты, как луна светисься?

Андрей показывает на коробку.

 

Андрей: Вот, дали за ударную работу.

Открывает коробку, достает микроскоп.

 

Андрей: Микроскоп.

Жена: Для чего он тебе?

Андрей: Луну будем разглядывать!

Сын и отец начинают смеяться.

 

Жена: (обиженно) Чего вы?

Отец с сыном продолжают смеяться, жена наводит строгий взгляд на мужа.

 

Андрей: Ты знаешь, что тебя на каждом шагу окружают микробы? Вот ты зачерпнула

кружку воды... Так?

Зачерпывает кружку воды.

 

Андрей: Ты думаешь, ты воду пьешь?

Жена: Пошел ты!..

Андрей: Нет, ты ответь.

Жена: Воду пью.

Андрей смотрит на сына, подмигивает ему.

 

Андрей: Воду она пьет!.. Ну не дура?..

Жена: Скважина! Счас сковородник возьму.

Андрей делает серьезное лицо.

 

Андрей: Микробов ты пьешь, голубушка, микробов. С водой-то. Миллиончика два

тяпнешь и порядок. На закуску!

Отец и сын смеются, жена уходит за сковородником.

 

Андрей: Гляди сюда.

Настраивает микроскоп, капает капельку воды на стекло, прикладывается к трубе. Сын стоит за ним и тоже хочет посмотреть.

 

Сын: Пап!..

Андрей: Вот они, собаки!.. Разгуливают.

Сын: Ну, пап!

Андрей: Туда-сюда, туда-сюда!.. Ах, собаки!

Сын: Папка!

Жена: Дай ребёнку посмотреть.

Отец уступает место сыну, глядит ему в затылок.

 

Андрей: Ну?

Сын молчит.

 

Андрей: Ну?!

Сын: (кричит) Вот они! Беленькие...

Отец оттаскивает сына от микроскопа, дает место матери.

 

Андрей: Гляди! Воду она пьет...

Жена долго смотрит одним глазом, другим глазом.

Жена: Да никого я тут не вижу.

Андрей хлопает себя руками по бокам.

Андрей: Оглазела! Любую копейку в кармане найдет, а здесь микробов рассмотреть

не может. Они ж чуть не в глаз тебе прыгают, дура! Беленькие такие...

Андрей отталкивает жену от микроскопа, а сам смотрит в трубку. Жена стоит сзади мужа.

 

Андрей: Смотри, што делают! Што делают!..

Жена: Мутенькие такие. Вроде как жиринки в супу? Они, што ли?

Андрей отвечает, не отрываясь от микроскопа.

Андрей: Ти-ха! Жиринки! Сама ты жиринка. Ветчина целая.

Сын засмеялся, мать дает ему подзатыльник, подводит к микроскопу младших.

Жена: Ну-ка, ты доктор кислых щей!.. Дай детям посмотреть. Уставился.

Андрей уступает место детям, сам взволнованно ходит по комнате и чешет себе

затылок, дети смотрят в микроскоп.

 

Жена: Ну, все, хватит смотреть. Ужинать пора.

Жена и дети накрывают на стол, Андрей продолжает ходить по комнате.

Все усаживаются за стол, Андрей, зачерпнув ложку супа, показывает её сыну.

 

Андрей: Сколько здесь приблизительно?

Сын наморщил лоб.

Сын: С полмиллиончика есть.

Андрей прищурил глаз на ложку.

Андрей: Не меньше. А мы их - ам!

Проглатывает ложку супа и хлопает себя по груди.

Андрей: И - нету. Сейчас их там сам организм начнет колошматить. Он-то с имя управится!

Жена перебивает мужа и кивает головой в сторону микроскопа.

 

Жена: Небось сам выпросил? Лучше пылесос бы дали. А то пропылесосить и нечем.

 

Автор: Закончив ужинать, семья Ериных ушла спать, а микроскоп остался на столе.

 

7 чтец:

Калина красная грустит

В родном селе - далеких Сростках,

И боль под окнами стоит

Поникшей, сломанной березкой.

 

8 чтец:

У всей России на виду

Багряной гроздью билось сердце,

Чужую знавшее беду,

Чтоб на свою не заглядеться.

 

Вокальная группа исполняет песню «Рассвет - чародей». Музыка Владимира Шаинского,
слова Михаила Пляцковского.

 

9 чтец:

Колдовская пора предрассветная,

Заря разлилась в полнеба.

Пахнет ветер рекой и ромашкой

И свежестью теплого хлеба.

Постою на крылечке немножко

И тихонько по тропке пройду,

С ледяной водой из колодца

Отражения звезд зачерпну.

Если спросят меня хоть однажды,

Где силы для жизни беру?

Я отвечу: “У ветра, у речки,

И у звездной воды,

Что на зорьке я пью”.

 

Исполняется танец “Ложкари”. Песня «Ой при лужке при лужке».

 


10 чтец:

Русский быт - царевны да лягушки,

Дальний путь за тридевять земель.

Русский дух - гармошки да частушки,

Теплых слов неповторимый хмель.

 

11 чтец:

Не кружитесь вороны напрасно,

Не пытайтесь веры нас лишать!

Будет греть костер калины красной!

Будет петь сибирская душа!

 

Сростинские частушки.

Наша Родина богата,

И Алтай наш славится

Медом, хлебом, облепихой,

Катунью - красавицей.

 

Кандычки зацвели,

Огоньки поспели.

Гармонисты пришли,

Девочки запели!

 

Дайте кругу шире, шире –

Разойдусь, так разойдусь!

Родилася я в Сибири

И морозов не боюсь.

 

Я по бережку пойду,

Калину красную найду.

Калина красная, как кровь,

Как безответная любовь...

 

Село Сростинское   

До чего красивое!

Потому что родина

Шукшина Василия.

 

Наш Алтай очень красивый,

Катунь - светлая вода,

Кто приедет в Сростки

Не уедет никогда.

 

Эти Сросточки прославились –

Известные давно:

Наш земляк Шукшин Василий

Здесь снимал свое кино.

 

Побываем в Верх-Обском,

Также - в Полеводке.

А в деревню Шукшина

Поплывем на лодке.

 

В Барнауле - тучи, тучи,

В Сросточках - гроза, гроза;

На залету рассердилась

Не смотрели бы глаза!

 

Кто поедет на телеге,

Ну а мы пойдем пешком,

Кто частушечек не знает –

Приходите к нам с мешком.

 

12 чтец:

Снова смотрит он с телеэкрана -

Вновь живёт, а не играет роль.

Небольшой, но с сердцем великана,

А в глазах огонь, печаль и боль.


 

13 чтец:

А в глазах любовь и слезы,

Потому что в роще за рекой

Снова заневестились березы,

Украшая край его родной.

 

12 чтец:

Слов простых немыслимая сила

Рвется в наши души и сердца –

Значит, жив ещё Шукшин Василий

И не будет жизни той конца.

 

«Песня над Катунью». Памяти В.Шукшина

Шумовой оркестр. Мелодия «Пчелочка златая».

 

14 чтец:

И облака плывут над головой,

И небо обнимается с Пикетом,

И мне опять на круче вековой

Недужить наступающим рассветом.

 

15 чтец:

В настроенной сторожко тишине

Душа горит, корежась, как берёста.

Непросто говорить о Шукшине,

Живое слово подобрать непросто.

 

16 чтец:

Всё это происходит от того,

Что сам бывал раним слепым зарядом,

Что бунтари и «чудики» его

По всей земле со мною жили рядом.

 

17 чтец:

Еще держу связующую нить,

Но и о спуске думаю отлогом.

О Шукшине непросто говорить,

О нем бы петь, и петь высоким слогом!

 

Хор исполняет песню “Что может быть лучше России?”. Музыка Е.Крылатова, слова Л.Дербенева.

 

Неля Яббарова, педагог-организатор Воеводской школы-интерната Целинного района Алтайского края