Задачи: формирование у учащихся умения сопоставлять свое видение проблемы с авторским замыслом, развитие у  учащихся способности критически мыслить, рассуждать, предполагать, анализировать, обосновывать свою точку зрения по данной проблеме, применяя выборочное чтение.

Оборудование: учебник, тетрадь с печатной основой, портреты писателей Д. Родари, К. Коллоди, Г.-К. Андерсена, С. Я Маршака, детские рисунки, оформленные в выставку, книга Д. Родари «Приключения Чиполлино».

 

Ход урока

 

1.Актуализация знаний.

Чтение загадки учителем.

Папа – лук и мама тоже,

Дети все на них похожи.

Старший – верный друг и малый,

Сделал добрых дел не мало.

                                                 (Чиполлино)

В какой сказочной повести он живет?

Кто придумал его и весь овощной народ?

Мы сегодня еще урок гостим в этой сказке и все вместе сделаем важный вывод об этом персонаже.

Какое домашнее задание вы получили? (Краткий пересказ сказки, иллюстрации к сказке).

 

2. Введение в тему.

Артикулярная разминка.

Чистоговорка:

Ом-ом-ом – отобрали милый дом.

Прочитать медленно орфографически, орфоэпически.

Кому из сказочных героев могут принадлежать эти слова? С какой интонацией их надо прочитать? (Скорби, грусти и вздохнуть в конце фразы, как это делал кум Тыква). Найти на выставке рисунок, иллюстрирующий чистоговорку.

 

Кого называют героем в литературе?

Есть ли другой смысл у этого слова?

Герой (1 значение - главное действующее лицо литературного произведения, 2 значение – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости).

 

Кого можно, на ваш взгляд, в произведении назвать героем во втором смысле этого слова?

 

Тема открывается на доске: «Чиполлино – настоящий герой».

 

Тема, действительно, так и звучит.

А что нам предстоит доказать?

Цель: убедиться, что Чиполлино – настоящий герой.

А как будем убеждаться? (Опираясь на текст).

Значит, какое чтение мы сегодня применим? (Выборочное).

 

3. Работа по раскрытию темы урока.

Посмотрите, на доске написаны имена героев – действующих лиц.

Чиполлино – сын                принц Лимон

Чиполлоне – отец               синьор Помидор

Мастер Виноград               графини Вишни

Кум Тыква

Кто они в своей стране? (Народ и правители).

Каким был народ? (Бедный, необразованный, униженный).

А правители? (Спесивые богачи, неуважающие, притесняющие, угнетающие, обижающие свой народ). Докажите чтением отрывка (с. 154).

А когда народ долго обижают правители, он поднимается на борьбу. И у него всегда будут свои герои, лидеры.

Может быть таким лидером кум Тыква? (Нет - он стар, слаб).

Выборочное чтение в подтверждение ответов.

Ну, тогда мастер Виноград? (Нет, он будет стоять в стороне).

Доказать словами из текста.

Чиполлино – отец? (Нет, он тоже стар и к тому же посажен в тюрьму).

Тогда кто же? (Чиполлино).

И вот с чего он начал свою борьбу.

 

Чтение диалога «Первая встреча Чиполлино и синьора помидора у домика кума Тыквы» (сцена с зеркальцем) по ролям заранее подготовленными детьми. Выбор на доске рисунка – иллюстрации этого диалога.

 

Что возмутило Чиполлино? (То, как синьор Помидор разговаривал со стариком).

Что стало его оружием? (Его слово).

А каким надо быть, чтобы так разговаривать с синьором Помидором? (Смелым).

 

Работа в тетради.  Страница 21 – заполнение характеристик Чиполлино.

 

Только ли словами боролся Чиполлино против угнетателей? (Поступками).

Какой поступок – как борьба против несправедливых правителей - описан в главе? (Краткий пересказ). Он показал этим поступком, что не будет мириться с несправедливостью. Какая черта его характера выходит в этом эпизоде на первый план? (Справедливость). Выделение новой характеристики героя из предложенных в тетради, нахождение к сюжету рисунка на выставке детских рисунков.

Какими еще чертами обладает Чиполлино? (Веселый, с чувством юмора, добрый, умеет пожалеть всех, кто страдает, даже  Мастино – прислужника синьора Помидора).

 

Зачитать отрывок о том, как Чиполлино расхваливал перед Мастино чистую питьевую воду в бутылке. Найти рисунки – иллюстрации.

 

Вот такой наш герой Чиполлино.

Начал как одиночка с высмеивания господ, а закончил тем, что с помощью друзей освободил народ из тюрьмы. Освобожденный народ поднялся на борьбу против угнетателей.

Чего же они добились?

 

Зачитывает отрывок – окончание сказки – подготовленный ученик. (Чиполлино находит себе верных друзей и с их помощью освобождает из тюрьмы отца и других узников – всю бедняцкую огородную братию. С криком «Долой принца Лимона» вся овощная деревня в конце концов загонит в темницу своих мучителей и дармоедов Помидора, Лимона и Вишен, а замок злых графинь превратится в весёлый дворец детей. Там есть и комната для рисования, и театр кукол с Буратино, и кино, и настольный теннис, и множество игр. Там есть и самая лучшая, самая интересная и полезная для ребят игра – школа. Чиполлино и Вишенка сидят рядом за одной партой и изучают арифметику, грамматику, географию, историю и все остальные предметы, которые надо знать, чтобы защищаться от разных плутов и держать их подальше от родной страны).

 

Мы смогли доказать, что Чиполлино - настоящий герой? Что нам удалось узнать?

Как писатель относится к своему герою?

А наше отношение к нему?

Чему учит сказка? (Полнее можно ответить, прочитав ее полностью).

 

4. Обобщающая беседа.

Джанни Родари давно нет в живых, но по этой сказке мы можем понять, каким он был человеком. Каким же?

 

Доклады о Джанни Родари, подготовленные детьми.

 

5. Итог урока.

Кому можно поставить отметки? Дать самооценку.

Елена Кочетова, учитель начальных классов лицея №4 города Саранска Республики Мордовия