Такой ребенок появился и в нашей школе. У Максима ДЦП с рождения, он брат моего ученика Артема Шустова, который в этом году заканчивает 11 класс.

Я была наслышана об этом замечательном мальчике от брата, который восторгался его умственными способностями и памятью. Максим запоминал не только небольшие стихотворения, но и поэмы. Родителей братьев я часто видела на классных собраниях, иногда они были вынуждены брать Максима с собой. И тогда у всех,  видевших это,  сжималось сердце, потому что папа нес его на руках, а он был уже к этому времени  рослый мальчик.  Время шло, и вот Максим стал учащимся нашей гимназии.       

Каждый день я вижу, как его родители привозят мальчика  в инвалидном кресле, потом водят в корсете из класса в класс. Мальчик старается не обращать внимания на пытливые взгляды, сначала одноклассников, а уже потом учащихся гимназии. Конечно,  время – это то, что помогает привыкнуть ко многим обстоятельствам. К концу учебного года учащиеся 4 класса «В» подружились с Максимом, помогали ему во всем, и он готов был помочь им по мере своих сил. Безусловно, во многом благодаря замечательному педагогу, Евгении Вячеславовне Филенковой, ее мудрости, опыту работы с детьми, терпению и состраданию.

В прошлом учебном году Максим закончил четвертый класс с хорошими результатами, его называют « звездочкой» и гордятся им. Он принимал участие в Московской городской олимпиаде «Знаем русский язык» среди учащихся с ограниченными возможностями и стал победителем этого конкурса. Максим - замечательный человечек, открытый, улыбчивый, добрый. Но что творится в его душе, сердце, открытом людям, не знает никто.

Я прочитала книгу Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и принесла ее в класс ребятам. Выстроилась очередь, читали быстро, передавая друг другу, как будто взялись за руки, объединенные одной тайной – тайной ребят из класса коррекции, жизнью и смертью мальчика-инвалида Юры. Очень важно читать ОДНУ книгу, потому что  мы как будто делимся своими чувствами с каждым.  Мы стараемся видеть все таким, как есть, пусть даже очень неприглядным – от жизни не стоит прятаться. Человеческая боль – это то, что нас окружает,  то, что рядом, близко. Именно мы можем кому-то помочь притупить боль – взять немного на себя, мы не должны закрыть дверь перед человеческим горем.

Мы не планировали  какой-то особый урок-обсуждение, просто копили мысли и слова. Когда все прочитали книгу и готовы были высказаться, я поняла, что пора. Я видела, как изменила ребят книга, да и за год они повзрослели. Очень важно, чтобы эту историю прочитали и родители моих ребят.

Кроме основных проблем, поднятых автором, мы открыли для себя еще одну, важную для нас: комфортно ли ученику-инвалиду в общеобразовательной школе?

Мнения разделились.

«Я думаю, что дети-инвалиды не должны скрываться. Они должны жить обычной жизнью.  Они должны жить в нашем мире, а не в своем. Они должны учиться с нами, несмотря на то, что очень больно видеть их страдания.  Им нужно дать свободу, радость  жизни и счастье». Ксения Белова

«Я думаю, что инвалиды должны учиться в специализированных школах иначе они станут для всех посмешищем». Тимофей Карпов

« Я думаю, что дети-инвалиды имеют право жить, как все, учиться со здоровыми детьми, тогда у них появится мотивация.  Но и мы должны стараться не реагировать на физические недостатки этих ребят». Полина Гоголева

«Я считаю, что дети с физическими недостатками должны учиться в специализированных школах, потому что только там им создадут  те условия, в которых им будет комфортно».        Никита Шостаков

«Дети-инвалиды несут в себе психологическую травму, поэтому если их окружить заботой, то они не будут чувствовать себя особенными». Анна-Мария Саядян

«Я считаю, что дети-инвалиды должны учиться в обычных школах, потому что каждый должен понять, что есть «особенные» дети, которым нужно больше уделять внимания, относиться к ним с уважением».  Эрик Хекоян

«Все люди разные, поэтому поступают по-разному, не надо стесняться своего лица или тела. Мы должны принимать окружающий мир таким, какой он есть». Ксения Устинова

«Дети-инвалиды должны учиться в специальных классах, потому что такие люди имеют право на особые условия, особое отношение. Иначе они будут думать, что они чем-то обделены».  Даниил Дружинин

«В специализированных школах есть свои плюсы. Это, в первую очередь, условия, в которых инвалид не будет чувствовать себя обделенным вниманием: это особая врачебная помощь, всевозможные спортивные снаряды». Дима Сыромятников

«Эти испытания даны детям-инвалидам с рождения и порой до самой смерти. Классы коррекции помогают вынести все трудности, а в обычных школах они могут встретиться с жестокостью, которая принесет им большие страдания». Влад Абдурахманов

Конечно, можно по-разному  относиться к этим словам, но главное, что это честные  мысли, идущие от сердца.  Как живется детям с особым развитием, действительно сложно сказать. Спасибо Екатерине Мурашовой, что сумела вызвать детей на эти размышления. Вопросов много, и я считаю, что  необходимо всем подумать ВМЕСТЕ…

Татьяна Котова, учитель русского языка и литературы гимназии №1573 Москвы

Фото из архива автора и с сайта smigid.ru