Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ученик на уроке постоянно в телефоне. Что делать учителю?

Результаты

Текущий номер

«Пока я с детьми, мне везет!»

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени - и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№50 от 10 декабря 2019 года

pНовые версии ФГОС стали настоящем полем битвы. Один из недавних ее эпизодов - отрицательное заключение РАО, зафиксировавшее более 500 недостатков в проекте документа. Впрочем, публично данное заключение называется "единственным отрицательным"... Говорит ли это на самом деле о высоком качестве проекта ФГОС или об административном безразличии к содержанию образования? Свою точку зрения по этому поводу высказал член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.

pСмерть Михаила Щетинина потрясла всю педагогическую общественность и вызвала многочисленные отклики. В них, как это обычно бывает, когда дело касается талантливых людей, волна любви и признательности столкнулась с громкими высказываниями оппонентов и критиков. О том, как воистину народный педагог со своими сподвижниками смог на высоком уровне целостно соединить обучение, воспитание, социализацию и образование и вошел в историю - в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

p11 декабря исполняется 101 год со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына. Драматичных периодов в жизни классика было немало. Один из них - пожалуй, наивысший по накалу - внимательно исследует литературовед Вячеслав Огрызко.

Ваш адвокат. Юридическая консультация

Читателям «Учительской газеты» хорошо знакома рубрика «Ваш адвокат». Многие педагоги получили юридическую поддержку по самым разным вопросам образовательного права на страницах этой газеты. Теперь рубрика «Ваш адвокат» работает и на сайте «УГ». Консультации по вопросам правовой защиты в сфере образования проводит наш юрист Татьяна Погорелова.
Наталья Подлесная, 6 ноября 2012
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н(ред. от 31.05.2011)"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"(Зарег1. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Хотелось бы знать: КАКОЙ ДОКУМЕНТ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ НАГРУЗКУ НА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ? 2. В последнее время часто приходится подрабатывать на группе за отсутствующих воспитателей. Как музыкальному руководителю должна оплачиваться такая подработка?

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы музыкального руководителя – 24 часа в неделю (приказ Минобрнауки РФ от 24.10.2010 г. №2075).

"Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н) регламентируют должностные обязанности музыкального руководителя: "Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия), спортивных мероприятиях с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к их участию в массовых, праздничных мероприятиях. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности".

Что касается подработки за отсутствующих воспитателей, то для полного ответа необходимо четко понимать, о чем идет речь: о заменах или о дополнительной нагрузке.

В любом случае, музыкальному руководителю, выполняющему свои должностные обязанности, за работу воспитателя должна производиться дополнительная оплата труда.



Елена Безбородова, 6 ноября 2012
Здравствуйте! Могу ли я преподавать информатику в 9 классе, если в 2008 году я прошла аттестацию на вторую квалификационную категорию, как учитель информатики, квалификация по диплому: учитель начальных классах и информатики первой ступени обучения? Курсы повышения квалификации по окончании института не проходила. 
Согласно ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196) на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям ТКХ по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593 утвержден раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. По должности «учитель» указаны следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Обращаем внимание, что пункт 10 общих положений к квалификационным характеристикам должностей работников образования прямо оговаривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Таким образом, Вы можете претендовать на работу учителем информатики в 9 классе.

Ольга Калмыкова, 6 ноября 2012
Добрый день! Можете ли Вы проконсультировать меня, что из моей трудовой деятельности входит в педстаж для пенсии по выслуге лет? 20.08.80-24.08.83-работа в качестве ст. пионервожатой в школе 22.08.83-2.07.89-учёба в педвузе (в это время рождена первая дочь, академотпуск в трудовой книге не записан) 15.08.89-по сей день работаю учителем ( с ноября 1992 года по сентябрь 1995 года была в декретном отпуске и в отпуске по уходу за второй дочерью) Конечно были и командировки, и курсы с отрывом от производства, и больничные. Что реально в ПФ войдёт в педстаж, а за что надо будет судиться? Заранее спасибо.
Попробуем по порядку:
1. Что касается работы старшей пионервожатой, то надо иметь в виду, что для определения права на досрочную педагогическую пенсию подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
В разделе «Наименование должностей» Списка должность пионервожатой не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. подобными Списками.
Однако педагогические работники, проработавшие в свое время в должности старшей пионервожатой, в судебном порядке положительно решают вопрос о досрочном назначении им указанной пенсии. Но такие ситуации возможны только в том случае, если работа в должности старшей пионервожатой происходила до 22 сентября 1993 года - до момента, когда действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с которым учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Основанием для обращения в районный суд является официальный отказ Пенсионного фонда РФ признания периода работы в должности пионервожатой в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, по периоду вашей работы в должности ст. пионервожатой с 20.08.1980 по 24.08.1983 отказ пенсионных органов можно оспаривать в суде.
Ссылаться следует на «Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года», утвержденный постановлением Президиума Верховного суда РФ от 01.08.2007 г., которым, в частности, указано следующее.
Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного суда РФ данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В вашем случае отказ пенсионных органов засчитать в стаж для досрочной педагогической пенсии время работы в должности старшей пионервожатой можно оспорить в случае выполнения условия о выработке не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
2. Учеба в педвузе, к сожалению, в стаж для досрочной педагогической пенсии не войдет не при каких условиях.
3. Что касается отпуска по уходу за первым ребенком, то если он правильно оформлен на работе, то этот период также можно попытаться включить в стаж для досрочной педагогической пенсии по старости.
Судебная практика по этому вопросу уже выработана на уровне Верховного суда РФ.
Так, например, в Определении Верховного суда РФ от 5 марта 2009 года 19-В09-2 по подобной ситуации Верховный суд РФ высказал свою позицию.
"До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости."
4. Увы, но отпуск по уходу за вторым ребенком в стаж для досрочной педагогической деятельности засчитать вряд ли представляется возможным.
5. С периодами получения пособий по временной нетрудоспособности, декретного отпуска и командировок проблем возникнуть не должно.

Татьяна Кислицына, 26 октября 2012
Уважаемая Татьяна, огромное Вам спасибо за консультацию! Чтобы внести окончательную ясность, сообщаю, что, насколько мне известно, сроки выплаты зарплаты для нашей школы с 5 по 10, а срок выплаты аванса с 15 по 20 число каждого месяца. Если дадите дополнительные разъяснения, буду очень благодарна, т.к. вопрос с больничными волнует многих коллег. Спасибо!
Еще раз возвращаю Вас к письму Федеральной службы по труду и занятости в своем от 08.09.2006 г.
№ 1557-6: "Таким образом, кроме формального выполнения требований статьи 136 Трудового кодекса о выплате заработной платы не реже 2 раз в месяц работодателем, при определении размера аванса следует учитывать фактически отработанное работником время (фактически выполненную работу)."
В рассматриваемом случае аванс должен быть выплачен с учетом фактически отработанного времени.

Елизавета Горячая, 26 октября 2012
Прошу Вас помочь разобраться в ситуации. В нашей школе издан приказ от 22.10.2012 "Об организованном окончании 1 учебной четверти 2012-2013 учебного года ". Один из пунктов такой.
"9. Определить время начала работы педагогическим работникам в каникулярные рабочие дни с 8.00 до 14.30. Перерыв на обед с 12.00 до 12.30." Суббота у нас рабочая. Правилен ли данный пункт? Моя нагрузка с начала учебного года 27.5ч., а на работе в каникулы я должна буду находиться 36 часов , исключая время обеда. Ответьте, пожалуйста, как можно скорее, ведь каникулы уже с 29.10.2012
Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075"О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19709) Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее – Положение).
Режим рабочего времени педагогических и иных работников образовательных учреждений в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, регулируется разделом IV Положения, в соответствии с которым продолжительность рабочего времени педагогических работников, изменению не подлежит.
Пункт 4.2. Положения предусматривает, что в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
Обращаем внимание, что выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
Нормируемая часть
рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее - учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе "динамический час" для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий (пункты 2.1-2.2. Положения).
Пункт 2.3. Положения, на который мы ссылались выше, уточняет, что понимается под "другой частью педагогической работы работников", помимо нормируемой учебной нагрузки. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:
- выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
- организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
- время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
- периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
- выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Обращаю внимание, что работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, осуществляемая помимо учебных занятий, не имеет четких границ и норм, поскольку характер большей части педагогической работы, предусмотренной в квалификационной характеристике и в пункте 2.3 Положения, позволяет сделать вывод, что ее выполнение осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.
Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих ежедневную продолжительность рабочего времени педагогических работников сверх нормируемой ее части, связанной с преподавательской работой, нормативными правовыми актами не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением, для дежурств во время образовательного процесса.
Следовательно, положения нормативных правовых актов ряда органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, закрепляющие для всех педагогических работников, включая учителей, 36-часовую продолжительность рабочего времени, являются неправомерными, противоречащими статьям 100 и 333 Трудового кодекса РФ и принятым в соответствии с ними нормативным правовым актам Российской Федерации.
Несмотря на то, что рабочее время учителя в каникулы не должно изменяться по сравнению с учебным периодом, особо обращаю внимание, что в каникулярный период объективно изменяется характер работы педагогических работников, а, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).
Основанием для того, чтобы работодатель вправе был уточнять перечень работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:
- раздел «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированным Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638;
- Положение об особенностях режима рабочего времени.
Так, в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик установлено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, руководителям образовательных учреждений следует руководствоваться разделами IV и V Положения, в соответствии с которыми в указанные периоды учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующего установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.
Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.
Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, т.е. количеством часов учебной нагрузки, которое педагогический работник имел до начала каникул (такого мнения придерживается юридическая служба Профсоюза работников образования и науки РФ).
За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Привлечение к работе в каникулярные периоды осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени. ​

Татьяна Кислицына, 26 октября 2012
Вправе ли администрация школы отказать учителю первой категории с 15-летним стажем работы в данной школе в выплате аванса, если учитель с 1 по 12 число работал, а с 13 по 20 находился на больничном? Действительно ли для того чтобы получить аванс, нужно отработать не менее 15 дней в месяце? Заранее спасибо!
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ(ред. от 03.12.2011)"Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"Чтобы точно ответить на Ваш вопрос, необходимо знать конкретные числа выплаты зарплаты в школе: дата аванса и дата выплаты зарплаты.
Однако общие правила следующие. Статьей 136 Трудового кодекса РФ установлен порядок, в соответствии с которым заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Федеральная служба по труду и занятости в своем письме от 08.09.2006 г. № 1557-6 поясняет, что "конкретные сроки выплаты заработной платы, а также размеры аванса Трудовой кодекс не регулирует.
Вместе с тем следует учитывать, что, согласно Постановлению Совета Министров СССР от 23.05.57 № 566 "О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца", действующему в части, не противоречащей Трудовому кодексу, размер аванса в счет заработной платы рабочих за первую половину месяца определяется соглашением администрации предприятия (организации) с профсоюзной организацией при заключении коллективного договора, однако минимальный размер указанного аванса должен быть не ниже тарифной ставки рабочего за отработанное время.
Таким образом, что касается конкретных сроков выплаты заработной платы, в том числе аванса (конкретные числа календарного месяца), а также размеров аванса, они определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Таким образом, кроме формального выполнения требований статьи 136 Трудового кодекса о выплате заработной платы не реже 2 раз в месяц работодателем, при определении размера аванса следует учитывать фактически отработанное работником время (фактически выполненную работу)."
В рассматриваемом случае аванс должен быть выплачен с учетом фактически отработанного времени.
Обращаем внимание, что как только Вы предоставите для оплаты листок нетрудоспособности (больничный), Вам выплатят пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 г. №255-ФЗ (далее – Закон №255-ФЗ).
Согласно п.8 ст.13 Закона №255-ФЗ страхователь (работодатель) осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).



Евлампий Бориславович, 22 октября 2012
Выплачивается ли надбавка к зарплате учителю иностранного языка, если в классе 18 учеников?
В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) при проведении занятий по иностранному языку на второй и третьей ступенях общего образования, допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек и в сельских - не менее 20 человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка.
В вашем случае правила о наполняемости соблюдены, оплата труда должна производиться в обычном режиме. Однако вопрос о надбавке к заработной плате может решаться на уровне образовательного учреждения, исходя из имеющихся финансовых возможностей. Размер надбавки и порядок ее выплаты должен быть закреплен в коллективном договоре, локальном акте образовательного учреждения.
Также необходимо учитывать, что на региональном уровне могут быть предусмотрены свои особенности по оплате труда педагогических работников вашего региона.

Вероника Сергеева, 22 октября 2012
Ребенку выдана справка врачебной комиссии о том, что он по состоянию здоровья нуждается в индивидуальном обучении. Возможно ли организовать обучение ребенка в здании школы или обязательно уроки должны проходить на дому? Положена дли дополнительная оплата учителям за такие уроки?
Согласно п.4 ст.50 Закона РФ "Об образовании" обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам.
Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых образовательных стандартов и требований регламентируется уставом данного образовательного учреждения.
В связи с этим в школе также должны быть приняты локальные акты, регулирующие порядок обучения учащихся по индивидуальному плану, обучении на дому.
Статья 51 Закона предусматривает также, что для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Строгих требований о том, как должно быть организовано обучение на дому, законодательно не установлено. Поэтому индивидуальное обучение может быть организовано в тех условиях, которыми располагает школа. Если ребенок может посещать школу, то ему необходимо составить индивидуальный план и график занятий. Если ребенок не может посещать школу и врачи рекомендуют организовать обучение на дому, то учебный процесс организуется на дому ребенка.
В любой ситуации администрация обязана провести изменение учебной нагрузки учителей на основании справки из лечебного учреждения, заявления родителей и приказа директора о переводе учащегося на индивидуальный план обучения. ​

Ольга Терентьева, 5 сентября 2012
Закончила свою спортивную деятельность и устроилась на работу в ДЮСШ тренером-преподавателем. Недавно защитила кандидатскую диссертацию. Полученный диплом кандидата педагогических наук представила в бухгалтерию для пересмотра размера оплаты труда. С какого момента бухгалтерия должна произвести перерасчет: с даты выдачи диплома или с даты решения о присуждении ученой степени?
Приказом Минспорттуризма от 28.12.2009 г. №1273 утверждены Методические рекомендации по установлению системы оплаты труда и материального стимулирования тренеров-преподавателей и специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, при переходе на новую систему оплаты труда.
Согласно пункту 4.4 Рекомендаций стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ рекомендуется устанавливать за наличие ученой степени (кандидата наук, доктора наук) при условии ее соответствия профилю выполняемой работником работы и деятельности учреждения.
В соответствии с п. 41 постановления Правительства РФ от 30.01.2002 года №74 «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и положения о порядке присуждения ученых степеней» решение о присуждении ученой степени кандидата наук вступает в силу с даты принятия Высшей аттестационной комиссией решения о выдаче диплома кандидата наук. С этого момента, то есть с момента принятия решения о выдаче диплома кандидата наук, возникает право на получение выплат за ученую степень.
Зачастую дата принятия решения о выдаче диплома кандидата наук и дата получения указанного диплома не совпадают. В связи с этим бухгалтерия образовательного учреждения должна произвести перерасчет денежных средств за время, прошедшее после принятия решения о выдаче диплома до его получения кандидатом наук, и выплатить необходимую сумму.

Сергей Новиков, 5 сентября 2012
Сколько учеников должно быть в классе?
По-прежнему руководствуемся Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196).
Согласно п. 26-27 Типового положения наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.
При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.
Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.
Пункт 31 Типового положения предусматривает, что при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек и в сельских - не менее 20 человек.
В общеобразовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения также допускается деление класса на две группы.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам, а также классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка.




быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.