search
main
0

Критика неуместна

ВПР-2020 проходят под особым контролем профсоюза

14 сентября начались Всероссийские проверочные работы, в которых примут участие более шести миллионов школьников. Вокруг ВПР за последние месяцы возникло особое, нездоровое напряжение. Понимая это, Общероссийский Профсоюз образования направил руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзору Музаеву письмо, предложив перенести сроки проведения проверочных работ с начала учебного года на более поздние даты. «ВПР, как и другие оценочные мероприятия, являются сильнейшим стрессогенным фактором как для обучающихся, так и для учителей. Последствия всех факторов в совокупности нетрудно предугадать: потеря работоспособности, снижение мотивации и успеваемости, уровня физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса…» – говорилось в письме. ВПР все-таки проводят в начале учебного года, однако у школ появилась возможность немного отсрочить контрольные. Кроме того, приняты другие предложения профсоюза, которые способствуют смягчению стрессогенного фактора.
О правилах проведения ВПР в этом учебном году на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора рассказали руководитель ведомства Анзор Музаев и директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко. Позицию нашей общественной организации представила председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова.

Галина Меркулова

Задача – диагностика
Анзор Музаев начал свое выступление с истории вопроса: «ВПР изначально – это диагностические материалы, разработанные на федеральном уровне. Они позволяют легко понять, какие знания получил ученик и какую работу провел учитель».
Напомнил, что раньше выявляли много школ, где учителя натаскивали детей перед контрольными. Сейчас таких случаев стало существенно меньше.
Все вспомнили, какая ситуация сложилась весной этого года. «Мы отменили Всероссийские проверочные работы. Проводить их в онлайн-режиме не было никакого смысла. Опыт показывает: когда ребенок дистанционно выполняет контрольную работу, некоторые родители чуть ли не из-под стола пытаются подсказать… Совместно с Минпросвещения России было принято решение перенести ВПР на начало учебного года.
Мы настаиваем, чтобы никаких оценок в журналы, дневники по итогам ВПР не выставлялось. Отрицательная или положительная оценка никак не повлияет на судьбу ученика.
Учителя должны работы провести, проверить и сделать для себя выводы – по каким направлениям, предметам, темам образовались пробелы, а затем в течение этого полугодия заполнить их. Мы надеемся, что никаких вторых волн и масштабного дистанционного обучения не будет.
Обращаемся к учителям всей страны – мы вас не будем оценивать, исходя из средних баллов, полученных классом на ВПР. И мы будем разбираться с каждым чиновником, кто на базе оценок за контрольные будет выстраивать рейтинги, премировать или наказывать».
Анзор Музаев объяснил, что каждая школа России в этом году получит свой уникальный вариант ВПР, одинаковых контрольных работ по тому или иному предмету не будет. И, кстати, если что-то попадет в Сеть, сразу станет понятно, из какого образовательного учреждения утечка…
«С 14 сентября по 12 октября – «коридор», в этот период школы могут провести ВПР. Когда именно – выбирает сама школа. Мы отслеживаем ситуацию, мы в тесном контакте с профсоюзом. Все решения выверяем и обсуждаем, как на это реагируют наши учителя».

Рефлексия системы образования
Слово передали председателю Общероссийского Профсоюза образования Галине Меркуловой. Галина Ивановна сначала заговорила, конечно, о тяжелой ситуации, в которую попали педагоги. Ведь о них – первая забота профсоюза.
«Учителям в период вынужденного перехода на дистанционный формат обучения приходилось работать в необычайно сложных условиях. В ряде регионов отсутствовал качественный Интернет, многие обучающиеся не имели технической возможности и способности к учебной работе в Сети, многие учителя не были обеспечены оборудованием и сами обустраивали свои рабочие места, у многих отсутствовало надлежащее программное обеспечение, многие педагоги не обладали в полной мере необходимыми компетенциями для осуществления образовательного процесса в дистанционном режиме, многие сами оплачивали выросшие счета за интернет-трафик и электроэнергию. Именно поэтому столько внимания к этим ВПР».
Галина Меркулова напомнила, что профсоюз высказывал свои замечания как по срокам проведения ВПР, так и по содержанию. И отметила: «Надо отдать должное, учтены многие наши предложения. В частности, ВПР будут проводиться в течение месяца по выбору школ, исключена проверка начальной школы, не будут выставляться оценки».
Главное предостережение от профсоюза всем: «Очень важно ни в коем случае не допустить ненужной нервозности, критических оценок в адрес учителей, которые сегодня работают в сложнейших условиях в режиме офлайн, пытаясь соблюдать непростые рекомендации Роспот­реб­над­зора».
«Проверочные работы – это практически рефлексия, – уверена Галина Меркулова. – Надо проверить, оценить знания детей и определить шаги по преодолению отставания. Очень не хотелось бы допускать формальный подход к этой процедуре и перекладывать на плечи учителей и родителей поиск выхода из сложившейся ситуации. Мне представляется, что в этом году ВПР – рефлексия всей нашей системы образования. Нам всем необходимо понимание того, какие проблемные зоны проявились и как их преодолевать. Сегодняшняя ситуация выявила, какие безотлагательные меры необходимы – оснащение рабочих мест для работы в условиях дистанта, внесение изменений в программу повышения квалификации педагогов, ведь такая работа требует дополнительных компетенций. Нужно также рассмотреть вопрос о внесении изменений в СаНПиНы. Сейчас во все школы разосланы рекомендации Роспотребнадзора, которые крайне сложно выполнять при тех санитарных нормах, которыми руководствуется система образования».
А еще руководитель профсоюза отдельно обратилась к журналистам: «Ситуация, в которой работают сегодня педагогические коллективы школ, дошкольных учреждений, вузов, показала, какие уникальные учителя и педагогические работники трудятся в системе образования России, как они стоически преодолевают все сложности! Поэтому мне хотелось бы обратиться к представителям СМИ – наверное, было бы правильно показывать примеры замечательной работы педагогов, а не увлекаться очень редкими случаями, когда учитель поступает неправильно. Уверяю, чем больше позитива будет звучать в адрес системы образования, учителей, тем лучше будет работать система, тем эффективнее будут действовать педагогические кадры. Я уверена, что наши педагоги обязательно преодолеют сложности, в которых сегодня мы работаем, но в случае внимательного и бережного отношения к ним и со стороны Рособрнадзора, Минпросвещения России, и вообще государства».

Анзор МУЗАЕВ и Сергей СТАНЧЕНКО

Что в итоге
Выслушав Галину Ивановну, Анзор Музаев сразу предложил вместе, Рособрнадзору и профсоюзу, отслеживать случаи нарушений, проблем в период проведения ВПР-2020: «У вас и у нас работают горячие линии, давайте совместно будем мониторить ситуацию, каждую жалобу учителя, родителя, ученика, связанную с процедурой проведения, отрабатывать».
Анзор Ахмедович также отметил, что для школ, где уже выявлены заболевшие коронавирусной инфекцией и где вернулись к дистанционному обучению, период проведения ВПР будет продлен: «Мы сделаем отдельный график для таких школ, проявим гибкость».
Галина Меркулова ответила: «Да, есть вещи, которые, к сожалению, сложно прогнозировать. Будем ориентироваться по ходу того, как будут развиваться события. Хочу пожелать всем здоровья и соблюдения санитарно-эпидемиологических мер».
Важную информацию добавил директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко: «Мы видим, что идет большой объем заявок на самые первые дни. По прошествии месяца мы посмотрим, как была распределена нагрузка. Но сейчас уже наблюдаем высокую активность школ.
В прошлые годы большое количество школ показало честные результаты. В том числе невысокие, к сожалению. Они имели мужество честно провести ВПР, проверить и показать реальную картину. Хочу заметить, что плохие результаты не всегда вина учителей. Бывают сложные ситуации, много факторов влияет. Школам с низкими результатами надо помогать. В рамках нацпроекта «Образование» сейчас открыто целое направление поддержки и помощи таким школам. Рособрнадзор участвует в реализации этой программы. В этом году в нее включаются 250 школ, на следующий год количество участников будет исчисляться тысячами. Предполагаются ресурсная поддержка, методическая помощь, более опытные коллеги из числа директоров сильных школ будут проводить консультации…»

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте