search
main
0

Краеведение – это краелюбие

От кликушества к истинному патриотизму

В конце прошлого года вышла в свет книга «100 историй об Омске». Вопреки распространенному мнению о том, что молодежь не интересуется родной историей, написал ее 27‑летний историк, краевед Сергей Наумов. Откуда берется страсть к былому и как ее может воспитать школа, мы поговорили с молодым ученым.

Краеведением Сергей Наумов увлекся лет в двенадцать – после того как прочитал приключенческую литературу в домашней библиотеке, начал изучать научно-популярную. Очень удачно ему в руки попали труды главного омского краеведа, смоленского педагога Андрея Палашенкова, одного из основателей современного сибирского краеведения. Мальчика потрясла история омского летописца, которого в 1934 году обвинили в шовинизме за то, что отстаивал смоленский Кремль – его разбирали на новое строительство. После четырех лет лагерей под Карагандой Палашенков остался в Сибири, став не только директором Омского краеведческого музея, но и создателем музея сибирского садовода Комиссарова, музея марьяновских боев, инициатором охраны государством Московско-Сибирского тракта. Шагая по следам Палашенкова, Сергей записался в кружок юного сибирского историка при Омском краеведческом музее, где нашел и единомышленников, и учителей, ведущих краеведов области. Уже через год его работа победила на исторической секции НОУ «Поиск», а через несколько лет он стал студентом исторического факультета Омского государственного университета, потом аспирантом. Сейчас готовится к защите кандидатской диссертации, посвященной проблемам исторической памяти.

Наумов автор более двух десятков научных публикаций и полутора сотен краеведческих статей. На его счету участие в двух книгах: «Наш земляк Михаил Ульянов» и «Здание Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» как памятник истории и архитектуры города Омска ХХ века». Причем это не только работа в архивах, но и исследования на местах. Изучая кладбища, например, вместе с соавтором Ильей Бродским разыскал могилу Сергея Лаптева, соратника Палашенкова. Лаптев, уроженец Казанской губернии и студент Томского университета, оказался в Омске в 30‑х годах, когда пошла волна «крае­вед­чес­ких погромов». Тоже педагог, он преподавал химию в Комвузе, занимался с детьми на областной станции юных натуралистов, был заместителем Палашенкова в областном краеведческом музее, ученым секретарем Омского отдела Географического общества СССР. Но, отслужив по призыву в армии Колчака, предпочитал экспедиции публичным выступлениям, не пытаясь сделать карьеру. Андрей Палашенков похоронил «верного оруженосца», как Сергей Наумов называет Лаптева, в 1967 году рядом с его женой на Старо-Северном кладбище. Но время стерло следы с камня, лежащего на могиле. Отыскав точные сведения участка, омские краеведы своими силами навели порядок на захоронении, заказали металлокерамическую табличку с надписью.

– После этого неожиданно на меня вышла внучка Сергея Романовича Лаптева – оказывается, она не знала точно, где похоронен дед, а для нее это было важно, – рассказывает Сергей Наумов. – Ей захотелось больше узнать о нем. Собственно, ради этого я и работаю: если хотя бы одному человеку захотелось узнать о своих корнях, о прошлом города, значит, все не зря. Краевед ведь, строго говоря, не профессия, это увлечение, хобби людей совершенно разных специальностей. В Омске их около шестидесяти, это не так мало для миллионного города. Сейчас люди переживают некий всплеск интереса к собственной истории, и, мне кажется, мы можем быть полезны в первую очередь для молодого поколения. О патриотизме в последнее время много говорится, но в основном это какое-то кликушество. Мне видится, что краеведение – самый прямой путь к воспитанию подлинного патриотизма. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что занятие краеведением «не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения, но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень. Краеведение не только наука, но и деятельность».

Первую свою самостоятельную книгу «100 историй об Омске» Наумов писал как раз так, чтобы она была интересна не только взрослым, но и детям – в надежде, что, заинтересовавшись тем, что происходило в родном городе с 1716 по 2016 год, они захотят изучать и более серьезные вещи. У сборника есть научные редакторы – доктор исторических наук Петр Вибе, директор Омского государственного историко-краеведческого музея, и историк-краевед Александр Лосунов. Доктор исторических наук, профессор Валентина Рыженко, научный руководитель молодого историка в ­ОмГУ имени Ф.М.Достоевского, дала свою рецензию об исторической достоверности книги. Тем не менее «100 историй…» – это скорее занимательные зарисовки, чем строго научные статьи.

Три года Наумов собирал неизвестные факты о давно, казалось бы, известном. Признается, что зубры омского краеведения не найдут в книге каких-то фантастических открытий, а с чем-то будут готовы и поспорить, но среди сотни самый опытный-преопытный краевед обнаружит что-нибудь новое и для себя. А уж неискушенный читатель – много больше. Мало кто знает, к примеру, что в 1903 году в Омске не было проблем с транспортом: по нему шла городская железнодорожная ветка, по которой ходил и пассажирский состав. Причем от начальной до конечной шел он поначалу без остановок. Но, по легенде, сын начальника станции Омск ездил в гимназию как раз на пассажирском поезде, правда, добираться до места ему было далеко, и отец подал рапорт наверх о промежуточных площадках. Так появилась остановка, а потом и площадь У Карлуши, названная пассажирами в честь гимназиста. Все помнят, что великий Федор Достоевский назвал Омск «гадким городишком», но далеко не всем известно, что еще за тридцать лет до его появления в Сибири купец первой гильдии Андрей Попов завещал проценты со своего капитала в том числе на развитие женского образования. Именно на эти средства были учреждены Сибирский женский институт в Томске и первая женская гимназия в Омске. Кстати, идею открытия в 1888 году первого в Сибири университета – Томского – пробил западно-сибирский губернатор, почетный гражданин Омска Николай Казнаков. По его ходатайству были открыты мужская гимназия в Омске, реальные училища в Томске и Тюмени, женские прогимназии для всех сословий в Омске, Барнауле и Бийске.

– К сожалению, сейчас на краеведение в рамках уроков истории по стандарту выделяется меньше пяти минут, – сетует Сергей Наумов. – Хотя, на мой взгляд, именно такой мультидисциплинарный предмет нужен современной школе. Странно, что количество часов для изучения местной истории постоянно сокращается, а краеведение в школе доступно только в виде редких кружков и факультативов. Как можно любить то, чего не знаешь? В начале XX века в омских школах преподавали родиноведение. По словам нашего земляка, просветителя и педагога Григория Потанина, у каждого сельского учителя обязательно должны были быть местные алфавит, хрестоматия и родиноведение.

Кстати говоря, как рассказывает автор в своей книге, один из первых в России учебников родиноведения был написан именно в Омске ученым, педагогом и путешественником Александром Седельниковым. Уроженец Пермской губернии, он окончил Омскую учительскую семинарию, первое специальное учебное учреждение Западной Сибири, ориентированное на подготовку народных учителей. В годы обучения оказался в числе вольнодумцев, что помешало ему найти в Омске работу по специальности. Но последние двенадцать лет его жизни были связаны с альма-матер – Омской учительской семинарией. В ней он читал курсы физики, естествознания, родиноведения, был воспитателем учащихся, создавал кружки по интересам. Осенью 1917 года стал первым выборным директором семинарии. Будучи «по духу истинным научным работником-краеведом», Александр Седельников посвятил экспедициям и сбору естественно-исторических материалов семнадцать летних сезонов, проведя в них почти все свои преподавательские отпуска. Тесно сотрудничал ученый и с Западно-Сибирским отделом Императорского Русского географического общества. Был хранителем коллекции музея отдела, заведовал библиотекой. В 1916 году Александр Седельников выпустил главный труд жизни – «Учебник родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа Акмолинской области». Издание носило универсальный характер и было по-настоящему новаторским. Свой учебник автор считал первым опытом, надеясь, что обязательно должны выйти подобные пособия и для школ других областей. В предисловии Седельников написал: «Области и губернии, входящие в состав Западно-Сибирского учебного округа, представляют совершенно различные районы по природе и составу населения, а по пространству каждая из них превосходит главные государства Западной Европы. Не должно казаться роскошью писать учебник для одной области». Пособие оказалось востребованным – его использовали и в начальных школах, и в средних, и в специальных и высших школах.

– Традиции родиноведения, как называли краеведение в XIX-XX веках, заложены прекрасные, – говорит Наумов. – Осталось им следовать. Краеведы готовы помочь школам, делиться опытом, общаться с педагогами и детьми, проводить экскурсии. Меня, кстати, порадовало недавнее приглашение на семинар учителей в Институт развития образования Омской области. Хорошо, что современные дети становятся гражданами мира, но для начала они должны стать гражданами своего города, своей страны. А краеведение – всегда краелюбие и чувство единения со своим краем.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте