Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Только у нас

Конвергентный подход

УГ - Москва, №41 от 13 октября 2020. Читать номер
Автор:

Как в школе объединить науку и технологии? Помочь этому может конвергенция, то есть взаимопроникновение нескольких научных дисциплин.

Особенно значимым на сегодняшний день можно считать взаимовлияние именно информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивной науки. Данное явление, не так давно замеченное исследователями, получило название NBIC-конвергенции (по первым буквам областей: N – «нано», B – «био», I – «инфо», C – «когно»). Термин введен в 2002 году Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем. Сюда же можно присоединить социогуманитарное знание. Главная цель конвергенции – формирование у учащихся целостных представлений о протекающих в материальном мире процессах. Реализовать конвергентный подход в школе возможно, создав условия взаимопроникновения и взаимодополнения разных предметов и учебных действий. Внедрение конвергентного подхода в школьное образование поднимет его на другой уровень, способствующий успешной социализации учеников. Постепенный отход от ориентации на изучение отдельных предметов к конвергентному подходу позволит воспитать конкурентоспособного выпускника.

Наша школа участвует в проекте «Инженерный класс в московской школе». С латинского языка слово ingenium переводится как «способность», «изобретательность». Особенность инженерной профессии в том, что ее обладатель владеет умением проектировать. То есть он, конструируя устройство или прибор, создает целую техническую систему, используя при этом в качестве «деталей» созданные конструкторами агрегаты и механизмы. При разработке проекта часто приходится учитывать не только технические, но и социальные, эргономические и другие параметры объекта, то есть выходить за рамки сугубо инженерных проблем. Именно поэтому в школе был разработан конвергентный спецкурс, представляющий собой знакомство с инженерной профессией и состоящий из нескольких модулей, объединенных общей идеей. Это идея взаимопроникновения и слияния школьных предметов.

В процессе занятий учащиеся приучаются к длительной умственной самостоятельной работе, овладевают новыми умениями, знакомятся с историей инженерных открытий. Данный спецкурс помогает ученику сориентироваться в выборе специальности, позволяет применить знания, полученные не только на профильных уроках физики, математики и информатики, но увидеть область применения других предметов, порой далеких от физико-математического цикла. Так, модуль «Архитектурное проектирование» носит практико-ориентированный характер и должен позволить учащимся овладеть как общекультурным кодом, так и научиться проектировать и создавать модели архитектурных сооружений, сообразуясь с параметрами оригинала и решая определенные конструкторские задачи. А модуль «Лингвистическое моделирование» не только формирует функциональную грамотность. Каждый модуль заканчивается проектной работой.

Недавно наши школьники приняли активное участие в проекте Городского методического центра «День конвергентного урока». В ходе этого урока 6 команд учащихся 10‑х классов провели три исследования по физике, биологии и химии. Они провели спектроскопию, вырастили кристаллы йода и изучили, каким образом осуществляется регуляция деятельности сердечной мышцы. По результатам исследований школьники создали презентации и разработали интеллект-карты. Кроме того, каждая команда в рамках чемпионата решила 12 задач на тему «Движение». Результат, полученный в ходе данного мероприятия, говорит о том, что ученики увидели, как стирание границ между изучаемыми предметами, использование полученных знаний в совокупности помогают получить реальный продукт.

Внедряя конвергентный подход в обучение школьников, учителя школы ставили перед собой определенную цель – подготовить учеников, способных к комплексной исследовательской, проектной и научной деятельности. В сочетании с дополнительным образованием, профильными семинарами, научно-практическими конференциями, инженерными соревнованиями мы создаем новое образовательное пространство, что помогает профессиональному становлению и успешной социализации учеников.

Бахаргуль ЮНУСОВА, учитель русского языка и литературы инженерной школы №1581


Комментарии

Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?
  • Нет, выпускникам необходимо сконцентрироваться на профильных для них предметах 54%
    142 голоса 54%
    142 голоса - 54% из всех голосов
  • Нет, система образования ещё не готова к обязательному ЕГЭ по истории 26%
    69 голосов 26%
    69 голосов - 26% из всех голосов
  • Да, история формирует мировоззрение 14%
    38 голосов 14%
    38 голосов - 14% из всех голосов
  • Да, это мотивирует школьников активно изучать этот предмет 4%
    10 голосов 4%
    10 голосов - 4% из всех голосов
  • Затрудняюсь ответить 2%
    4 голоса 2%
    4 голоса - 2% из всех голосов
Всего проголосовало: 263
20.10.2020 - 26.10.2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt