search
main
0

Как стать победителем конкурсов «Учитель года» и «Успешная школа»: советы психолога

10 принципов, необходимых для победы в двух главных педагогическим состязаниях страны — «Учитель года» и «Успешная школа». 

«Учитель года» — состязание индивидуальное, «Успешная школа» — командное. Но оба педагогических конкурса беспрецедентны в следующем: тот, кто всю жизнь оценивает, вдруг сам оказывается в позиции оцениваемого. Захватывающее сальто! Какие психологические приемы и инструменты могут помочь получить от процесса удовольствие, вынести максимум пользы и в итоге выйти из него победителем?

Кристина Иваненко, кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, генеральный директор FOCUS

1. ОСОЗНАННОСТЬ

Очень важное слово. Быть осознанным значит не только быть в моменте «здесь и сейчас» (что тоже полезно), но и осознавать, какие у вас ценности, что для вас по-настоящему важно, зачем вы делаете то, что делаете. Остановитесь и подумайте, ради чего на самом деле вы или ваша команда участвует в конкурсе? Каковы ваши мотивы (вспомните Леонтьева, мотив это не то же самое, что цель) Встряхнуть себя? Проверить, на что способен? Расширить круг профессионального общения? Освоить новые инструменты? Завоевать уважение коллег? Восхищение учеников? Сплотиться? Или что-то еще? Каждый выносит из процесса ровно то, зачем он в этот процесс шел. Поэтому лучше всего с задачами и мотивами определяться на берегу состязания.

2. ЭНЕРГИЯ

Переходя от одного этапа конкурса к другому, не забывайте o своем физическом состоянии. Да, это не олимпиада, но максимальные результаты вы покажете, если будете на пике своей формы — в по-настоящему ресурсном состоянии. Делиться, в том числе энергией, можно тогда, когда вы сами ей наполнены. Движение, физические нагрузки, кислород, правильное питание, выстроенный режим помогут обеспечить хорошую физическую основу для достижения высоких результатов. Помните, тело — не только устройство для переноса вашей умной головы дома в школу и обратно. От состояния тела зависит КПД этой самой головы. Для подготовки к финальным этапам «Учителя года» подойдет любой спорт, который нравится именно вам. Чтобы выйти победителями из конкурса «Успешная школа» присмотритесь к любым командным активностям — выезд на пейнтбол или турнир по волейболу звучат экзотично, но если вы на это решитесь, такая активность по-настоящему сплотит вашу команду, позволит лучше почувствовать единство.

3. ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

Оба конкурса точно не простят вам прокрастинации. Убежденность том, что «в последнюю ночь я самый эффективный» и вообще «до дедлайна у нас еще масса времени» тут не сработают. Это самообман, которым ваша психика прикрывает страх приступить к заданию, а в реальности приводит к повышению тревожности, потере контроля над ситуаций, низкому качеству выполнения задания. Начинайте готовиться к каждому этапу настолько заранее, насколько это возможно. Загрузив в свой «процессор» задачу, вы дадите психике возможность обрабатывать ее на подпороговом уровне сознания, возможно даже без вашего активного участия. Начав работать над заданием заранее, вы повышаете вероятность поиска необычных ходов в его выполнении — когда ваша оптика настроена на задачу, вы сканируете все окружающее пространство на возможности и находите наилучшие решения.

4. СУЗИТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Неопределенность дискомфортна и для психики человека, и для команды, это фактор стресса. Потребность знать, что ждет нас в обозримом будущем, — вариант проявления инстинкта самосохранения, заложенный эволюцией. Даже если вы относитесь к нескольким процентам популяции, толерантным к неопределенности, для минимизации стресса на конкурсе, лучше попробовать неопределенность снизить. Вашему мозгу будет спокойнее, когда он может предположить, что ожидает его хозяина в следующий момент и за следующим поворотом. Внимательно изучите материалы Конкурса предыдущих лет, почитайте комментарии участников, отзывы победителей, пообщайтесь с коллегами, принимавшими участие в конкурсе ранее. Предупреждён — значит вооружен.

5. СИЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Участвуя в «Учителе года», не бойтесь вовлекать в подготовку коллег и близких! Хоть это и индивидуальный конкурс, не бойтесь просить o помощи! Создайте команду, которая вас поддержит и позволит достичь еще более блестящих результатов. Речь идет не o перекладывании ответственности и нагрузки, а o конструктивном взаимодействии. Уверяю, для вашего окружению будет очень ценно и полезно поучаствовать в таком глобальном проекте, помочь вам, внести свой вклад! Не бойтесь втягивать в свою орбиту людей ярких, интересных, профессиональных — их участие и помощь ни в коем случае не умоляет ваших достоинств, а напротив говорит o вашем лидерском потенциале и способности вовлекать и вдохновлять.

В «Успешной школе» этот пункт вообще выходит на первый план! Ведь этот конкурс про команду образования. Из гештальт психологии мы хорошо знаем, что целое больше суммы элементов, а команда больше, чем сумма усилий каждого из ее членов. Цитируя А.Г. Асмолова, «Успешная школа – это когда команда образования становится в хорошем смысле слова ценностной линией школы». Чтобы стать этой ценностной линией, необходима сплоченность! Не забывайте, что в командной работе всегда есть 2 уровня активности — инструментальный (решение задачи) и психологический — групповая динамика. Это разделение зон ответственности, бурление, конфликты и их решение, кристаллизация ролей. Этот второй пласт взаимодействия не менее важен, чем первый. Не отмахивайтесь от него, уделите групповой динамике внутри вашей команды должное внимание.

6. БОРЬБА С АВТОМАТИЗМАМИ

Автоматизмы – это действия, которые мы совершаем, не задумываясь, «на автомате». Какие-то их них полезны — особенно те, которые мы нарабатывали специально и осознанно (например, вождение автомобиля или проверка сочинений), но большинство автоматизмов сложились стихийно, несколько раз сработав, закрепились и теперь присутствуют в нашей жизни. Велика вероятность, что они успели устареть и уже не являются оптимальными. Речь идет про привычки самого разного масштаба — от вашего привычного маршрута на работу до алгоритма проведения урока. Отхождение от привычных паттернов действий позволяет оставаться актуальным и развивает творческое мышление. Оба педагогические конкурса — отличный повод предать рефлексии заржавевшие паттерны поведения и перестроить некоторые из них.

7. ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ

Прозрачны сегодня не только стены офисных зданий и пространства опен спейсов, но и новые эталоны образования. Прозрачность правил игры, транспарентность процессов обучения, ясность требований к ученикам и учителям создают в школе правильную обстановку доверия друг другу. Честная, прямая коммуникация без утаиваний и манипуляций — важный ингредиент современного образовательного процесса. Если вам удастся внедрить эту ценность в командное взаимодействие в рамках «Успешной школы» и транслировать эту ценность в ходе своего участия в конкурсе «Учитель года», это внесет важный вклад в глобальное оздоровление образовательной среды.

8. DIVERSITY MANAGEMENT

Концепция diversity management строится на осознании факта, что все люди разные. Учителю эти различия необходимо не просто признавать и принимать, но и эффективно использовать в работе не только класса, но и своей собственной команды. Diversity management — это больше, чем толерантность к разнообразию, это умение им управлять. Класс, составленный из людей с разными установками и вкусами, с разным семейным бэкграундом, разных психологических типов сложна в управлении, но имеет неограниченный потенциал синергии и развития — при условии, что учитель освоит науку diversity management’а. Команды экспертов от образования так же обладает мощнейшим запасом разнообразия. Продемонстрировав свои навыки в «управлении многообразием» на обоих Конкурсах, вы заработаете дополнительные очки.

9. ДЕРЗОСТЬ

Вы наверняка слышали об аббревиатуре SMART. Цель должна быть S — конкретной (specific), M — измеримой (measurable), A — достижимой (archivable), R — значимой (relevant), T — определенной во времени (time). Очень эффективный акроним, но в его интерпретации часто забывают важную деталь относительно буквы «A» — она имеет два значения. Цель должна быть не только достижимой, но и амбициозной (A, ambitious) — то есть дерзкой, глобальной. Только если она значительно выше вашего нынешнего уровня, но при этом реалистична, она будет вас мотивировать. Энергия выделяется под цель — чем цель глобальнее, тем энергии на ее достижение больше! На каждом этапе индивидуально или всей командой ставьте перед собой глобальные цели, это гораздо эффективнее, чем энергосберегающие формулы «главное не победа, а участие».

10. СТРАСТЬ

Победить ни в одном, ни в другом конкурсе без страсти не получится! Вовлекитесь в процесс эмоционально, поймайте состояние потока, прочувствуйте значимость результатов своего труда, влюбитесь по уши в каждое задание, которое выполняете, позвольте себе стать немного фанатичными, почувствуйте принадлежность к чему-то большему, чем вы сами, осознайте свою миссию и получите радость от каждой минуты участия в конкурсе!

Кристина Иваненко, кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, генеральный директор FOCUS

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте