Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Успешная школа

Как развивать у детей навыки XXI века?

Учительская газета, №08 от 25 февраля 2020. Читать номер
Автор:

Очный этап IV Всероссийского конкурса «Успешная школа» собрал команды почти из всех федеральных округов страны

С 25 по 27 февраля в Москве будет проходить очный этап IV Всероссийского конкурса «Успешная школа», организованного «Учительской газетой» и благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее»! 16 школьных команд, преодолевших заочный этап, представят свои успешно реализованные методики, технологии и модели организации образовательного процесса, ориентированные на развитие у учеников ключевых компетентностей (навыков) XXI века. Что известно о наших лауреатах? Мы заглянули в портфолио и на сайты школ и выбрали по несколько интересных фактов о каждой из них!

Кантемировский лицей
пос. Кантемировка, Воронежская область

Школа в поселке Кантемировка была основана 1 сентября 1933 года, а спустя 70 лет стала лицеем. В 2018 году здесь создали STREM-центр, состоящий из трех отделов: парка развития «Эврика» для младших классов, ИнноПарка «Научно-исследовательская лаборатория» для средней школы и научно-исследовательского центра «Экспериментаниум» для старших классов. Педагоги Кантемировского лицея убеждены, что современные информационные технологии делают обучение более комфортным и доступным, и активно работают в этом направлении.

Гимназия №6 имени С.Ф.Вен­зелева
г. Междуреченск, Кемеровская область

Гимназия №6 имени С.Ф.Вензелева в Междуреченске основана в 1961 году. Сегодня это пространство, где команда единомышленников воплощает в жизнь смелые идеи и апробирует новые технологии. Гимназия является одной из школ региона по реализации проекта «Цифровая образовательная среда». Педагоги активно участвуют в сетевых проектах. Они разработали вкладки «Портфолио» и «Смарт-учебник» на электронном портале «Школа 2.0». Интернет-ресурс самой гимназии также открыт для коллег. Школа имеет статус региональной инновационной площадки по пропедевтике инженерного образования.

Гимназия «Эврика» имени В.А.Сухомлинского
г. Анапа, Краснодарский край

Гимназия «Эврика» открыта в 1993 году. Она занимается созданием воспитательной системы гуманистического типа. Более 10 лет гимназия является ассоциированной школой ЮНЕСКО. Ее педагоги не раз побеждали в конкурсах федерального масштаба, а в 2008 году школа вошла в список 100 лучших гимназий России. Здесь ведется раздельно-параллельное обучение. В каждом классе предусмотрено индивидуальное сопровождение ребенка. Развитием классного коллектива занимается освобожденный классный воспитатель. С пятого года обучения в гимназии формируются кадетские классы и классы мариинского воспитания.

Лицей №1 имени Героя Советского Союза Б.А.Котова
г. Усмань, Липецкая область

История лицея №1 берет начало в 1855 году! Его миссия – создать школу активного, социального познания, преобразующего не только сознание ребенка, но и окружающий социум. Чтобы достичь успеха, лицей сформулировал несколько правил. Первое – правило «субъектности объекта». Невозможно создать объект в образовательном пространстве без участия «активного субъекта», например яркой личности выпускника. С 2003 года школа носит имя Героя Советского Союза Б.А.Котова. Теперь здесь есть музей Героя, школьное музейное общество, социальный проект «День Героя», «Урок Героя» и литературная гостиная. Еще два правила лицея заключаются в осмысленных технологиях и определенности результатов.

Средняя общеобразовательная школа №1
г. Задонск, Липецкая область

Школа №1 – одна из двух в небольшом Задонске. Здесь учатся 950 человек. В школе создан первый в Липецкой области кадетский класс «Юные десантники», есть кадетский класс «Полиция», два отряда юных инспекторов движения и отряд юных экологов. Педагоги создали среду, которая формирует культуру детей и их родителей. Цель работы школы – построить образовательное пространство сообразно возрасту, потребностям и наклонностям учеников. Особое внимание учителя уделяют развитию индивидуальных образовательных траекторий детей.

Гимназия №97
г. Елец, Липецкая область

Гимназии №97 г. Ельца в прошлом году исполнилось 82 года. В 2004 году ее передали из отдела учебных заведений Управления Юго-Восточной железной дороги в муниципальную систему образования. За время работы школы здесь сложились образовательные и воспитательные традиции, которые помогают ученикам в личностном и профессиональном самоопределении. Педагоги гимназии убеждены, что взрослые обязаны подготовить учеников к миру, где стандарты быстро меняются, поэтому особую важность приобретает умение анализировать, учиться в течение всей жизни, принимать решения и нести за них ответственность.

Гимназия №15 «Содружество»
г. Новосибирск

Гимназии №15 «Содружество» исполнилось 24 года. Здесь углубленно изучаются история, информатика и английский язык. В 2018 году педагоги школы получили большую золотую медаль Международной ярмарки УЧСИБ за инновационный элективный курс «Гидропоника. Витамины круглый год». Гимназия участвует в региональных проектах «Сетевая дистанционная школа», «Специализированные классы инженерно-технологического направления» и муниципальном – «Технологическое образование школьников через новый формат урока технологии». Благодаря ему школа ввела модульное обучение технологии в профильных классах.

Лицей №146 «Ресурс»
г. Казань, Республика Татарстан

Лицей №146 «Ресурс» – школа с 28‑летним опытом экспериментальной и инновационной работы. Десять лет он действует в автономном режиме. Здесь претворяются в жизнь программы «Разговор о правильном питании», «Семьеведение» и «Уроки лидерства». Сам лицей разработал более 15 проектов, многие из которых нашли последователей за пределами республики. В инфраструктуре школа использует принцип трансформации пространства. 80% учеников заняты внеурочной деятельностью: посещают классы полного дня в начальной школе, 10 направлений спортивного клуба «Вершина 146» и 12 студий творческого центра.

Лицей №78 «Фарватер»
г. Казань, Республика Татарстан

Лицей №78 – особенная школа. Он является ресурсным центром инклюзивного образования. Всего в лицее учатся 1258 школьников, более 140 из них имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Школа развивает социальное партнерство и сетевые формы взаимодействия с другими организациями, что позволяет создать единую систему медико-педагогического и социально-реабилитационного сопровождения учеников с инвалидностью. Большое внимание здесь уделяют дополнительному образованию детей, что помогает их адаптации к жизни в обществе, профориентации, выявлению и поддержке талантов.

Гимназия №38
г. Тольятти, Самарская область

Гимназия №38 была основана в Тольятти в 2011 году. Это единственная школа в городе, где изучают шесть иностранных языков. Здесь создана сеть социального партнерства, в том числе с зарубежными организациями, для поддержки одаренных детей. Более 10 лет гимназия проводит Всероссийский слет «Под крылом Синей птицы», собирая победителей и лауреатов конкурса «Учитель года России». А в рамках проекта «Учителя года – педагогам России» победители конкурса дают мастер-классы в онлайн-режиме. В 2006 году на базе гимназии открылась Лаборатория гуманной педагогики, созданная академиком РАО Шалвой Амонашвили.

Школа №197 с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла
г. Санкт-Петербург
Школа была построена в Северной столице в 1937 году на месте церкви Святых Козьмы и Дамиана, разобранной в советское время. О ней осталось напоминание: часть школьной решетки – фрагмент бывшей церковной ограды. В школе углубленно изучаются предметы естественно-научного цикла: физика, химия, биология. Педагоги здесь убеждены, что школа должна помогать ученику с выбором индивидуального образовательного маршрута: нужно создать такую мотивационно-поддерживающую образовательную среду, в которой каждый ребенок сможет раскрыть свой талант.

Лицей №344
г. Санкт-Петербург

Лицей №344 был основан в 1941 году как средняя школа. В 60‑е годы она стала одной из первых в стране специализированных школ с углубленным изучением физики и математики. В прошлом учебном году лицей победил в городском конкурсе между школами, реализующими инновационные образовательные программы. К этому событию коллектив шел не один год. Инновационная деятельность в лицее развивается в двух основных направлениях: поиск путей эффективного обучения и развития детей и непрерывное внутрифирменное обучение педагогов. Здесь разработали проект «Центр педагогического роста + soft skills».

Гимназия №18
г. Нижний Тагил, Свердловская область

Гимназия №18 – правопреемница средней школы №18, созданной в Нижнем Тагиле в 1931 году. Ее руководство и педагоги пребывают в постоянном поиске новых идей. С 2006 года гимназия удостоена шести грантов в конкурсе школ, внедряющих инновационные образовательные программы и проекты. Они касались социальной мобильности учеников, формирования этнокультурной компетенции школьников, создания условий для развития личности гимназистов и многого другого. В гимназии убеждены, что образовательная среда – это эффективный ресурс развития и совершенствования универсальных компетенций и новой грамотности учеников.

Лицей
г. о. Город Лесной, Свердловская область

Лицей в городе Лесном – это автономное общеобразовательное учреждение, созданное в 1992 году. Лицей присоединился к инновационной сети школ и детсадов, а также к сети атомклассов проекта «Школа Росатома» и является региональной площадкой программы «Уральская инженерная школа». В прошлом году педагоги запустили четыре больших проекта. В частности, здесь развивают билингвальное образование в условиях социокультурной среды лицея и работают над предметно-пространственной развивающей средой с помощью совместного проектирования детей и взрослых.

Гимназия №1
с. Красногвардейское, Ставропольский край

Гимназия в селе Красногвардейском была построена в 1911 году на пожертвования общественных организаций. Во время советской власти статус гимназии упразднили, а в 1997‑м вернули. Здесь учился первый президент СССР Михаил Горбачев, который был активным участником школьного театра. Он окончил школу с серебряной медалью. Перемены в российском обществе и стремление к возрождению сельского классического образования дали гимназии вторую жизнь. Здесь понимают, что успех возможен только при совместной деятельности, и работают, сохраняя традиции и воплощая новые идеи.

Гимназия №14
г. Грозный, Чеченская Республика

Гимназия №14 открылась в Грозном в 2013 году и за это время смогла выйти на должный уровень образования в масштабах страны. В частности, в прошлом году школа стала одной из площадок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России». Здесь заботятся о профессиональном развитии учителей: гимназия является стажировочной площадкой для педагогов республики. Что касается работы с детьми, то ее принцип сформулирован в названии модели организации образовательного процесса – «Гимназия как пространство свободного развития личностных и профессиональных перспектив обучающихся».

Состав жюри

Эксперты (члены жюри) очного этапа IV Всероссийского конкурса «Успешная школа»:
1. Александр Асмолов, председатель жюри, академик РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека;

2. Алексей Благинин, директор Центра проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив;

3. Михаил Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор;

4. Кирилл Баранников, проректор Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ;

5. Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства НИУ «Высшая школа экономики», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, доцент, кандидат политических наук;

6. Сергей Данилов, директор академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа» 2018 года, заслуженный учитель РФ;

7. Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ;

8. Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала Института системных проектов Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор;

9. Дмитрий Исаев, ведущий эксперт, руководитель проекта «Новая старшая школа» Института образования НИУ «Высшая школа экономики», доктор педагогических наук, профессор;

10. Валентина Красносельских, директор средней общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Д.Татищева города Перми, победитель конкурса «Успешная школа» 2016 года, почетный работник общего образования РФ;

11. Евгений Малеванов, директор Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, кандидат психологических наук, доцент, почетный работник общего образования РФ;

12. Андрей Милехин, первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2001 года, почетный работник общего образования РФ;

13. Хулимат Султанова, начальник отдела национальной политики и регионального сотрудничества Министерства образования и науки Чеченской Республики, координатор проведения конкурсов педагогического мастерства регионального уровня, почетный работник общего образования РФ;

14. Павел Сергоманов, врио директора Психологического института Российской академии образования, кандидат психологических наук, доцент;

15. Галина Нестеренко, методист лицея для одаренных детей при Южном федеральном университете, председатель общественной организации «Ассоциация творческих педагогов Ростовской области», заслуженный учитель РФ.


Комментарии

Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?
  • Нет, выпускникам необходимо сконцентрироваться на профильных для них предметах 54%
    142 голоса 54%
    142 голоса - 54% из всех голосов
  • Нет, система образования ещё не готова к обязательному ЕГЭ по истории 26%
    69 голосов 26%
    69 голосов - 26% из всех голосов
  • Да, история формирует мировоззрение 14%
    38 голосов 14%
    38 голосов - 14% из всех голосов
  • Да, это мотивирует школьников активно изучать этот предмет 4%
    10 голосов 4%
    10 голосов - 4% из всех голосов
  • Затрудняюсь ответить 2%
    4 голоса 2%
    4 голоса - 2% из всех голосов
Всего проголосовало: 263
20.10.2020 - 26.10.2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt