search
main
0

Как мы взорвали Instagram

Обучение ex machina: «за» и «против»

Ежедневное обучение ex machina («из машины»), неизбежный тест на практическое владение IT-технологиями, глубокая перестройка всего образовательного процесса и по форме, и по содержанию – такими реалиями обернулась для среднего образования все неунимающаяся пандемия. Повсеместно коварный вирус ваял новую реальность, в том числе в сфере коммуникаций и обучения. Успешно ли мы вписались в этот новый образ жизни и работы?


Надо сказать, что материальная база для такого преобразования была создана загодя. Система электронных журналов существует уже давно, техническому оснащению столичных школ также можно позавидовать: есть и высокоскоростной Интернет, и интерактивные доски, и ноутбуки. А практика проведения онлайн-совещаний посредством Skype в нашей школе существует уже несколько лет. Очень помогли и организованные администрацией школы обучающие семинары по использованию различных сервисов для проведения уроков в дистанционном формате.

С самого начала активной фазы самоизоляции подавляющее большинство учителей школы №1468 осознали, что активное владение такими программами, как Zoom, Discord, Яндекс.Учебник, Skype и Google.Класс, – это уже не красивая строка в их биографии, а настоятельное веление времени, важный элемент профессиональной компетенции. Поэтому неудивительным стал тот факт, что за период дистанционного обучения (с 30 марта по 15 мая) наши учителя провели 5900 дистанционных уроков, участниками которых стали 89314 обучающихся. Важным подспорьем для нас стали электронные образовательные ресурсы, самые известные из которых – Московская электронная школа и Учи.ру.

Впрочем, окончательно победить цифровое неравенство оказалось не так-то просто. Не все обучающиеся имеют необходимые для обучения в дистанционном режиме гаджеты. Кроме того, переезд большинства семей за пределы Москвы на период самоизоляции лишил некоторых стабильного подключения к Интернету. Конечно, из-за массового перехода на дистанционный формат со сбоями в работе электронных сервисов приходилось сталкиваться на протяжении всего периода и тем, кто никуда не уезжал.

А вот с необычным форматом общения с учениками педагоги нашей школы справились на «отлично». Мы привыкли к тому, что находимся с учениками в одном классе. А вот как удержать внимание детей и научить их чему-нибудь через веб-камеру? В этом плане онлайн-уроки стали своеобразной лакмусовой бумажкой: чем интереснее и эффективнее уроки, тем больше участников.

Были и яркие примеры креативного подхода к проведению уроков в период дистанционного обучения. Одним из ноу-хау нашей школы стало проведение уроков физкультуры в формате ежедневных онлайн-разминок в Instagram.

– Уже после первого прямого эфира по комментариям, лайкам и смайликам стало понятно, что подобный формат приглянулся нашим ученикам, учителям и родителям, – отмечает директор школы Светлана Валерьевна Гончарова. – А с объявлением марафона «Отжаться 1468 раз» количество подписчиков школьной странички в Instagram увеличилось в разы.

Многие наши коллеги приобрели еще одну, как оказалось, необходимую компетенцию – стали настоящими блогерами. Школьная страница в Instagram стала площадкой, где учителя химии раскрывали секреты химических реакций, обучали тайнописи, показывали, как достать монетки из воды, не намочив при этом руку. Учителя истории проводили виртуальные экскурсии, обучали финансовой грамотности на примере тюльпаномании, математики знакомили с нестандартными способами решения примеров, а словесники читали стихи.

Модная ныне идея общения посредством видеороликов настолько понравилась нашим ученикам, что они с удовольствием рассказывали о своих увлечениях и маленьких победах. Так, страница школы в Instagram пополнилась рубриками «Дома с книгой» «Наши увлечения», «Готовим дома», «Дома с другом» и «Наши достижения».

Надо отметить, что, несмотря на столь продолжительный режим самоизоляции, результаты ЕГЭ многих учеников порадовали. Для нашей школы этот год выдался урожайным на стобалльников: ученица 11‑го «Е» класса Анна Д. набрала максимальные 100 баллов сразу по двум предметам – русскому языку и истории, заветные 100 баллов получили еще трое учащихся по одному из предметов.

Коллектив школы сделал многое, чтобы вынужденный переход на «удаленку» стал максимально полезным, чтобы все участники образовательного процесса смогли извлечь выгоду из возможностей, открываемых современными IК-технологиями. Второе место в конкурсе молодежных инициатив «Молодые педагоги столичному образованию», финал которого пришелся на период изоляции, занял учитель русского языка и литературы Алексей Юрьевич Соловьев. Школа может похвастаться и победами обучающихся в таких конкурсах, как исследовательская культурологическая олимпиада «История и культура храмов столицы и городов России», XXIII Российская научная конференция школьников «Открытие», Московская олимпиада школьников и многие другие, которые проводились также в дистанционном формате.

Во время пандемии наши педагоги и ученики научились по-иному общаться и сотрудничать, проявлять творческий подход и гибкость. Между тем мы лишний раз убедились в том, что связанные сетью умные машины ни в коем случае не заменят живого общения, которое, как оказалось, является важнейшим элементом образовательного процесса. Впрочем, если на новом этапе развития эпидемиологической обстановки нам снова придется переходить на дистанционное обучение, мы точно знаем, что и как делать.

Наталья ПСЁЛ, учитель английского языка школы №1468

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте