- Проблема взаимоотношений между учителями и родителями учеников в школах была всегда и, думаю, исчерпать ее полностью не удастся никому и никогда. К сожалению, в последнее время бесправным и униженным чаще оказывается учитель, ему приходится выслушивать от родителей самые нелицеприятные слова, а иногда и оскорбления – люди стали менее сдержанными и более агрессивными.

Наша школа – обычная, общеобразовательная, без больших регалий. Естественно, и дети приходят к нам из семей со средними доходами, слишком богатых семей у нас нет, поэтому наших родителей условно можно разделить на следующие группы. Первая – назовем ее категорией сложных родителей, - это люди без особого апломба, в основном из социально незащищенных семей, их характерам бывают присущи и невежество, и недостаток воспитания. Если возникают конфликты с родителями из этой категории, если они приходят и начинают разговор на повышенных тонах, они все равно достаточно быстро поддаются влиянию и убеждению, и в итоге, прислушиваются – уж к школьной администрации точно. После разбора конфликта, после нашего разговора обычно уходят умиротворенными.

У родителей со сравнительно хорошим материальным достатком, или занимающих чуть более высокую социальную нишу, амбиций больше. У таких родителей и спрос в этой жизни больше, а так как запросы завышены, то и отношение к школе и учителям более требовательное. Достичь взаимопонимания с такими родителями бывает сложно, но глубокие конфликты с ними для нас, например, - единичные случаи.

На мой взгляд, самый большой сегодня недостаток – это нежелание разговаривать. За окном компьютерный век, поэтому стало модно писать письма и жалобы не директору школы, а сразу премьер-министру Путину или президенту Медведеву, то есть, минуя все инстанции. Люди разучились разговаривать! И не хотят учиться этому. Чуть какая-то мелочь – сразу в Москву. У нас мальчик, ученик пятого класса, написал письмо президенту, да еще и безграмотно написал, что ему в школе с химией не везет: нет хороших учебников, в школьной библиотеке нет дополнительной литературы – все плохо, такой он несчастный. И нам пришло письмо с требованием разобраться. А дело все было в том, что ребенок просто не заходил в библиотеку, не интересовался. Захотелось ему написать, лично обратиться – вот и сделал. Но если со школьником это единичный случай, то родители жалуются сразу «наверх» гораздо чаще. Хотя если они приходят ко мне, мы разбираемся и всегда стараемся находить решение, удовлетворяющее обе стороны. Родители об этом знают, но, бывает, просто минуют и школьную администрацию, и меня как директора, а сразу пишут в областной департамент. То есть, они просто не включаются в разговор.

Хорошо, что хоть жалуются не на школу в целом, а обычно на действия того или иного учителя. Самый последний из наших конфликтов возник при приеме в первые классы. Их мы набрали три, один из них ведет учитель с высшей категорией и с опытом, второй – начинающая учительница, недавняя выпускница, умница, очень старательная, наверняка, все у нее прекрасно получится. Однако жалобы пошли сразу: почему нас не к этому учителю, а к другому!.. Так, кстати, подготавливается почва для следующих, более серьезных конфликтов. Ведь если сразу не определили твоего ребенка именно туда, куда захотел родитель, - все, люди уже почувствовали себя оскорбленными, это не забудется, и постепенно они станут «накручивать» любую ситуацию.

Я, когда узнала о недовольствах, пригласила родителей к себе. Считаю, что директор, администрация ни в коем случае не должна оставаться в стороне, потому что если мы вовремя вмешаемся, конфликта может вообще не быть. В итоге, получилось несколько вариантов: одни родители после разговора оставили детей в классе, поверив директору, что все будет нормально, но была и мама, которая забрала документы и отдала их в другую школу.

Еще один немаловажный момент. Если возникает серьезный конфликт родителя с педагогом, надо в первую очередь посмотреть, не виноват ли учитель. Должна сказать, что мы сами часто имеем какую-то долю вины, сами совершаем ошибку, которая потом приводит к конфликту. Но в целом ситуация такова, что на сегодня учитель никем не защищен. Даже поговорка сложилась, что у учителя сегодня одни обязанности, а прав нет никаких. Что ему делать? Раз нет защиты, учитель защищается сам! Только ведь это не выход, все может обернуться упреками в адрес учителя, мол, это он спровоцировал скандал.

Если родитель откровенно по-хамски относится к педагогу, грубит, то тут выход один – идти с жалобой к директору, а лучше и самого родителя ко мне направить. Я никогда своих педагогов в обиду не даю! Даже если учитель в чем-то не прав – давайте подробно разбираться, что спровоцировало его на такое поведение, в чем изначальная причина конфликта. В подобных ситуациях ответственность административного корпуса должна  быть высокой, пусть родители чувствуют, что во главе школы стоит команда единомышленников. А мы должны уметь аргументировано доказать родителю нашу позицию и выйти из ситуации с достоинством. И не надо винить во всем одних педагогов! Всегда надо уметь сказать об учителе хорошие слова.

Одно из самых обидных оскорблений для учителя – это появившееся в последние годы мнение, что успешные люди работать в школу не пойдут, что к нам приходят одни неудачники. Обычно с такими заявлениями во время выяснения отношений выступают «звездные» родители, и переубедить их бывает непросто. У нас, повторюсь, очень обеспеченных родителей не так много, а те, кто приходят, знают, какая у нас школа, и сами готовы подстраиваться под нас. Поэтому мы стараемся поддерживать соответствующую атмосферу, такую, чтобы «звездному» папе или мамочке было бы некомфортно выступать, чтобы они знали, что все равно останутся в одиночестве, их не поддержат…

И еще: в каждой школе есть свои внутренние законы, в которых мы тоже можем защитить учителя, в первую очередь, это устав школы. В нем должны быть прописаны не только права ученика, но и права учителя.

"Взгляд" записала Татьяна Масликова