Подушку на ночь тоже можно было заказать: хочешь – ортопедическую, хочешь – с наполнителем из конского волоса, или из вишнёвых косточек! Попав в пятизвёздочный отель первый (и, надо думать, последний) раз жизни, я предался роскоши как алкоголик в винном погребе. Но в минуты протрезвления, разумеется, возникал вопрос – а зачем? К чему этот пир во время чумы? Под «чумой» я подразумеваю жалкое финансирование российского образования. Среди приехавших коллег-учителей поползли слухи, не отличавшиеся оригинальностью – деньги, дескать, отмывают!

За чей счёт был «банкет», я так и не понял. Просто эта тема меня перестала волновать, так как дальнейшее действо заслонило всё остальное. Форум действительно был прекрасно организован! Ортодоксальные критики, конечно, найдут недочёты, но даже интернетовские злопыхатели признали - получилось не «как всегда».

Великолепный зал, отличный звук, огромный экран, интерактивные пульты в руках, и умное дирижирование всем процессом главным  модератором - Канделаки.

Впрочем, язвительная часть учительского десанта сразу зашептала: «Тина себя пиарит. В министерство метит».

Да пусть метит! Хуже точно не будет.

Выпалив это, я задумался. А почему мы так легко поверили Тине? Поверили, что она чего-нибудь сумеет добиться в безнадёжном деле реформировании школы? В благодарность за апартаменты «Балчуга»? За её звёздное обаяние?

Я думаю, ответ нехитер. Просто мы готовы поверить в любого, кто бросает нам хоть какую-то надежду!

Один из выступающих в зале назвал российскую школу «усталой». Да, мы устали от реформ, от ожидания новой жизни, от бюрократического пресса и отсутствия справедливого вознаграждения за наш труд…. Возможно, сейчас во мне говорит провинциальный учитель из Вологды, который пообщавшись с коллегами из других регионов, с грустью отметил, что вологодские педагоги ближе к аутсайдерам по уровню зарплаты в стране. Реформировать школу не «реформируя» учителя никак не получиться. Умные люди не пойдут в «умную школу», потому что их назовут дурачками.

Ну, хватит об этом….

Вряд ли мне стоит перечислять темы, затронутые на форуме - они освещены в СМИ, Интернете, - все вопросы, так или иначе, касались изменений в образовании. Было сказано много дельных слов. Осмелюсь остановиться на собственном предложении, которое я назвал «Вся власть Советам!»

Советы школы (Попечительские советы и тому подобное) существуют давно, но реальной власти не имеют. Между тем, Совет школы, состоящий преимущественно из родителей – самых заинтересованных заказчиков образовательных услуг («Я за своего сына любого порву!» - Алексей Венедиктов на форуме), мог бы играть ключевую роль в реформе образования. Надо просто юридически подчинить ему директора школы. Как в акционерном обществе управляющий компанией подчинён собранию акционеров. Сегодня главный администратор школы ответственен преимущественно перед государством в лице «роно-гороно». Но власть показала свою, мягко говоря, некомпетентность в школьных вопросах («Государству наплевать на нас», - безнадёжно машут рукой учителя). Если бы директор был подконтролен непосредственно обществу в лице Совета школы, возможно, в затхлые школьные стены проникало больше свежего воздуха здравого смысла. Директор школы поддерживал бы хороших учителей и избавлялся от плохих (иначе Совет избавится от него). Я, как учитель, не убивал бы драгоценное рабочее время, чтобы записывать в журнал домашнее задание (которое я не задаю!) и тему урока, так как родителям до лампы – совпадает моё планирование с темой с точностью до запятой или нет. Им важен результат моей педагогической деятельности, а ни какой-то другой. А функции «роно-гороно» останутся минимально необходимые, касающиеся федеральных стандартов, межшкольных, межрегиональных связей. Число управленцев сократиться, дополнительные деньги высвободятся.

Конечно, эта формула имеет свои слабости. Мне скажут, что наши родители ещё не готовы к такому. Но если их не ставить в эти условия, они никогда не изменятся, и будут продолжать сидеть в школьном театре абсурда в зрительном зале. Родитель, вам пора на сцену! Вам пора изменить пьесу!

 «Вы не верите в существование гражданского общества, а сами своим примером подтверждаете его существование» (Алексей Венедиктов – участникам форума)

 Почётные гости, приглашённые на форум, имели свои рецепты решения школьных проблем.

Андрей Малахов, упомянув о паре-тройке педофилов, из своих «Пусть говорят», закончил не вполне логичным выводом – бастовать учителям надо.

Никита Белых, губернатор Кировской области, призывая к гражданской позиции, неодобрительно вопрошал: почему педагоги требуют денег, но не называют из каких источников их взять? Казна не бездонна!

Мда-а, когда наши начальники в очередной раз начнут призывать, лучше учить детей, не спросить ли их – а из каких источников нам черпать наше трудолюбие и вдохновение?  «Бытиё определяет сознание», а не устав школы.

Алексей Венедиктов («Эхо Москвы») очень эмоционально показал слабости школьного образования, включая слабости учительской позиции («Школа не для вас, а для детей!»), ввязался в скандал, услышал предложение покинуть зал, которое было встречено аплодисментами присутствующих, но к счастью для большинства из них - игнорировано.

Венедиктов меня навёл на одну одинокую мысль. Редактор «Эха» без сантиментов спрашивал у зала: завтра я иду в Общественную палату, скажите – что вам надо, какие законы? Мы не можем так сразу – растерялся зал. А кто может, если не вы! – раскатывалось венедиктовское ехидное эхо.

Герой рассказа Стругацких «Пикник на обочине», если вы помните,  нашёл «золотой шар», который исполняет любые желания. И, стоя перед этим чудом, он вдруг понимает, что не знает – что он хочет? Что он хочет больше всего? На что не жалко потратить свою золотую удачу?

Мне кажется, учителя так редко спрашивают, интересуясь его мнением, что когда наступает такой момент, он как герой братьев Стругацких, замирает перед «золотым шаром», не в силах высказать в нескольких фразах то, что носил в себе много лет, всю жизнь.

 Сменю тему. Может быть, кто-то скажет, что это мелочи, но в лексике некоторых выступающих, то и дело проскальзывали выражения типа «западло» и другие, явно не подходящие для данного места и времени. Один уважаемый человек, и уважаемый заслуженно, употребил в своём выступлении слово на букву «г».

Именно это слово, сказанное известным спортивным комментатором и тележурналистом Дмитрием Губерниевым, недавно взорвало российский спортивный мир. На мой взгляд, это очень показательный пример. Дмитрий на футболе, думая, что его не слышат телезрители, сказал собеседнику примерно следующее: вратарь №2 сборной России играет хуже вратаря №1. Ну и что? Это всем известно! На то он и второй. Но при этом тележурналист употребил это слово. Скандал. Обида. Нелепость. А если бы талантливый комментатор Губерниев в обычной жизни не употреблял грязных слов, то и не сел бы сейчас в лужу ж… задом.

 Но я отвлёкся. Одним из открытий для меня на форуме был Олег Смолин, депутат Госдумы. Точные формулировки, интеллигентность, тонкий юмор, профессионализм. Он все созывы ГД занимается в комитете по образованию. Его законопроект можно назвать «учительским», в отличие от проекта Минобразования.

Ещё одна находка – филолог Сергей Волков. По мне, так никто на форуме не мог состязаться с ним в точности выражения собственной мысли. При этом, ему всё равно с кем общаться – с телезвездой, лифтёром, с папой Римским или мамой русской. Один из гостей обмолвился: «То, что вы хороший учитель, видно с третьего слова …»

И вот сейчас, спустя несколько дней, вспоминая всё это созвездие ярких личностей, здравых заинтересованных людей, я в тупике от двух умозаключений.

С одной стороны, столько умных людей думают о важнейших проблемах образования. Значит что-то, в конце концов, должно измениться!

С другой стороны – если столько умных людей говорят, в общем-то, одно и то же, и говорят уже много-много лет, это значит, что ничего не изменится точно.

 И всё равно, спасибо Тина. Ты подарила нам надежду. И мы будем ею жить какое-то время. Но ты ещё взяла и роль учителя. Потому что подобный форум – это школа надежды.

 Евгений Вирячев,  лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда

 P. S.

В рассказе Стругацких, читатель остаётся в неведении – действительно ли «золотой шар» исполняет желания или это миф? Авторы посчитали, что это не важно. Не в этом дело. А в чём?