Василий К., молодой преподаватель информатики, устроившись работать в школу, ожидал, что здесь все его примут доброжелательно: коллектив преимущественно женский, он парень симпатичный. Однако первая же неделя педагогического труда показала: при всех достоинствах нового информатика, к которым можно было отнести знание своего предмета, умение общаться с детьми, дружелюбие по отношению к коллегам, есть у Василия недостаток, сформировавшийся за годы прежней его работы в маленькой компьютерной фирме. Юноша никак не мог привыкнуть к строгому школьному графику, согласно которому учителю нужно приходить в класс хотя бы минут за десять до урока, заканчивать занятие со звонком, посещать обязательные педсоветы… В школе уже знали: если класс столпился возле закрытого кабинета после звонка на урок – это класс Василия Александровича. Если перед учителем пустые парты, а от урока прошло уже минут пять – значит, класс задержал на перемене информатик. На педсоветы начинающий учитель и вовсе не приходил – объявил директору школы, что считает эти мероприятия скучными и необязательными.

Неудивительно, что вскоре директор пригласила Василия Александровича на конфиденциальный разговор. «Такой уж я человек! - объявил начальнице молодой человек. - Не могу следить за временем! Разве это преступление, если пару минут класс подождет в коридоре?! Зато я после урока задерживаюсь иногда на всю перемену с детьми! Столько интересного хочется им рассказать, бывает, за урок не успеваю! А если вам не нужен молодой творческий учитель в школе, да еще мужчина к тому же, так я могу и в фирме работу найти!»

Директор школы оказалась мудрым человеком. Обижаться на слова, сказанные в запальчивости, не стала. В тот вечер она долго говорила с Василием. Стала часто приходить на его уроки, хвалила за творческие находки и ненавязчиво акцентировала внимание учителя на начале и конце занятия. Через год Василий хвастался в компании друзей: «У меня есть чутье времени! Я могу без часов сказать, сколько сейчас времени и ошибусь разве что минут на десять! Учительская привычка!»

Елена С. устроилась на работу учителем начальных классов. Вначале директор школы девушку очень хвалила, хлопотала о материальном поощрении молодого специалиста. Вдруг ситуация резко изменилась. Словно обидевшись на что-то, директор невзлюбила Елену. Как ни старалась учительница хорошо вести уроки, участвовать во всех школьных мероприятиях – слова доброго на педсоветах в свой адрес от директора не слышала. Однажды Елена узнала, что за ее спиной начальница рассказывает коллегам про якобы аморальный образ жизни молодой учительницы. Обладая решительным характером, Елена пришла после уроков в кабинет к директору и попросила объяснить, что происходит.

Оказалось, причина недоброжелательности начальницы лежала вне школьных отношений. Дочь директрисы когда-то встречалась с парнем, который недавно стал мужем Елены. Встав на «защиту» дочери, директор подсознательно начала искать в Елене отрицательные черты. А тот, кто ищет, всегда найдет…

После разговора по душам начальница признала, что была не права. Но Елена все-таки не смогла работать в этом коллективе. Перешла после окончания учебного года в другую школу.

…Недовольство начальства может иметь под собой реальные причины, основанные на ваших недостатках, или быть явно несправедливой реакцией на происшествие, о котором вы даже не подозреваете. Если это недовольство длится долго и переросло в конфликт, сделайте сами первый шаг и поговорите с начальником откровенно! Ведь вы ничего не теряете, вы и так доведены до крайности, ваше терпение вот-вот истощится, вы готовы уйти из школы. Не принимайте поспешных решений! Выберите подходящее время для разговора по душам… Главная польза от такой беседы: вы будете знать свои сильные и слабые стороны как преподавателя, реально оцените себя, чтобы совершенствоваться.  

Светлана Потапова, собкор «Учительской газеты», Великий Новгород