...ведь одна дорога может привести его в теплый дом, а другая – в непролазное болото. В схожей ситуации оказываются подростки.

​Выбирая профессию, подросток на самом деле выбирает свое будущее. Некоторые ребята пытаются смотреть по сторонам и различить, какие варианты перед ними есть; многие же просто копируют модели, представленные в семье или конкретной социальной группе, вообще не задумываясь о том, что у них есть выбор. Но копировать семейные модели становится все сложнее: меняется содержание работы, ее условия, уже почти нереально получить образование и заниматься тем же, чем занимались твои родители. Зона неопределенности растет, и маловероятно найти кого-либо, кто сможет с уверенностью сказать: «Ступай по этой дороге, и все у тебя сложится». Идти предстоит вслепую, старые тропы быстро зарастают: придется протаптывать новые, а это очень непросто. Подростка, который всю жизнь провел в школьной комфортной и довольно предсказуемой среде, ожидает испытание, к которому его не готовили.

Часто к нам обращаются разочарованные родители: «Мы столько дали своему ребенку, столько сил в него вложили, водили его по разным кружкам, секциям. Теперь он почти уже взрослый, ему надо выбирать профессию, а он ничего для этого не делает. Ничего! И нас не хочет слушать. Что делать?» 

Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит провести большую работу: установить с этим подростком доверительный контакт; узнать, чем он живет, о чем думает, мечтает, и что является препятствием на пути выбора профессии. Очень важно вдохновить подростка и показать ему, что выбор своего будущего – это не столько страшно, сколько увлекательно. Только после этого мы сможем перейти к рассмотрению конкретных вариантов.

Когда человек инициативен? Тогда, когда он заинтересован в происходящем; когда верит в свои силы и возможность влиять на ситуацию. Если какое-либо из этих условий нарушается, инициативность исчезает. Наша задача – заглянуть в лицо этим препятствиям и попытаться ответить на вопрос, какими средствами школа может способствовать их преодолению.

1. Многие современные подростки относятся к «миру взрослых» как к чему-то скучному, серому, тяжелому. Они видят своих вечно уставших от работы родителей, занятых бытовыми делами; учителей, с трудом справляющихся с огромным ворохом обязанностей, и делают свои выводы. Человеку хочется быть похожим на тех, кто успешен, талантлив и счастлив, и подростки не исключение. Если в их окружении нет таких взрослых, они ищут себе кумиров в интернете; либо создают подростковые объединения без участия взрослых, надеясь проложить новый путь самостоятельно; либо соглашаются стать частью «серого и скучного мира», но это уже не инициативность, а покорность обстоятельствам.

Что делать: становиться успешными, талантливыми, счастливыми и интересными. Важно, чтобы мир, в котором живет педагог и в который привлекает детей, был им действительно интересен, вызывал вопросы и желание углубляться и постигать его. А сам педагог должен быть таким, чтобы хотя бы пара человек в классе думали: «Хочу быть похожим на него, когда вырасту». Если этого нет, то в таком взаимодействии мало смысла: дети не верят этому взрослому, не считают его авторитетом и вряд ли возьмут что-то для жизни из его уроков. Да и сам педагог будет скорее страдать от такой работы. 

Еще вариант: приглашать в школу представителей разных профессий, которые могли бы рассказать ребятам о том, как устроен мир за пределами школы. Далеко ходить не обязательно: можно приглашать для подобных встреч родителей или родственников школьников. Почти в каждой семье или среди ее друзей можно найти человека, который занят интересным делом и с радостью расскажет о нем детям. Такие встречи стоит внедрять как постоянную практику и всячески поощрять активность детей в поиске подобных взрослых.

2. Содержание уроков часто сильно оторвано от контекста современной жизни подростков. Большинство текстов и заданий, которые даются ребятам, были придуманы много лет назад, и с тех пор немногие из них претерпели изменения. Дети читают тексты, в которых видят мало актуального для себя; решают задачи без понимания, зачем это нужно – ведь многие из них теперь в пару кликов можно решить с помощью гаджета. На вопрос, зачем нам это нужно, по-прежнему часто можно услышать ответ «вырастешь – узнаешь» или «на экзамене пригодится». Ни первое, ни второе не отвечает на вопрос, а лишь дает повод уйти от него.

Что делать: адаптировать уроки к реальности. Хороший пример приводит Дмитрий Быков, делясь своим педагогическим опытом: можно долго рассказывать детям о том, что такое сонет, а можно дать им задание написать свой собственный. Такая задача – это вызов, принимая который, подросток сможет проявить свою субъектность и креативность. И ему самому будет важно разобраться в том, что же такое сонет. Необходимость адаптировать уроки к реалиям современности касается всех наук: ведь каждая из них так или иначе связана с тем, что происходит в мире и в жизни их семьи. Часто на уроках дают отвлеченные теоретические знания, самое время показать ребятам, как и где они смогут использовать их. Тогда каждое знание будет становиться новым инструментом в их руках, и ребята будут стремиться применить его на практике.

3. От школьника ожидают, что он будет послушным и исполнительным. Ему дают задания и требуют их выполнения по образцу. Само же знание считается неприкосновенным и единственно верным, усомневать его недопустимо. Подобное мышление и отношение к делу действительно может быть уместно в некоторых направлениях профессиональной деятельности, там, где прежде всего надо следовать установленному порядку, например, в армии или полиции. Но для всех видов деятельности, связанных с развитием науки, предпринимательства, работы с людьми и информацией, в сфере услуг, нужны другие качества и другое отношение к знанию.

Школьник должен понимать: то, что он изучает – это то, что создано человечеством к настоящему моменту. Но прогресс не стоит на месте: каждый день в разных науках происходят удивительные открытия, и, возможно, однажды одно из таких открытий будет принадлежать ему самому. А значит, знание – это не то, что нужно раз и навсегда запомнить, но то, с чем можно находиться в диалоге, искать пути его применения и развития.

Что делать: развивать в своей школе исследовательский и проектный подход. Не нужно преподносить все знания в готовом виде. Те, что школьник сможет самостоятельно разыскать и открыть, будут для него самого намного понятнее и ценнее, ведь они – результат его труда и поисков. Честным со стороны учителя может быть задавать ученикам вопросы, на которые у него самого нет точного правильного ответа, и делиться этим: тогда ребята почувствуют, что могут искать ответ вместе с учителем, а не для учителя. Как правило, в мире не встречается явлений, которые можно было бы рассматривать с точки зрения только какой-то одной науки: поэтому в школе настанет по-настоящему новая эра, когда учителя начнут объединяться и помогать ученикам в создании междисциплинарных исследований и проектов. Хорошо, если над ними будут работать ученические команды: во взрослом мире мы все работаем в коллективах, так почему же в учебной деятельности каждый выполняет задания сам по себе? 

И последнее: важно, чтобы ребята понимали, что они могут сделать что-то важное самостоятельно. На самом деле, у подростков достаточно ума, сил и организованности, чтобы делать серьезные проекты, и если взрослые поверят в них и подскажут, с чего начать, это может дать большие и прекрасные плоды.

А теперь снова представьте себе путника, стоящего на развилке. Вот он, послушный и исполнительный, стоит и не знает, что ему делать. В этот раз рядом с ним нет умного, всезнающего взрослого, потому что есть вопросы, на которые человек отвечает себе сам, и вопрос о том, по какой дороге пойти, как раз таков. Как хочется сказать ему: «Слушай свое сердце! Будь внимателен и верь в себя!». Будут ребята, рядом с которыми окажется именно такой учитель и скажет именно так.

Об авторе: 

Ирина Гришина – руководитель направления профориентации и развития подростков образовательной компании MAXIMUM Education.