​Основная задача сейчас – не воспринимать вынужденный карантин как каникулы, а извлечь из самоизоляции максимум пользы, а также не отстать от программы. Мы подготовили семь основных советов, как организовать себя, родителей и детей для дистанционного обучения и сделать его максимально эффективным.

Совет 1. Отнеситесь к учебе дома так же серьезно

Обсудите с ребенком, каким он видит свой распорядок дня в период карантина. Режим обязательно должен быть сбалансирован и включать отдых, не забывайте об этом.

Обязательно найдите время и составьте новый план вместе с ребенком - совместная работа и общение поможет настроиться на дистанционную учебу.

Совет 2. Осваивайте образовательные онлайн-платформы

Если до этого времени "руки не доходили", чтобы разобраться и начать использовать образовательные онлайн-платформы, то сейчас – самое время начать это делать. За последние несколько дней огромное количество онлайн-сервисов объявило бесплатный доступ к лекциям, семинарам, подкастам, аудиокнигам. Это значит, что пора начать осваивать и пользоваться всем, что предлагают нам современные технологии.

Например, платформа "Учи.ру" создала специальную инфраструктуру для проведения школьными педагогами уроков в онлайн-формате "Виртуальный класс", которая доступна бесплатно в личном кабинете учителя на платформе. Она позволяет проводить индивидуальный или групповой урок по видео, где учителя и ученики могут видеть и слышать друг друга, учитель может демонстрировать ученикам документы, презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер и указку. Также "Учи.ру" начнет проводить бесплатные, доступные всем школьникам 1-4 классов, онлайн-трансляции уроков по математике, окружающему миру, русскому и английскому языкам на сайте. Для администрации учебных заведений и учителей будут проводиться бесплатные вебинары по организации дистанционного образовательного процесса в школах.

Совет 3. Учитывайте ограничения нового формата обучения

У учителей может возникнуть соблазн сделать кальку обычных уроков, перенеся их в дистанционный формат. Однако, стоит учитывать ограничения, которые приносит новый способ обучения.

На уроке в классе учитель видит каждого ребенка. Хороший или плохой урок, но учитель способен оценить вовлеченность каждого ученика: поведение, реакция на вопросы, общение в классе и многое другое. На онлайн-уроке, даже в видеоформате, это сделать практически нереально. Все, что может увидеть учитель – это лицо ребенка. Высокий уровень эмоционального интеллекта педагога несомненно поможет ему понять, что происходит по ту сторону экрана. Однако, отсутствие невербального общения ограничивает близость контакта.

Совет 4. Экспериментируйте с новыми форматами уроков

Вместе с некоторыми ограничениями и изменениями новый формат обучения открывает новые преимущества, которыми необходимо воспользоваться. Сегодня появляется отличная возможность поэкспериментировать с форматами уроков. Если максимально упростить типологии уроков, то пусть это будет не "урок-изучение нового", "урок-повторение" или "урок-закрепление".

Попробуйте сделать "урок-задачу". Эта "задача" может быть разной. Она не обязательно должна решается за одно занятие, может включать получение или отработку тех знаний, которые предусмотрены программой обучения, предполагать исследование и систематизацию информации со стороны детей, а также предусматривать обсуждение и совместную работу в микрогруппах 2-3-4 участника.

Совет 5. Составьте кодекс дистанционного онлайн-общения

На уроке учитель может быстро отреагировать на ответ или комментарий ребенка. В дистанционном формате обратная связь носит отложенный характер. Вам написали сообщение, а вы на него можете ответить в течение какого-то времени. В этой связи эффективнее всего для общей работы будет составить "Кодекс общения", который опишет базовые правила коммуникации. Определите, в каких именно социальных сетях общаетесь, создайте специальные группы для общения учеников, перечислите мессенджеры, в которых будете принимать сообщения и создайте все необходимые групп, а также поделитесь со всеми адресом электронной почты.

Правила нового общения должны помочь всем вовлеченным сторонам научиться корректно общаться. Это значит описывать контекст и задавать полные вопросы, на которые можно ответить без дополнительных вопросов. Например, ученик может описать, что он сделал, с какой проблемой столкнулся, какая помощь ему нужна. Максимально емкие вопросы, такие же подробные ответы.

Общение должно быть максимально полезным и позитивным. Во время онлайн и электронного общения старайтесь не перебарщивать в использовании эмоциональных и негативно окрашенных слов.

Правила должны составляться и соблюдаться и учителем, и учеником, и родителем.

Совет 6. Продумайте обязательную обратную связь

Выше мы говорим о "кодексе дистанционного общения" и отложенной обратной связи, которую предполагает новый формат обучения. В "кодексе" необходимо обязательно прописать правила обратной связи: как часто и насколько быстро вы отвечаете на электронную почту и сообщения в мессенджерах. То же самое касается родителей и детей. Мамы и папы также должны понимать, что должны адекватно и вовремя отреагировать на сообщение учителя, а не оставлять его без ответа, а ученик – своевременно прислать домашнее задание или тест, а также ответить на сообщение или вопрос, обращенный к нему.

Для того, чтобы родители и ученики не почувствовали себя "брошенными" и предоставленными сами себе, учителями придется организовать непрерывное общение. Общение должно быть как групповым – со всем классом, так и индивидуальным.

Обязательно давать обратную связь каждому ребенку в отдельности. Он должен чувствовать, что ему помогают, его сопровождают, что можно обратиться за помощью. Возможно дистанционный формат обучения поможет кому-то наладить взаимодействие и улучшить контакт с учениками.

Совет 7. Выстраивайте активное взаимодействие

Сегодняшняя ситуация новая как для родителя, так и для учителя. Важно изначально выстроить регулярное взаимодействие и обмениваться обратной связью, как проходит процесс обучения. Стоит завести чат в мессенджере или группу в социальных сетях по дистанционному обучению, куда будут подключены разные педагоги и родители, где можно в формате диалога быстро проконсультироваться.

Учителям рекомендуем связываться с родителями, рассказывать им о достижениях детей, делиться советами, как лучше организовать время ребенка. Приготовьтесь к тому, что сейчас родители могут просить помощи гораздо чаще. Особенно это касается первой адаптационной недели, когда все будут привыкать к новым условиям

Об авторе:

Екатерина Латыпова – руководитель направления по взаимодействию с учителями платформы "Учи.ру".