… максимально избежать формализма. Уж точно не стану упоминать, что форум состоялся в рамках работы регионального центра компетенций педагогов «Точка притяжения» по развитию системы наставничества, созданию активного педагогического сообщества, распространению и обобщению педагогического опыта. Конечно, ни слова не скажу о том, что в форуме приняли участие более 130 педагогов из 18 районов Волгоградской области.

Еще я решила, что там не будет словосочетаний типа «уникальная образовательная площадка», «возможность найти единомышленников» и тому подобных. Тогда о чем писать? Возможно, о том, что форум был посвящен 4К-компетенциям: координация (умение сотрудничать), коммуникация (способность доносить собственные мысли), критическое мышление (способность критически оценивать информацию) и креативность, что все участники были разделены на пять команд (количество компетенций плюс пятая команда – когнитивность).

Может быть, рассказать о том, что уже в первый день мы нашли множество новых приемов в рамках озвученных компетенций – от кубиков storytelling до «когнитивного снеговика», или о том, что даже успели написать знаменитую нашумевшую PISA (да-да, Россия на 31‑м месте, но это не повод отчаиваться), и читательскую грамотность я, по мнению одного эксперта, написала на «2», а по мнению другого, на «4», выяснила, что я совсем забыла математику, и нет, то, что я учитель русского, не является оправданием.

Я не знаю, как рассказать так об очень важном и для организаторов, и для участников событии, чтобы это стало интересно вам, дорогой читатель. И о чем я должна рассказывать? Мне кажется правильным рассказать о нем с точки зрения организатора, человека, который уже не в первый раз создает педагогические события в регионе и всегда до этого момента оставался чем-то недовольным: здесь не рассчитали, не продумали, затянули, можно было лучше и так далее. Впервые после форума я испытываю не просто приятную усталость, а настоящую, неподдельную гордость за тот продукт, который мы создали, - форум «Эффективной школе – успешный педагог». Мне кажется, что наш регион вышел на новый виток в организации форумов.

Пазл сложился. Команда организаторов, где в этот раз трудилось очень много молодых педагогов, стаж которых не превышает двух лет. Нет, не спешите негодовать! С образовательной программой все было в порядке, ведь за нее отвечали проректор Волгоградской государственной академии последипломного образования Ольга Сергеевна Карпова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019 Лариса Гивиевна Арачашвили, обладатель гранта Президента РФ Олеся Владимировна Гончарук, а также профессионалы своего дела и члены президиума Совета молодых педагогов Волгоградской области Антон Сергеевич Биличенко, Александр Леонидович Азаматов, Екатерина Петровна Бондарь. В роли организаторов и кураторов также были задействованы молодые педагоги региона. Да, мы работали как единый организм, у которого должны быть и мозг, и ноги, и сердце, каждый отработал на полную, выполняя свою функцию. И да, фраз о новых друзьях и приятных встречах не получится избежать, потому что они были.

Форум длился три дня. Мне посчастливилось поучаствовать в двух. Особенность форума – отсутствие лекций, только интерактивные события: публичные лекции, мастер-классы и интерактивные площадки (коммуникативные бои, креатив-бои, КВИЗ). За работой форума в третий день я могла следить только по многочисленным публикация в Instagram участников и, конечно, получать отчет от своих коллег-организаторов. Мне кажется, что этот третий день стал самым важным в жизни форума, потому что к нему участники команд стали если не друзьями, то добрыми приятелями точно. Так что предлагаю сейчас увидеть третий день глазами Ивана Владимировича Кравцова, молодого педагога, учителя русского языка и литературы гимназии №4 г. Волгограда.

«Третий день форума был посвящен развитию у участников компетенции «креативность». Для того чтобы прокачать мягкий навык, каждой команде было предложено разработать одно из пяти педагогических событий: воркшоп, педагогический совет, митап (встреча «на ногах»), педагогический семинар, педагогическая лаборатория.

Каждую команду поддерживали и направляли опытные кураторы и организаторы форума.

С большим энтузиазмом участники приступили к разработке и реализации своих проектов. Жаркие дискуссии, синтез и анализ невероятных идей, распределение и перераспределение функций – внутри каждой команды на протяжении всего дня кипела плодотворная работа.

Несмотря на то что каждый педагог видел событие по-своему оригинально, всем удалось скооперироваться и достойно представить общую концепцию.

Все проекты демонстрировались одновременно в разных местах. Педагоги удивили всех рекламной акцией, задача которой – привлечь как можно больше посетителей к участию в событии, спродюсированном именно своей командой. Учителя сделали плакаты и афиши, придумали лозунги, речовки, разработали целые стратегии «заманивания». Команда «Коммуникация», например, использовала рэп-фристайл юмористической направленности. Зрелищно, оригинально, креативно!

Основа каждого проекта образовательная с вкраплениями из педагогических приемов, методов. В каждом зале была насыщенная программа, продуманная до мельчайших подробностей. Например, в «Педагогической лаборатории» участники форума из команды «Когнитивность» читали забавные четверостишия. Такой прием формировал позитивный настрой у посетителей «лаборатории» и отражал содержание каждого этапа. Совместить приятное с полезным – педагогическое мастерство.

Одновременно с подготовкой педагогических событий была организована работа творческой группы. Основная цель деятельности группы - организация наглядной, яркой, многоступенчатой рефлексии участников форума.
Были изготовлены необыкновенные аппликации, плакаты, коллажи и многие другие средства увлекательной наглядной рефлексии.

Результаты работы арт-коллектива привлекли внимание всех участников форума. Отличительной особенностью креативного оформления рефлексии участников стала концептуальная связь всех элементов хендмейд-дизайна.

Каждый плакат, рисунок, схема стали этапом своеобразного квеста. Посетителя главного здания лагеря «Босоногий гарнизон» у входа встречал стенд «Ваши ожидания»/«Ваши результаты». После этого участник приклеивал цветную фишку в соответствии со своим районом на самодельную карту нашего региона «География форума». Далее необходимо было пройти биометрический этап, который состоял из пунктов «Портретная галерея», «Рост участников форума», «Возраст участников форума». Участники арт-группы предлагали каждому дорисовать макет своего лица, измерить рост и отметить свой возраст.

Затем педагогам предлагалось узнать ближайшее будущее. По условиям этапа «Адвент-календарь декабря» желающие должны были собственноручно сделать праздничные гирлянды.

Экспозиция из плакатов «Содержание форума», «Обратная связь», «Хронометраж форума» дала возможность оценить организацию событий, степень свободы и четкость регламента, соотношение полезно и бесполезно проведенного времени.

Заканчивался путь этапом «Послесловие. У меня появилась идея», где участники смогли поделиться своими находками в педагогической и организационной деятельности.

Закрытие III регионального форума «Эффективной школе – успешный педагог» порадовало всех насыщенностью творческими номерами. Талантливые участники и организаторы продемонстрировали свои вокальные и поэтические способности, умение импровизировать, вдохновлять людей на профессиональное и личностное саморазвитие.

Ставшее традиционным для форума красивое завершение вечера и в заключительный день удивило всех участников. Выступали специалисты криошоу (азот-шоу, шоу с жидким азотом). Шоу с жидким азотом полностью интерактивно, многие педагоги приняли непосредственное участие в нем: разбивали замороженные цветы, устраивали азотный взрыв, угощались замороженными кукурузными палочками, а некоторые соревновались в забивании гвоздей ледяными фруктами!

Атмосферой праздника была проникнута и зажигательная дискотека, на которой повеселились как участники, так и организаторы форума».

А знаете, что больше всего мне понравилось в этой статье? Ее завершение, которое гласило:

«Если педагогическое сообщество будет поддерживать всех своих участников при помощи проведения таких событий, как III региональный форум «Эффективной школе – успешный педагог», то у каждого учителя будет стимул для реализации своего потенциала.

Установка «других просмотреть и себя показать» является движущей силой прогресса.

На форумах и аналогичных встречах начинающий учитель расширяет свой педагогический кругозор, а опытный педагог покидает зону комфорта. Первые напоминают вторым о том, что нельзя превращать образование в однообразные схемы навязывания информации. Вторые же делятся с первыми своими практическими приемами, вдохновляют на развитие, подсказывают и поддерживают в затруднительных ситуациях.
Образовательная среда в результате обучения через общение пополняется профессиональными экспериментаторами, новаторами, то есть людьми, которые ценят свою профессию, повышают ее престиж и готовят детей к жизни в современном мире».

На самом деле вся статья – это попытка рассказать о том, что педагог достоин большего, чем однотипные или морально устаревшие курсы повышения квалификации. Что форумы – это не только площадки для молодых, это возможность узнать новое для всех нестареющих душой и готовых работать. Поэтому радостно было видеть так много людей, которые любят свою работу, в одном месте, хотелось бы, чтобы подобные мероприятия стали доброй традицией.


Об авторе:

Лариса Гивиевна Арачашвили – учитель русского языка и литературы средней школы №55 г. Волгограда, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019

Фото из архива автора


В печатной версии материал выйдет 14 января 2020 года – «Учительская газета» №2 (10811)