Стали чаще созваниваться, списываться. Ездить друг к другу в регионы педагогическими десантами, давать открытые уроки и мастер-классы, делиться опытом, а заодно и знакомиться с культурными традициями регионов. 17-18 октября 2019 года на акции «Педагогический субботник» ярославская земля встречала гостей-коллег из Калужской и Костромской областей. Давно мы не ощущали такого мощного энергетического всплеска!

Но – обо всем по порядку. Перелистаем вместе странички дневника субботника?

17 октября, 11.00. Светлый, просторный зал Красноткацкой школы. Сегодня здесь собрались воедино учителя самых разных предметов: от русского языка до химии, от геометрии до физической культуры, от директоров до педагогов дополнительного образования. С приветственными словами обращаются те, без кого такая мощная встреча точно бы не состоялась: Управление образования Ярославского муниципального района и Институт развития образования. Мы узнаем о конкурсном движении в Ярославской области. Выступают ученики Красноткацкой средней школы с песнями и стихами. Ускова Варя, ученица 5 класса, читает стихотворение собственного сочинения про девочку Тому, которая счастлива и в школе и дома. А может, это и есть самая главная цель школы – сделать ребенка счастливым? Научить быть счастливым? На такой мысли мы начинаем работу «Педагогического субботника»

17 октября, 11.30 У нас в актовом зале – мастер-класс «Ассоциативная география и бумагопластика на уроках географии», ведет который учитель географии поселка Нижние Прыски Калужской области Борис Сергеев. Победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России-2016». «Он другой, он не такой как мы, - заметили потом в разговорах коллеги». Еще бы! Помню, однажды утром раздался у меня звонок. «Это Борис, - услышал я в трубке знакомый голос.- Расскажите, какая у вас сейчас погода?» «Ну дождик, градусов семь тепла, - говорю я. – Пасмурно. Противно. Туманище. Давление низкое, у нашей вахтерши голова раскалывается». И тут оказывается, что я говорю в прямом эфире у них на уроке географии по теме «Погода…» Они обзванивают коллег из самых разных регионов – от Калининграда до Камчатки – и составляют погодную карту России.

На этот раз Борис Михайлович преподнес учителям ярославщины географию под совершенно иным углом зрения. Кто бы мог подумать, что по стихотворению Пушкина «Зимний вечер» можно исследовать погодные явления? А кто из вас пробовал составить точный географический маршрут передвижения доктора Айболита в Африку? У нас это получилось с большим успехом. А слабо изучать географию по изображениям на денежных купюрах? Наконец, Борис Сергеев показал, как можно использовать на уроках географии бумагопластику. Не чудеса ли?

17 октября, 13.00.  Педагогический субботник продолжается. Мы – ух, вдохновленные! - разошлись по секциям. Пройдемся по школе и заглянем в аудитории. На секции истории и географии проходит урок в 6 классе на тему «Приемы осмысленного запоминания номенклатуры и определений на уроках географии в 6 классе». На наших шестиклассниках урок дает «пеликан» муниципального этапа конкурса «Учитель года России», Татьяна Гуржева, учитель из Козельска. Его продолжает – словно коллеги из разных регионов между собой сговорились! – мастер-класс ярославского учителя. Константин Чекменев, лауреат регионального этапа конкурса «Учитель года России-2018» Ярославской области, демонстрируя универсальные педагогические приемы, проводит мастер-класс «Карта мыслей как ключ к авторскому знанию».

На уроке русского языка Ольги Мачугиной шестиклассники не просто изучали тему «Рассуждение как тип речи». Они читали письма козельских школьников о своем городе, узнавали о достопримечательностях, а потом… писали им в ответ текст-рассуждение о Ярославле. Таким образом, это еще и культурный обмен, и возможность завязать общение между учениками разных регионов.

На секции иностранных языков мастер-класс дает Наталья Полянина, «Учитель года-2016» Костромской области. Речь идет о технологиях группового взаимодействия. Ее продолжает учитель иностранных языков из Козельска. Ее мастер-класс посвящен формам групповой работы при обучении чтению.

А что происходит на секции начальной школы и дополнительного образования! Здесь звучат русские народные песни, проходят русские фольклорные игры и хороводы. Опытом делится Мартьянова Людмила Васильевна, педагог дополнительного образования и методист из Козельска. Коллеги из села Волконское Калужской области говорят об использовании краеведческого материала в начальной школе и во внеурочной деятельности.

17 октября, 15.00. Вторая половина дня. Только что закончилась экскурсия в школьный музей. Гости познакомились с более чем столетней историей школы и ткацкой фабрики, без которой не было бы ни школы, ни поселка. Кто-то устал? Ничего подобного! Снова секции. И снова речь идет и о краеведческой работе, и о коллективной анимации на уроках английского языка, и о синквейнах, и даже о такой новой для большинства учителей технологии «Кафе-мидраш». Интегрированный урок (английский + немецкий языки) по теме «Хобби». Открытый урок в начальной школе по русскому языку. Обсуждения и вопросы не заканчиваются…

17 октября, 17.00. Обсуждения продолжаются за фруктово-сладким столом. Прежде всего, говорили о том, что такое межрегиональное сотрудничество нужно продолжать и подключать к этому новые школы и новые регионы. За окнами синеют сумерки. День завершается.

18 октября, 11.00. Второй день – туристический. Гости знакомятся с Ярославлем. Благодаря мастерству учителя истории и обществознания, ярославскому краеведу Анжелике Вевель коллеги узнают достопримечательности Ярославля – дивные храмы, шедевры гражданской архитектуры, посещают полуоблетевшие парки и сонные скверы, мокро-лиричные площади, туманные дали Волги и Которосли. После насыщенного вчерашнего дня хочется просто расслабиться и насладиться красотой тысячелетнего города. И это нам удалось!

18 октября, 15.00. Нас встречает серая, чуть таинственная, приглушенная глубоким октябрем Карабиха. Мы в усадьбе знаменитого поэта Николая Алексеевича Некрасова, в чудесном месте, где поэтом были написаны многие известные произведения. Мы словно погружаемся в позапрошлый век. Светлые залы и полутемные комнаты, лестницы и антресоли Большого дома усадьбы. Два флигеля. Развалины старой оранжереи. Пожухлые, но не потерявшие торжественного очарования парки – Верхний и Нижний. Водопады. Чарующая, притягательная осень.

18 октября, 17.00. Наша встреча подходит к концу. Гости уезжают в родные края. Мы еще не успели проститься, а уже говорим о новых встречах.

Думается, что именно такой формат педагогического сотрудничества – семинары, «педсубботники» в сочетании с познавательным туризмом, представляют собой огромный потенциал для личностного роста педагогов. Придают коллегам силы и энергию. Дают мощный стимул творить и жить. Поэтому мы планируем продолжать. Коллеги, присоединяйтесь!


Читайте также:

Алексей Бутусов, Ярославская область: Педагогический туризм, или в гости за уроками! http://ug.ru/insight/687


Об авторе:

Алексей Владимирович Бутусов – участник Всероссийского конкурса «Учитель года России» - 2016, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, Ярославская область

Фото из личного архива автора