Ведь он зависит не только от мастерства, квалификации и опыта преподавателей, но и - в неменьшей степени - от материальной базы, наличия часов. В этом году мы опустились во вторую десятку (всего команд-участниц около сорока).

Традиционно в полевых олимпиадах лидируют геологические клубы Перми, Челябинска, школа юных геологов при МГУ. В Москве работают геологи - методисты, а то и доценты, профессора, подключена вся внеурочная деятельность, областные слеты проводят каждый год, серьезные экспедиции оплачивают спонсоры и организаторы - все это позволяет буквально штамповать команды. Словом, победы бывают только там, где работает хорошо отлаженная система работы с увлеченными детьми.

У нас же в области (от столицы она далеко) работали в основном учителя географии. Да и те, увы, почти все разбежались. Причина - отсутствие финансирования дополнительных занятий. На энтузиазме готовы работать единицы. Последний раз полноценный слет юных геологов у нас проводился лишь в 2006 году, с тех пор деньги больше не выделялись. Попытались мы организовать его своими силами в 2008 году, получилась ерунда: из-за бедности пришлось проводить его в центре города, а не в поле, как положено, к тому же были сокращенные команды (опять же из-за отсутствия средств), проблемы возникли и с судейством.

Итак, у нас полное отсутствие материальной базы (нет средств, не хватает руководителей, нет возможности оплачивать часы). Тем не менее мы, энтузиасты-геологи, продолжаем работать. Наш ответственный методист нашел единственный выход из ситуации - формирует сборные команды, то есть выдергивает лучших детей, на его взгляд, когда есть такие из областного центра - обязательно их включает. С этой целью проводятся областные сборы за счет детей (когда за полный, когда частично). А ведь по большому счету нужно проводить областные слеты и выявлять лучшую команду в условиях конкурсности. И отправлять целиком команду и его руководителя. Дети в сплоченной команде лучше работают. Это мы видим на всероссийских слетах. Другое дело у географов. Там же побеждают отдельные дети, нет команд. Из победителей формируется команда для международных олимпиад. Насколько я знаю, команду тренируют, натаскивают специалисты в лагерях, санаториях.

Поэтому пока у нас будут выдергивать детей из команд в областную сборную, в общекомандном зачете мы не будем первыми. Или же такой состав команды надо год готовить как минимум. А у нас нет средств и возможностей для этого. Кстати, программа олимпиады соответствует 2-3-му курсу университета. Известно, что далеко не все студенты владеют знаниями и навыками, которыми обладают юные геологи.

Хотя моя команда с 2000 года сильнейшая в области, это не очень меня радует - ведь особой конкуренции нет. Последние три года я занимаюсь подготовкой к олимпиадам бесплатно. Сначала ликвидировали детскую туристическую станцию, где я вела кружок. Нас, юных геологов, перевели в детский экологический центр, но вскоре и там ставку сократили.

В моей родной школе мне давали один, а в хорошее время и три часа кружка, поэтому я могла вести 2-3 группы, и это было прекрасно: младшие учились у старших. У меня работала система Макаренко, и ее плюсы я чувствовала на практике. Это очень действенная сила в воспитательном опыте.

В этом году меня предупредили, что «внеурочка» вся выводится из школы, никаких кружков в школе теперь не будет. То есть фактически я должна прекратить все занятия после уроков. Это печально: чистой географии у меня 10 часов, остальные 8 добираю продленкой, проверяю русский, математику у пятиклассников. Жаль времени, ведь я могла бы более высококвалифицированные специализированные занятия проводить. На свою голову я увлекла пятиклашек туризмом и геологией, они в очередь выстроились для записи в кружок. Придется время от времени все равно с ними заниматься, не могу их бросить. И на слет, на олимпиаду будет кого выставить. Хотя с победами придется проститься.

Мы рады и тем наградам, которые дети привозят с олимпиад. Хорошо, что не болтаются летом, а полезным и интересным делом занимаются. Кроме того, это и хорошая профориентационная работа. В основном все те, кто дошел до всероссийского уровня, поступают на геофак. И нынешние мои участники уже заявили, что будут поступать на геологию.

P.S. Наш автор намеренно не назвала область, о которой идет речь в тексте, объяснив это так: «Областное начальство не любит критику и отомстит любому, кто посмеет сказать о недостатках образовательной системы. Вычислить же автора статьи ему не составит никакого труда...»