…где человеческому капиталу уделено достаточно много внимания и в него государство готово инвестировать, поскольку всем уже очевидно, что без этих значительных инвестиций российскую экономику с места сдвинуть не удастся. Вместе с тем встает вопрос: а эти вложения обеспечат то, что теперь называют «прорывом»?

В 2012 году государство зашло с другой стороны и попыталось поднять до среднего уровня заработные платы врачей, учителей, воспитателей детских садов, работников музеев и библиотек, научных сотрудников. Потрачены были весьма значительные средства – так, только на повышение средней заработной платы учителей, воспитателей дошкольных образовательных организаций, педагогов системы дополнительного образования детей, преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования было из региональных бюджетов израсходовано более 730 млрд рублей. Была ли достигнута поставленная цель? Формально да, на практике – 2/3 учителей особой прибавки к своему заработку не почувствовали, треть – прибавку получила, но хорошо себя не чувствует, поскольку возникшая дифференциация в заработных платах ничего хорошего педагогическим коллективам не несет. При этом в большинстве регионов в бюджетах школ заработная плата с начислениями теперь составляет от 75% до 85% всех расходов. Прибавим сюда затраты на оплату коммунальных услуг, расходы на питание в школьных столовых, немного на учебные материалы – и деньги заканчиваются. Средств на развитие у школы, детского сада или организации допобразования детей практически не остается. А зарплату на среднем уровне держать надо – за этим контроль и контроль.

Поэтому национальный проект «Образование» по большому счету решает простую задачу – он пытается вернуть деньги в субъекты Российской Федерации, чтобы как-то устранить тот перекос, который образовался в данной системе.

Самый большой и дорогой федеральный проект, который входит в национальный проект «Образование» – это «Современная школа». Согласно его паспорту, он должен обеспечить строительство 230 тысяч новых мест в школах. В результате будет ликвидирована третья смена. Но 230 тысяч мест – это много или мало? Во вторую и третью смену в России обучается 1 млн 900 тысяч школьников, или 13% от их общей численности. При этом есть всего 79 школ, где 10100 учащихся обучаются в третью смену. Итак, в результате реализации проекта «Современная школа» действительно удастся «победить» третью смену. Что касается второй смены, то численность обучающихся сократится всего на 11,6% за 6 лет реализации национального проект. Если «бороться» со второй сменой такими темпами, то ее победить удастся лет за 50. Правда, здесь нам на помощь придет демография – с 2020 года численность школьников начнет снижаться, поэтому двухсменное обучение мы сможем ликвидировать лет через 30. Но ведь поставлена задача увеличить рождаемость и тогда… Тогда вторая смена снова начнет расти, и мы сможем в очередной раз начать ее ликвидировать. На строительство 230 тысяч новых мест в школах потребуется примерно 105-120 млрд рублей. Остальное пойдет на модернизацию маттехбазы, на обновление предметной области «Технология», на реализацию основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в сельских школах и малых городах. 

Сколько дополнительно учителей потребуется для реализации проекта «Современная школа» никто, к сожалению, не считал. Между тем здесь таится основной риск для регионов, поскольку это дополнительные расходы на заработную плату, а эти расходы, как показал 6-тилетний опыт выполнения прежнего майского Указа, растут и растут, а удовлетворенность учителей своим материальным положением – нет. Правда, ответы учителей в исследовании TALIS, вроде бы, говорили о том, что 90% учителей вполне довольны и своей жизнью, и работой. Но мне почему-то в эту благостную картинку не верится. Да, 75% педагогов не хотят уходить из профессии, но причины у них более чем банальные: рынок труда в регионах узок, переквалифицироваться трудно, а многим, как им кажется, и поздно. Словом, в условиях нашей жизни за имеющуюся работу надо держаться, пусть она и далеко не всегда приносит радость. Почти 25% учителей, которые давно работают в школе, считают, что молодым специалистам идти в нее работать не стоит. И этот ответ мне представляется более реалистичным в оценке ситуации в наших общеобразовательных организациях. 

Но вернемся к нацпроекту «Образование». На проект «Успех каждого ребенка», а это развитие дополнительного образования детей, выделено 80,5 млрд рублей. Они пойдут на развитие детских технопарков «Кванториум», на создание образовательных центров по образцу и подобию центра «Сириус», который ищет таланты и помогает талантливым детям стать успешными, на профориентационную деятельность среди старшеклассников, на вовлечение их в сферу информационных технологий, на создание спортивных площадок для сельских ребят.  В настоящее время дополнительным образованием охвачен 71% детей от 5 до 18 лет. Правда, после 15 лет подростки, как правило, перестают посещать различные кружки, студии и даже спортивные занятия. Если после сдачи ОГЭ в 9-м классе учащийся уходит учиться в организации СПО, то его вовлеченность в допобразование снижается практически до нуля. Да и ребята, которые идут учиться в 10-й класс, практически полностью переключаются на подготовку к ЕГЭ – им не до дополнительных занятий, кроме, как с репетитором по школьным предметам. Поэтому поднимать планку вовлеченности в ДОД с 71% до 80% (т.е. на 9 процентных пунктов) придется в основном детям 5-14 лет. На каждый процентный пункт, таким образом, должно быть затрачено почти 9 млрд рублей. Деньги немалые, но насколько эффективно они будут потрачены? Родителям детей 5-12 лет, особенно в сельской местности, крайне важно, чтобы дополнительное образование детей развивалось в детском саду или в школе, поскольку организаций дополнительного образования детей в селах мало. Но только 10% сельских родителей говорят, что в их школах дополнительные занятия ведутся. Похожая ситуация и в малых городах. И боюсь, что передвижные «Кванториумы», которые должны объезжать наши села и поселки, вовлекая детей в технико-технологические кружки и интересные проекты, проблемы не решат. Необходимо, чтобы дополнительное образование было доступно ребенку каждый день, а не раз в месяц или раз в полгода. Кроме того, успешность ребенка во многом зависит от его успешности в овладении знаниями, поэтому важно обеспечить посредством дополнительных занятий помощь тем детям, у которых есть проблемы в учебе. Именно это во многом будет способствовать их будущим жизненным успехам, хотя, несомненно, дополнительное образование, не связанное с учебой, крайне полезно. Но направить деньги на то, чтобы все дети могли владеть школьной программой, было бы эффективно со всех точек зрения, особенно учитывая, что в основной школе учителя видят проблемы в освоении школьной программы у 15-20% учащихся.

Федеральный проект «Учитель будущего» (15,4 млрд рублей) – это тоже помощь регионам. Чтобы обеспечить внедрение системы учительского роста, ввести новые должности, надо повышать квалификацию педагогов, а средств в региональных и муниципальных бюджетах на эти цели не хватает. Вот и нужен проект, который бы не только решил управленческие задачи – аттестации учителей и расстановки их по новым табелям о рангах, но и поддержал бы организации дополнительного профессионального образования учительских кадров в регионах, которым сейчас приходится очень нелегко. Другое дело, получим мы в результате этого проекта учителя будущего или учителя настоящего, пока не очень понятно. 

И, наконец, проект «Цифровая образовательная среда» (79,8 млрд рублей). С ним в наши школы должен прийти быстрый Интернет, станут доступны электронные образовательные материалы, дистанционное обучение, как учителей, так и учащихся. Картина нарисована очень красивая, но созданную цифровую среду надо поддерживать и развивать, обновлять оборудование, учить персонал, его обслуживающий.

И тут снова встает вопрос – на кого лягут эти расходы? Сейчас регионы должны софинансировать реализацию нацпроекта в объеме 45,7 млрд рублей за 6 лет. Это примерно 537,6 млн рублей в расчете на 1 российский регион. В год это чуть меньше 90 млн рублей. Вроде бы, деньги не такие уж большие. Но регионы у нас разные и многим из них не хватает на текущие нужды в системе образования. А теперь возникнет еще и дополнительная нагрузка. При этом надо помнить, что в 2024 году национальный проект «Образование» завершится, а кадры и вся созданная инфраструктура, включая материально-техническую базу, которая начнет стареть, останутся, и их надо будет содержать, платить педагогам зарплату, повышать квалификацию. Как мне думается, сейчас все силы брошены на то, чтобы нацпроект выполнить, а про то, что произойдет потом, потом и подумают. И в этом огромный риск реализации национального проекта «Образование».


Об авторе:

Клячко Татьяна Львовна – директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук

Фото Вадима Мелешко из архива «Учительской газеты»