Но, как у любого социального явления, здесь есть две стороны: буллер, который травит, и жертва, которая испытывает при этом дискомфорт. Как правило, в этом участвуют еще и зрители, без которых представление не имело бы смысла. Случается, что сам буллер не до конца осознает, что его поведение можно расценить как травлю. Например, ученик просто шутит. Веселый такой ученик… И ему не приходит в голову задуматься о том, что чувствует при этом объект его юмора. А чувства эти имеют особенность накапливаться, и одним из самых болезненных моментов буллинга как раз и является тот взрыв, который может прогреметь в результате такого накопления.

Еще один неприятный момент этого явления – жертва боится жаловаться, просить о помощи, так как кошмар может только усилиться. Считается, что дети усваивают модели поведения, которые им демонстрируют взрослые. Скорее всего, демонстрация силы и власти ребенок видит в собственной семье. И, в качестве защиты, чтобы не стать жертвой травли, он в опережающем режиме сам выбирает себе жертву. На самом деле жертвой может стать не только сверстник, но и взрослый. Например, учитель. Современный учитель живет в постоянном опасении жалоб, которые родители могут подать в какую угодно инстанцию. Его ощущения в этом случае близки к чувствам жертвы. Есть ученики, которые демонстрируют своим поведением установку «все равно ты со мной ничего не сделаешь». Игнорируя требования, они загоняют учителя в угол, где одна стена – оценки (должны быть положительные!), другая – родители учащихся. Чаще всего проблема может быть решена только при вмешательстве администрации. Худший случай проявления буллинга – травля учителем ребенка. Тоже почти неосознанная. Причина – в установке учителя на отсутствие способностей ученика.

Проявления травли могут быть разной степени выраженности – от игнорирования до прямых насильственных действий. Одним из проявлений скрытого буллинга является административная стратегия запугивания сотрудников. Такая стратегия имеет целью быстрое достижение нужного эффекта. И это действительно работает! Только недолго. Мудрое управление предполагает выстраивание смыслоориентированной корпоративной культуры, ее эффективность намного выше и надежнее. Но в эпоху эффективного менеджмента и короткосрочных стартапов, к сожалению, мы часто бываем свидетелями прямого административного давления.

Противоядие от буллинга – человечность. Наблюдательность, сочувствие, умение грамотно оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Работа со всеми участниками, включая зрителей. У нас в гимназии для этого применяются встречи за круглым столом для всех затронутых сторон. Эту практику можно назвать технологией медиации, хотя, конечно, не в буквальном смысле. Скорее, это элементы технологии медиации. Главное, чтобы во время встречи оказались затронуты чувства всех участников, чтобы случилась «расцентрация» - понимание причин и мотивов поведения окружающих. Часто бывают слезы. И маленькие открытия для взрослых и учащихся. Иногда полезно определять поведение именно как травлю, так как чаще всего «никто не хотел»…», «никто не думал…», «никто не ожидал…» Воспитательный эффект таких встреч очевиден, при чем как для детей, так и для взрослых. Ведь в течение всей жизни есть место новым смыслам и открытиям, в том числе открытию другого человека для себя.


Об авторе:
Ольга Геннадьевна Филимонова – директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б. Ольбинского - серебряного призера Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2018, Московская область