На занятиях Детского университета мы часто взаимодействуем с детьми, а на больших внешних мероприятиях и с родителями. Оказалось, что объяснить родителям, как обучать детей, даже важнее, чем собственно поиграть с детьми. Наши занятия равны понятию «играть», но, как и в любой игре, здесь действуют правила. Конечно же, родители стараются помочь детям поскорее понять эти правила, вникнуть в суть. В этом процессе максимально наглядно проявляются некоторые стереотипные педагогические ошибки. Родителей учили так, они выучились и передают свой опыт обучения далее. А в этом опыте – сплошные сомнения: «Разве можно получать удовольствие от процесса обучения?», «Разве может игра чему-то научить?» и т.д.

Взрослым бывает трудно удержать в голове, что смысл занятий и игр с ребенком – это процесс, а не полученный результат. А его смысл в том, чтобы ребенок подумал. например, о том, сколько будет что-то плюс что-то. Подумал, как это проверить. И если вдруг у него не получается это сделать быстро, в том, что ему кто-то сообщит правильный ответ, будет мало проку.

От взрослого требуется в этом случае подавить порыв дать правильный ответ. Его помощь как обучающего взрослого может заключаться в том, что он поможет найти способ посчитать, покажет и разберет смысл операций.

Если ребенку явно сложно решать какие-то задачи, берем попроще, те, которые ребенок выполнит и почувствует себя умелым. То есть просто нужно сделать шаг назад, снизить планку. Так можно намного быстрее достичь прогресса в обучении, чем пытаясь «затащить» ребенка сразу на трудный, некомфортный для него уровень задач.

Такие ситуации часто бывают и в школе. Например, не разрешают считать на пальцах, ведь дети уже должны уметь считать в уме! Но страх – плохой помощник в развитии позитивной мотивации. Ребенок, который боится получить порицание, большую часть психической энергии тратит на тревогу. Заинтересоваться при этом самой игрой или заняться решением ему совсем трудно. В таких случаях дети часто просто молчат и смотрят в стол или, даже не пытаясь подумать, сразу говорят «Не знаю».

Чтобы быстрее снять у ребенка этот страх ошибиться (и получить порцию порицания), взрослый сам может что-то «забыть», чтобы ребенок поправил и понял, что ошибаться или не помнить чего-то совсем не страшно.

Если, как только вы начинаете что-то делать, вам говорят, что это неправильно, насколько у вас хватит терпения и упрямства пробовать и пробовать? У взрослого человека, пожалуй, раза на три-четыре? И снова говорят: «Не так»! Скорее всего, в таком случае вы просто остановитесь и прекратите попытки.

Вот примерно так многие взрослые «помогают» детям в поиске верного решения задачи. Их не волнует, какая часть рассуждений верна – они указывают исключительно на ошибку. Но получая одно за другим «не так», ребенок теряет интерес к процессу.

Избегайте категоричных «неверно», «не так», «неправильно», «ты ошибся». Наоборот, всегда можно найти повод похвалить ребенка за любой малый шаг.

А вообще давайте пожелаем взрослым избегать стереотипного директивного поведения, желания оценивать, указывать, руководить в том, что на самом деле является совместной игрой, даже если это проверка домашнего задания или объяснение непонятного параграфа.

Давайте относиться к процессу обучения проще и позитивнее! От этого все мы – и дети, и родители – только выиграем.


Об авторе:

Елена Юрьевна Осолоткина – руководитель образовательного проекта «Детский университет» (Петрозаводск, Республика Карелия)


Читайте также:

Елена Осолоткина, Петрозаводск: Занимательная математика http://www.ug.ru/archive/76694

Нон-стоп для технократов, или Ключи к познанию мира: http://www.ug.ru/archive/72917