Это родители, которые оканчивали школу в тот период, когда система воспитания была сильно деформирована. Чем это оборачивается для школы? Сейчас взаимоотношения родителей и школы не то что не конструктивны, они остроконфликтны. Социальные процессы, происходившие несколько десятилетий назад, запустили новый механизм отношений « родители – школа».

Нынешние родители, часто понимая проблемность своего личного воспитания и минимализм своего личного воспитательного вклада в ребенка, при зачислении в школу автоматически и стопроцентно возлагают ответственность на школу и за обучение, и за воспитание своего чада. Хотя в законе «Об образовании» и в Семейном кодексе четко сказано, что родители – это первые воспитатели. Во всех нормативных актах, которые регулируют отношения школы и родителей, прописано, что именно родители контролируют обучение ребенка, и не только имеют право ознакомиться с результатами обучения, но и должны оказывать всяческое содействие. Домашние задания, контроль за внешним видом, контроль за посещаемостью – все это входит в родительские обязанности.

В то же время есть родители, и, увы, это уже не единичные случаи, которые пытаются ограничивать педагогов в реализации образовательной программы и программы воспитания. Например, есть родители, заявляющие категорический протест против того, чтобы классный руководитель, директор, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог проводили профилактические беседы с ребенком. При этом идет апелляция к адвокатской практике, которая применима на самом деле лишь в том случае, если совершено правонарушение и идет расследование этого правонарушения, и тогда разговаривать с ребенком можно только в присутствии родителей. По мнению родителей, если, к примеру, на уроке физкультуры между детьми произошел инцидент, то учитель не может побеседовать с детьми, которые присутствовали и которые участвовали в инциденте, чтобы восстановить полную картину и принять дальнейшее решение. Исходя из логики некоторых родителей, учитель также не может задать ребенку вопрос, почему тот не выполнил домашнее задание. Но это необходимые, естественные вопросы и действия, которые входят в рамки компетенции педагога и которые родители пытаются ограничивать. В силу правовой неграмотности часть родителей не понимает, что ограничения на проведение коррекционной работы, на оказание социальной и психологической поддержки есть, но это единичные случаи. Например, если ребенок подозревается в совершении противоправного поступка, то выяснение обстоятельств этого поступка производится социальным педагогом в присутствии родителей или с согласия родителей. Но сегодня и повседневные действия педагогов начинают встречать сопротивление родителей. Родители хотят оградить детей. Но от чего?

Появляются семьи, которые пытаются дать ребенку какую-то альтернативную гражданскую позицию. Но в частную школу такие родители при этом переводить свое чадо не желают. Они хотят получать бесплатно образование в части знаний и в то же время хотят устранить ребенка из системы воспитательных, социальных действий. Но в школе, которая представляет собой социальный институт, реализующий государственную политику, это невозможно. Если почитать социальные сети, то нормы приличия, культуры в отношении школы зачастую просто перешагиваются. Школа сегодня всем должна, но при этом ни на что не имеет права.

Я думаю, сейчас в профессиональной среде очень нужен разговор о том, как конкретизировать закон «Об образовании» в части сохранения академических прав и свобод педагога и школы и четкого распределения прав и обязанностей. Нужно конкретизировать перечнем вопросов тот пункт, где говорится, что локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения советов родителей. Сегодня от всех образовательных организаций требуют, чтобы на всех локальных нормативных актах стояла запись о том, что данный акт принят с учетом мнения родителей. Но, наверное, должны быть сферы деятельности, например, разработка положение о текущей системе оценки, которые не нужно ни с кем согласовывать. Но родители уже задают вопросы: почему вы используете этот учебник – мы так не учились, почему вы даете это домашнее задание – мне оно не нравится и т.д. И учителю, и школе приходится оправдываться.

Ориентир на родителя как на заказчика требует, на мой взгляд, восстановления некоторых безусловных прав и свобод школы и учителя. Право педагога на профессиональное самоопределение и право школы на профессиональную деятельность без вмешательства в этот вопрос родителей требует нормативного подтверждения. Нужно провести черту, нужно обозначить эту границу... Иначе можно прийти к тому, что вскоре все начнут указывать и преподавателям медицинских вузов, как учить лечить, и преподавателям технических вузов, как чертить, и преподавателям творческих вузов, как играть и петь, и т.д. 
 

Об авторе:

Александр Юрьевич Иванов – директор школы №257 Пушкинского района Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Лучший руководитель образовательного учреждения Санкт-Петербурга»