Давно ли эти деятели спускались до потребностей обычной среднестатистической семьи, где родители работают, что называется "с девяти до шести" (если не больше), а ребенок большую часть дня предоставлен самому себе. Хорошо, когда мальчишка или девчонка одарены от природы или, как говорилось в одном советском кинофильме, спортсмены, комсомольцы и просто красавицы. Хорошо, когда у родителей есть время (а главное, финансовые возможности), чтобы оплачивать любимому чаду дополнительные кружки и секции. А если нет?

Я постоянно бываю на соревнованиях, школьных олимпиадах, конкурсах для дошкольников. Не перестаю восхищаться тем, какие умные у нас дети, как горят у них глаза, как они тянутся к знаниям. Глядя на этих ребят, я понимаю, что вся система российского образования для них. К чему лукавить, педагоги работают только с талантливыми (и подающими надежду) детьми, с теми, кто нашел свое призвание. Обучают "самых, самых", которые и без сириусов с кванториумами имеют цель в жизни, чувствуют себя нужными и успешными.

А что остальные? Куда пойти обычному ребенку или (что чаще) ребенку из неблагополучной семьи? Кто должен взять его за "шкирку" и привести заниматься, например, в кружок робототехники (о которой он не слышал и которому она не нужна)? Кто увидит личность, найдет ложку таланта в бочке комплексов, отрицания и неприятия устоев современного общества? Особенно, если родители этого сделать не смогли или не захотели.

Приведу простые примеры. Вечером на стадионе несколько ребят буквально громят какую-то постройку. Подхожу, делаю замечания. В ответ – выплеск агрессии. Вполне объяснимо – энергии много, а куда потратить – никто не объяснил. Или другой случай. Ухожу как-то в восемь-девять вечера с работы, а на вахте сидит девчонка. Оказывается, ждет, когда за ней придет брат, потому что "мама с папой пьяные". 

Неблагополучные, неталантливые, неодаренные, нецелеустремленные, а порой и очень трудные дети – это про них. Про ребят, которым не уделялось должного внимания со стороны родителей и общества. Про тех, кто уже свыкся с навешенными ярлыками "неподдающегося", "неполноценного", "второсортного". Про тех, кому этот ярлык мешает определить свои истинные возможности. А ведь все дети талантливы от природы, не так ли?.

Почему никто (вдумайтесь в это слово!), никто не работает с этими детьми? Мало кто знает, что под маской внешнего равнодушия и цинизма в ребенке сокрыта богатая эмоциональная жизнь. Только кто ее будет искать? Школа?  Не вариант. Сегодня общеобразовательные организации сложили с себя воспитательную работу, оставив лишь функцию "научения". И, наверное, это правильно. А вот система дополнительного образования обладает в этом направлении весьма обширными и возможностями. И дело тут не только в отсутствии жестких госстандартов и особой атмосфере учреждений. Скорее – в педагогах.

Помнится, в дни моего детства в каждом дворе были кружки и секции, куда после школы бежали все. Мудрые и авторитетные наставники работали и с талантливыми детьми, и с обычными. Скольких ребят эти кружки вытащили "с улицы", дали второй шанс и… профессию! Сегодня всё в прошлом. Дети предоставлены сами себе – кто в виртуальной реальности, кто в подвалах. И лишь талантливая часть – в кванториумах и сириусах. Не спорю, благодаря им техническое творчество возрождается, открываются и другие новые кружки. Но на кого возложить обязанность взять всех неприкаянных детей с "улиц" и вернуть в систему допобразования?

В качестве послесловия приведу еще один пример. Во дворе дома, где я живу, за два месяца сняли колеса с трех машин. Можно вкладывать миллиарды в центры с дорогим допоборудованием, взращивать гениев и мечтать о параллельных мирах. Но если забыть про обычных детей, в скором времени под окнами нельзя будет оставить даже самую обычную машину… Куда там до космических кораблей?!


Об авторе:

Владислав Николаевич Халамов – директор Всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники Российской ассоциации образовательной робототехники