​…отмену права педагогов на досрочную пенсию.

Идея отмены досрочных пенсий для педагогов возникла у властей уже давно. Об этом прямо сказано в «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы», утвержденной правительством в конце 2012 года. Документ этот был очень негативно воспринят педагогическим сообществом. Поэтому в 2013 году министр труда Максим Топилин в интервью журналу «Профиль» напрямую пообещал не лишать досрочных пенсий врачей и учителей, объяснив это тем, что «государство пока не так много платит учителям и врачам».

Следует отметить, что досрочные пенсии для педагогов были введены еще в 1925 году! Именно тогда вышло Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР о пенсиях за «выслугу» лет для учителей школ. С того периода эти досрочные пенсии и существуют. Менялся только перечень должностей и учреждений, работа в которых включается в льготный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.

СССР перестал существовать, а вот досрочные пенсии для педагогов сохранялись! И даже в сложные 90-е годы никому не приходило в голову лишать педагогов права на досрочную пенсию и увеличивать стаж, необходимый для ее получения.

И, кстати, документ 1925 года, принятый молодым советским правительством, был весьма гуманным. В нем отмечалось, что в стаж для досрочной пенсии включается и период работы учителем в царской России. Зато сейчас педагогам приходится в судебном порядке включать в льготный стаж отдельные периоды работы во время существования СССР.

Отмечу, что вводились эти досрочные пенсии для педагогов в 1925 году потому, что их работа была отнесена к разряду трудных, а еще, полагаю, потому, что советское государство хотело иметь опору в лице педагогического сообщества, прекрасно осознавая тот факт, что степень влияния педагогов на общество велика.

Разве что-то изменилось с той поры? Труд педагогов стал легче? Или государство не нуждается больше в поддержке педагогов и само в состоянии справиться и с вопросами образования, и с вопросами воспитания подрастающего поколения?

Складывается впечатление, что люди, облеченные властью, плохо представляют себе, что такое труд педагога и то, в каких условиях вынуждены педагоги работать. Даже министр просвещения Ольга Васильева назвала повышение пенсионного возраста «вполне своевременным».

Скажите, кто в нашей стране работает по 60 и более часов в неделю, да еще часто – с одним выходным днем? А педагоги работают!

При норме 18 уроков в неделю, большинство педагогов вынуждены работать на 1,5-2 ставки. То есть, вместо 36 часов, определенных ст. ЗЗЗ ТК РФ, их рабочее время составляет 54 и более часа в неделю (включая учебное время и так называемое ненормируемое – это подготовка к урокам, написание программ, проверка тетрадей и письменных работ учащихся, заполнение журналов и т.п.) Кстати, только за счет такой высокой интенсивности труда педагогов и выполняются параметры доведения средней заработной платы педагогов до установленных «майскими указами» значений.

А еще работа педагогов связана со значительными нервными нагрузками, приводящими к серьезным проблемам со здоровьем. Не случайно профессия «учитель» вошла ТОП-10 самых стрессовых профессий в России. Учителя заняли четвертое место, пропустив вперед пожарных, пилотов гражданской авиации и водителей. Кстати, для первой тройки ТОПа право на досрочную пенсию сохраняется, а вот педагогам прибавляют пять лет.

Кто-то может мне возразить и сказать, что у педагогов же есть право на удлиненный отпуск, да еще и каникулы. Во-первых, каникулы есть у детей. Педагоги в каникулярное время работают. Во-вторых, и длительный отпуск не дает возможности педагогам полностью восстановиться, так как большинство педагогов вынуждены работать и в отпуске (готовиться к новому учебному году).

В рамках реформирования пенсионной системы правительство установило ответственность для работодателей за увольнение лиц предпенсионного возраста. Вот педагогам такого рода увольнения точно не грозят. Очереди из желающих работать в образовании не наблюдается. Наоборот, руководители уговаривают педагогов продолжать работать и после выхода на пенсию, так как молодежь в школы и сады идет крайне неохотно. А если и приходит, то надолго не задерживается. Потому как не соответствующие обещаниям зарплаты, запредельные эмоциональные и физические нагрузки, крайне невысокий социальный статус отбивают у молодежи всякое желание работать в образовании. А теперь вот и права на досрочную пенсию педагогов лишают, что еще более обострит кадровую проблему в отрасли.

О том, что изменение порядка выхода на пенсию для педагогов приведет к негативным для образования последствиям, предупреждали многие. Но ни мнение экспертов, ни мнение педагогического сообщества «реформаторы» не услышали. Не отреагировали власти и на митинги протеста, которые прошли по всей стране, и в которых активно участвовали в том числе педагоги. А зря. Уровень протестных настроений в педагогической среде и так довольно высок. А теперь встает еще и вопрос доверия к власти, которая позволила себе так легко отказаться от данных ранее педагогам социальных обязательств.

Об авторе:

Наталия КУКУШКИНА – председатель Профсоюза работников образования города Череповца, Вологодская область