Поэтому «критикан» несказанно радуется, когда видит именно такое гармоничное реформирование, в частности, реализацию пилотного проекта освоения новых стандартов образования в начальной школе. Поверьте алармисту, выражающему постоянную тревогу за судьбу школы, как никому, нужен оптимизм.

На чем основан мой сдержанный оптимизм? На трех китах:

проект не разрушает содержания образования в начальной школе, что, откровенно говоря, трудно было предположить. Это в старшей школе можно заиграться со стандартами, а в младшей, как не крути, нужно научить читать, писать и считать;

кадровое обеспечение эксперимента. Все его участники прошли необходимое длительное обучение под непосредственным руководством доктора педагогических наук Елены Булин-Соколовой. Низкий ей за это поклон. На этот раз учителей не бросили, как слепых котят в воду, дав им традиционное направление поисков, известное из русских сказок: «Пойди туда, не зная куда»;

ресурсная и материальная база. У авторов проекта с самого начала доминировали в сознании реалистические представления о том, что дешевое реформирование образования невозможно. И коль скоро мы всерьез, а не на словах решили использовать при обучении малышей современные технологии и практики, в начальной школе учителям и детям надо предоставить в пользование самое современное дорогостоящее оборудование: цифровые видеокамеры, электронные микроскопы, «Маки», а не отечественное «железо», и т. п. В противном случае мы получим не реформу, а ее имитацию.
Сдерживал же мой оптимизм старт проекта, который, как водится, у нас прошел со скрипом. В силу очень веских организационных, юридических, политических и чисто лоббистских причин на момент начала проекта в школу не поступило ни одного компьютера. Первые поставки необходимого оборудования пошли в школу в январе текущего года. Для того чтобы не профанировать благородную идею, нами были приняты рискованные управленческие решения. Оголить основную и старшую школу, передав «Маки» малышам, докупить недостающее оборудование за счет средств родителей. Но, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанское.
Через некоторое время после запуска проекта я стал получать подлинное педагогическое удовольствие. Не скрою, и сейчас в те моменты, когда на душе «и кюхельбекерно и тошно» от наших скоропалительных непродуманных преобразований, укрываясь от них, иду слушать музыку новых уроков. Такое счастье наблюдать, как малыши, изготовив куклы и декорации, расставив их на специальной платформе, снимают свою анимацию, а затем производят ее озвучку, исследуют окружающий мир при помощи маленьких компьютерных микроскопов... Мотивация огромная, блеск в глазах сохраняется, перегрузка отступает. Вот он - реальный урок ХХI века, вот она - не на бумаге, а на деле «Наша новая школа». Музыка, да и только. Между тем скрип продолжается. Приходится одновременно слушать и музыку, и скрип.
Между прочим, этот вид слуха открыл для меня замечательный философ, прошедший войну и ад сталинских лагерей, Григорий Померанц. Произошло это в драматической ситуации на борту терпящего бедствие самолета. Благополучная посадка не была гарантирована. Вот тогда он и произнес тихим голосом: «Жизнь представляется мне скрипучей пластинкой, но одни люди все время слышат только скрип, а другие сквозь скрип умудряются услышать дивную музыку». Я замер. Слава богу, в тот раз все обошлось. Какое отношение этот эпизод имеет к нашей теме? Самое прямое. Как человек и педагог, я наслаждаюсь музыкой реализации пилотного проекта на уроках. Как директор, я обязан прислушиваться к скрипу, чтобы он не перерос в скрежет, предвещающий крушение нашего лайнера.
Поэтому немедленно перехожу к оттенкам скрипа, иными словами, к тем опасностям, которые могут потопить эксперимент. Их несколько, как объективного, так и субъективного свойства:
бухгалтерский подход, стремление сэкономить на проекте, который по мере развития неизбежно будет требовать дополнительных вложений. А как же иначе? К примеру, в нашей школе в настоящий момент в пилотном проекте участвуют четыре первых класса, а полноценный комплект оборудования всего один. Поэтому мы по очереди запускаем первые классы в специально оборудованный кабинет. Пока таким образом удается выкручиваться. Но на следующий год в эксперимент включатся четыре новых класса. Очевидно, что нужны новые «Маки», программируемые конструкторы;

Недостаточная включенность некоторых руководителей школ в содержательную суть проекта. Этот субъективный фактор требует отдельного пояснения. За внедрение новых стандартов образования взялись по большей части маститые директора элитных школ. А кому же, как не им, прокладывать новые пути в образовании? Но здесь действует своя диалектика. Многие из моих уважаемых коллег сделали имя своим школам, блестяще решая проблемы углубленного преподавания предметов в старших классах, которые по-прежнему в центре их внимания. Отсюда и психология отношения к начальной школе как к братьям нашим меньшим: «Что уж такого серьезного может там происходить? Так, детские игрушки, дорогостоящие притом». Я далек от обвинения своих безмерно загруженных коллег, зачастую отдающих на откуп учителям проведение этого сложного эксперимента. Во все вникать до тонкостей невозможно. Но ведь именно руководитель определяет стратегию наращивания ресурсной базы. К примеру, мне для осуществления управленческих функций «Маки» ни к чему. (Хотя подаренным друзьями к юбилею айпатом пользуюсь с огромным удовольствием, мгновенно оценив достоинства планшета.) А вот малышам дружественные «Маки» нужны как воздух. Вопрос на засыпку: какую марку компьютеров в условиях вечной нехватки средств, будучи распорядителем кредитов, директор выставит в заявке? Ответ очевиден. И так во всем остальном.
Вывод очевиден. Для того чтобы наш пилотный проект не превратился в беспилотник худшего отечественного образца, где многие полезные начинания уже терпели фиаско от непродуманного управления и отсутствия необходимых ресурсов, нужно, пока не поздно, «не оставлять стараний», вкладывая в него средства, которые неизбежно окупятся в старшей школе и в жизни современной России, где «Макинтош» в руках президента - не роскошь, а рабочий инструмент. В противном случае, откуда государство будет черпать кадры, способные осуществить подлинную модернизацию?

Евгений ЯМБУРГ, директор Центра образования №109 , Москва

Фото с сайта http://www.mk.ru/authors/page/345521-yamburg-evgeniy.html?sort=show