​И первое из них – ценностные установки, которые лежат в основе этого указа и пронизывают весь документ. Среди этих ценностных установок для меня ключевая – это установка на создание возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. В этой ценностной установке обозначено то, что психоисторики называют исторической мотивацией нации или исторической мотивацией цивилизации. В этом документе мы впервые видим, что мотивация на самореализацию и раскрытие таланта каждого человека как индивидуальности ставится во главу угла государственной политики России. Отсюда вытекает то, что по своей идеологии этот указ выступает как поддержка мотивов, способностей, ценностных установок каждой личности через образование, а само образование, прежде всего, связывается с главным – с мотивацией к обучению. В тексте указа сказано, что именно мотивация к обучению, мотивация к образованию выступает как главный двигатель развития образования, а тем самым и нашего общества. Именно мотивация к обучению необходима для того, чтобы Россия заняла высокое место в перечне ведущих стран нашей цивилизации. Именно поэтому в указе обозначается амбициозная цель – чтобы наше общее образование, которое выступает как вариативное образование, как образование расширения возможностей каждой индивидуальности и поиск компетентного выбора для каждого человека стало стратегией образования в России.

Также невероятно интересен акцент, сделанный в указе на том, что без специальных разработок, прежде всего, научных и программ, поддерживающих раннее развитие ребенка от 0 до 3 лет, мы с вами вступим в зону риска. Раннее развитие, для которого характерно эмоциональное общение детей со взрослыми значимыми другими, является невероятно важным периодом в жизни ребенка, так как именно в этот период закладывается базовое доверие или базовое недоверие ребенка к миру. Об этом много говорили и говорят психологи, например, Эрик Эриксон. Именно на ранних этапах развития мы должны успеть компенсировать те или иные риски, с которыми сталкивается по тем или иным психофизиологическим причинам ребенок при своем рождении. Поэтому важнейшая черта указа – это детоцентризм, без которого нет развития цивилизации, без которого нет развития достоинства каждого человека. Все эти моменты находят свое отражение в программе поддержки одаренных детей, а каждый человек, и это сказано в указе, одарен. Неслучайно за этим высказыванием четко просматривается системно-деятельностный подход культурно-исторической психологии и педагогики Льва Семеновича Выготского.

Мне особо хочется подчеркнуть, что этот указ, который, я еще раз повторю, ассоциируется для меня с ельцинским «указом №1», во многом опирается на экспертные доклады, подготовленные Центром стратегических разработок Алексея Кудрина, в частности, на «Двенадцать решений для нового образования», которые готовились совместно со специалистами НИУ ВШЭ под руководством ректора вуза Ярослава Кузьминова и его коллег. Важно, что эти идеи в той или иной форме нашли свое выражение в данном указе.

Остается надеяться, что указ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» не постигнет судьба указа №1 первого президента страны, который задавал возможности развития, коридоры развития, но по экономическим, социальным и иным причинам остался только декларативным документом. Да, в нем были ценности, да, в нем были мечты. Некоторые из них сбылись, поскольку появилось вариативное развивающее образование, появились авторские школы, уникальные индивидуальные учебники и был сделан акцент на индивидуальное развитие каждого ребенка. Но от указа к практикам, которые бы вошли в жизнь каждого учителя, каждого ребенка, огромная дорога. Поэтому данный указ – это, прежде всего, стратегический веер возможностей. Станут ли они реальностью, мы увидим в самое ближайшее время.

Об авторе:

Александр АСМОЛОВ - академик РАО, директор Федерального института развития образования