Собственно именно информатизация изучения разных предметов, будучи одним из краеугольных камней стандарта, не становилась массовой и реальной в стране в течение десятилетий - с чего бы вдруг ей внезапно осуществиться?
Образовательная власть не требовала слишком уж настойчиво рапортов об успехах. Верховное руководство страны критически отозвалось о стандартах (старшей школы, но кто же будет разбираться). Список этот нетрудно продолжить, включив в него не появившиеся в школах в течение полугода компьютеры...

Единственным спасением выглядела позиция, выраженная для меня лично мудрым методистом из Питера на образовательном форуме, обращавшимся к учителям: «Не переживайте особенно. В стандарте нет ничего нового. Мы все это уже и так давно делаем».
В силу этого выглядит почти безнадежной задача анализа того, каким образом проект построения новой начальной школы в Москве в 2010-2011 учебном году потерпел сокрушительный успех. Тем не менее анализ, видимо, необходим, в частности, с учетом того, что сейчас начинается второй, полномерный этап трансформации.
Предшествующий опыт
В России нет опыта информатизации существенной доли всего образовательного процесса в целых образовательных системах (например, какого-либо региона). Однако уже накоплен значительный опыт в работе отдельных учителей и отдельных школ (где информатизация охватывает существенный компонент образовательного процесса, например, большая часть учителей используют информационную среду). В Москве этот опыт был сосредоточен прежде всего в соответствующих экспериментальных площадках, позволил сформировать представление о школе информатизации и сформулировать Концепцию информатизации образовательного процесса, принятую коллегией Департамента образования.
Обучение (повышение квалификации) учителей и их методическое сопровождение
Обучение началось за несколько месяцев до реального начала учебного процесса, было продолжено после этого начала и продолжается сейчас.
Обучение включало необходимую долю авторитетных лекций, среди которых лекции знаменитых психологов Н.Талызиной и А.Асмолова, лидера российского движения развивающего обучения А.Воронцова, Е.Булин-Соколовой, в течение последних десятилетий вместе со своим коллективом помогавшей учителям Москвы и России осваивать и применять современные технологии в своей работе; классика применения информационно-коммуникационных технологий, создатель Глобальной лаборатории Б.Беренфельда, Дови Брукер, Мариеллы Зельц, Стива Мосс, давшие учителям представление о современных подходах к школьному образованию.
Основной педагогической силой обучения были учителя городских экспериментальных площадок, при этом именно те, которые на практике используют новые методики и технологии, на которые опирается стандарт, в течение 5, 10, 20 лет, сами их изобретали и верят в них. Эти учителя, базируясь на стандарте, одновременно формировали свое понимание стандарта и видение его реализации, разрабатывали свои учебные материалы и учили учителей, только «входящих в стандарт». То есть это были учащие и учащиеся учителя.
Основой формой обучения было практическое освоение материала в учебных группах по 20-25 человек, разбиваемых далее на подгруппы в 5-6 человек. Занятия в каждой группе вели 2-3 преподавателя (прежде всего учителя, фактически разрабатывавшие элементы нового стандарта многие годы).
Обучение проходило в основном на базе экспериментальных площадок, и весь июнь 2010 года - в школе №2030 «Школа будущего» (спасибо ей большое!). Обстановка в школе, ее оборудование задавали тон возможного будущего для приходящих учителей. Каждый из них получал на время обучения компьютер (тоже предоставленный этой школой). У обучающихся учителей создавался целостный образ образовательного процесса - они чувствовали себя учениками школы XXI века.
Результаты обучения оказалось возможным (и нужным) применять сразу. Это применение методически сопровождалось во многом теми же педагогами, которые вели занятия с учителями. Была создана сетевая структура методической поддержки, объединяющая городских методистов МИОО, окружных методистов и методистов из пилотных школ (при этом часто методист пилотной школы еще и городской методист). Эта структура обладает общим видением, объединенным опытом работы, в ней постоянно идут обмен результатами и генерация идей.
Информационная среда образовательного процесса
Один из ключевых моментов реализации новой модели начальной школы, зафиксированный в стандарте, - это информационная образовательная среда. Она же, видимо, еще и один из ключевых факторов успеха. С самого начала подготовки к работе учителя начальной школы создавали свои личные информационные пространства и использовали общее пространство подготовительного курса ФГОС. Это значит, что они уже вступили на тропу ФГОС, находясь на курсах, покинули рай шариковых ручек (а ведь многие помнят и фаянсовые чернильницы-непроливайки) и сумок с контрольными работами, ячеек для журналов в учительской (и ночей их переписывания), родительских собраний (куда иногда приходят и папы!).
Информационная среда сопровождает учителя и в его школе. В ней продолжаются повышение квалификации, общение с другими учителями, начинается методическое сопровождение его работы. Снимается эффект «брошенности» учителя, прошедшего обучение на курсе «самой развивающей в мире» педагогики и не знающего, что ему делать (кроме, конечно, вполне традиционного обучения по «самому развивающему» учебнику). Информационная среда становится средой, где идет постоянное общение с детьми, родителями.
ФГОС
Конечно, использование ФГОС не «суп из топора». Текст ФГОС содержит необходимые ключевые идеи. Задача педагогов - разобраться в том, что за ними стоит, изучив образцы успешных педагогических практик, поверить в них и системно и серьезно их реализовать.
Абсолютно принципиально, что ФГОС - официальный государственный документ. Это уже не просто концепция эксперимента, предложенного Кондаковым и Асмоловым, не возможная модель оценивания достижений учащихся Фирсова и Логиновой, допущенная к использованию в массовой школе, не просто концептуальные разработки Семенова, не только видение и интуиция Кезиной. Учитель понимает, что этот документ будет обязателен для исполнения всеми школами России уже в 2011 году и у него есть возможность освоиться с ним уже сейчас. Важно и то, что документ прошел реальное обсуждение в регионах (не будем говорить - апробацию) и его доработка проходила под контролем внимательной и влиятельной группы мониторинга доработки Балыхина.
За ФГОС следует серия документов, в частности Примерная основная образовательная программа (ООП). Эти документы не обладают нормативной силой ФГОС, но предлагают учителю разъяснение и интерпретацию стандарта, дают возможность «почувствовать» его. Важно и то, что ООП в важнейшей части, относящейся к ИКТ, разработана на основе результатов деятельности московских экспериментальных площадок, учителя которых и ведут теперь повышение квалификации и методическую поддержку.
Содержание образования и учебники
Предложенные основными издательствами системы УМК, конечно, мало помогают реализации ФГОС, однако и не сильно мешают, если не понимать их буквально, а использовать их как учебные пособия, творчески применяемые учителями и учащимися. Основным оказывается деятельностное содержание, ориентиры которого постоянно поддерживаются в информационной среде. При этом отдельные учебники систем действительно можно рассматривать как инновационные в своей области, содержащие важные методические находки. Одним из примеров обновления и содержания, и форм учебной деятельности можно считать область «Математика и информатика», которая в течение более 15 лет использовалась и развивалась московскими школами, и это развитие нашло отражение в стандарте.
Убедительность и привлекательность.
Сообщество и мотивация
Результаты деятельности учащегося могут быть увидены и услышаны (современные средства коммуникации и мобильной связи, информационная среда здесь очень существенны). Это уже не просто электронный дневник, ставший прямым аналогом дневника бумажного, а информационная среда образовательного процесса, позволяющая родителем увидеть и понять на столько, на сколько у него хватит времени и внимания. Родители это оценили, они используют возможность и наблюдать за ходом образовательного процесса, и видеть работы своих детей, а не только оценки, которые поставил учитель, и обратиться к учителю, и получить разъяснения, ответы на волнующие вопросы.
Дети оценили это еще раньше. Теперь существенную часть времени на уроках они тратят на учебную деятельность, в их сознании смежную с игрой, часто выглядящую игрой, а не учебой даже для взрослого, наблюдающего со стороны. При этом игра для детей намного теснее оказывается связанной с жизнью.
Сообщество московских учителей начальной школы становится не просто быстро меняющимся сообществом, а учащимся сообществом, тем самым сообществом, которое может эффективно учить детей, как учиться, и делает это с удовольствием. Оно намного теснее взаимодействует с сообществом детей и родителей.
Качество и надежность технологических решений
Реализация новой модели начальной школы требует надежных и качественных технологических решений. Современные ИКТ всегда не на 100% надежны и всегда оставляют пространство для нового качества (недавние ступени совершенствования мобильных iPadов это в очередной раз доказали). Техносфера нашей начальной школы перешагнула (может быть, впервые) барьер, за которым результаты явно перевешивают трудности. Немаловажную роль здесь сыграли качество и продуманность технических решений, которые предложил учителям Департамент образования совместно с Департаментом информационных технологий. Интегрированность всех инструментов, простота и интуитивность интерфейса, высокая надежность операционной системы позволили минимизировать порог между учителем (непрофессиональным пользователем) и технологией.
Что делать дальше? Как сохранить успех?
Руководство страны и системы образования, в частности московской, поддерживает идею стажировочных площадок. В данном случае речь идет о школах, в которых в течение года ФГОС уже реализовывали, которые служат базой для методического сопровождения, повышения квалификации, приводящего к переподготовке учителя. Сейчас мы находимся в стадии принятия нормативной базы, отладки логистики и взятия индивидуальных обязательств школ, получающих функции стажировочных площадок, их учителей и городских структур.
Введение стандарта делает необходимым условие профессиональной ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения. Этому условию сегодня удовлетворяют учителя, реализующие стандарт. Оно должно войти в аттестационные требования к руководителям (зам. директора по начальной ступени), ко всем методистам начальной школы и ко всем учителям, проходящим переподготовку для работы по новому стандарту.

Алексей СЕМЕНОВ, академик РАО, ректор МИОО

Фото с сайта http://www.km-school.ru/conf_2007.asp