
Образовательная власть не требовала слишком уж настойчиво рапортов об успехах. Верховное руководство страны критически отозвалось о стандартах (старшей школы, но кто же будет разбираться). Список этот нетрудно продолжить, включив в него не появившиеся в школах в течение полугода компьютеры...
Единственным спасением
выглядела позиция, выраженная для меня лично мудрым методистом из Питера на
образовательном форуме, обращавшимся к учителям: «Не переживайте особенно. В
стандарте нет ничего нового. Мы все это уже и так давно делаем».
В силу этого выглядит почти безнадежной задача анализа того, каким образом
проект построения новой начальной школы в Москве в 2010-2011 учебном году
потерпел сокрушительный успех. Тем не менее анализ, видимо, необходим, в
частности, с учетом того, что сейчас начинается второй, полномерный этап
трансформации.
Предшествующий опыт
В России нет опыта информатизации существенной доли всего образовательного
процесса в целых образовательных системах (например, какого-либо региона).
Однако уже накоплен значительный опыт в работе отдельных учителей и отдельных
школ (где информатизация охватывает существенный компонент образовательного
процесса, например, большая часть учителей используют информационную среду). В
Москве этот опыт был сосредоточен прежде всего в соответствующих
экспериментальных площадках, позволил сформировать представление о школе
информатизации и сформулировать Концепцию информатизации образовательного
процесса, принятую коллегией Департамента образования.
Обучение (повышение квалификации)
учителей и их методическое сопровождение
Обучение началось за несколько месяцев до реального начала учебного
процесса, было продолжено после этого начала и продолжается сейчас.
Обучение включало необходимую долю авторитетных лекций, среди которых лекции
знаменитых психологов Н.Талызиной и А.Асмолова, лидера российского движения
развивающего обучения А.Воронцова, Е.Булин-Соколовой, в течение последних
десятилетий вместе со своим коллективом помогавшей учителям Москвы и России
осваивать и применять современные технологии в своей работе; классика
применения информационно-коммуникационных технологий, создатель Глобальной
лаборатории Б.Беренфельда, Дови Брукер, Мариеллы Зельц, Стива Мосс, давшие
учителям представление о современных подходах к школьному образованию.
Основной педагогической силой обучения были учителя городских экспериментальных
площадок, при этом именно те, которые на практике используют новые методики и
технологии, на которые опирается стандарт, в течение 5, 10, 20 лет, сами их
изобретали и верят в них. Эти учителя, базируясь на стандарте, одновременно
формировали свое понимание стандарта и видение его реализации, разрабатывали
свои учебные материалы и учили учителей, только «входящих в стандарт». То есть
это были учащие и учащиеся учителя.
Основой формой обучения было практическое освоение материала в учебных группах
по 20-25 человек, разбиваемых далее на подгруппы в 5-6 человек. Занятия в
каждой группе вели 2-3 преподавателя (прежде всего учителя, фактически
разрабатывавшие элементы нового стандарта многие годы).
Обучение проходило в основном на базе экспериментальных площадок, и весь июнь
2010 года - в школе №2030 «Школа будущего» (спасибо ей большое!). Обстановка в
школе, ее оборудование задавали тон возможного будущего для приходящих
учителей. Каждый из них получал на время обучения компьютер (тоже
предоставленный этой школой). У обучающихся учителей создавался целостный образ
образовательного процесса - они чувствовали себя учениками школы XXI века.
Результаты обучения оказалось возможным (и нужным) применять сразу. Это
применение методически сопровождалось во многом теми же педагогами, которые
вели занятия с учителями. Была создана сетевая структура методической
поддержки, объединяющая городских методистов МИОО, окружных методистов и
методистов из пилотных школ (при этом часто методист пилотной школы еще и
городской методист). Эта структура обладает общим видением, объединенным опытом
работы, в ней постоянно идут обмен результатами и генерация идей.
Информационная среда образовательного
процесса
Один из ключевых моментов реализации новой модели начальной школы,
зафиксированный в стандарте, - это информационная образовательная среда. Она
же, видимо, еще и один из ключевых факторов успеха. С самого начала подготовки
к работе учителя начальной школы создавали свои личные информационные пространства
и использовали общее пространство подготовительного курса ФГОС. Это значит, что
они уже вступили на тропу ФГОС, находясь на курсах, покинули рай шариковых
ручек (а ведь многие помнят и фаянсовые чернильницы-непроливайки) и сумок с
контрольными работами, ячеек для журналов в учительской (и ночей их
переписывания), родительских собраний (куда иногда приходят и папы!).
Информационная среда сопровождает учителя и в его школе. В ней продолжаются
повышение квалификации, общение с другими учителями, начинается методическое
сопровождение его работы. Снимается эффект «брошенности» учителя, прошедшего
обучение на курсе «самой развивающей в мире» педагогики и не знающего, что ему
делать (кроме, конечно, вполне традиционного обучения по «самому развивающему»
учебнику). Информационная среда становится средой, где идет постоянное общение
с детьми, родителями.
ФГОС
Конечно, использование ФГОС не «суп из топора». Текст ФГОС содержит
необходимые ключевые идеи. Задача педагогов - разобраться в том, что за ними
стоит, изучив образцы успешных педагогических практик, поверить в них и
системно и серьезно их реализовать.
Абсолютно принципиально, что ФГОС - официальный государственный документ. Это
уже не просто концепция эксперимента, предложенного Кондаковым и Асмоловым, не
возможная модель оценивания достижений учащихся Фирсова и Логиновой, допущенная
к использованию в массовой школе, не просто концептуальные разработки Семенова,
не только видение и интуиция Кезиной. Учитель понимает, что этот документ будет
обязателен для исполнения всеми школами России уже в 2011 году и у него есть
возможность освоиться с ним уже сейчас. Важно и то, что документ прошел
реальное обсуждение в регионах (не будем говорить - апробацию) и его доработка
проходила под контролем внимательной и влиятельной группы мониторинга доработки
Балыхина.
За ФГОС следует серия документов, в частности Примерная основная
образовательная программа (ООП). Эти документы не обладают нормативной силой
ФГОС, но предлагают учителю разъяснение и интерпретацию стандарта, дают
возможность «почувствовать» его. Важно и то, что ООП в важнейшей части,
относящейся к ИКТ, разработана на основе результатов деятельности московских
экспериментальных площадок, учителя которых и ведут теперь повышение
квалификации и методическую поддержку.
Содержание образования и учебники
Предложенные основными издательствами системы УМК, конечно, мало помогают
реализации ФГОС, однако и не сильно мешают, если не понимать их буквально, а
использовать их как учебные пособия, творчески применяемые учителями и
учащимися. Основным оказывается деятельностное содержание, ориентиры которого
постоянно поддерживаются в информационной среде. При этом отдельные учебники
систем действительно можно рассматривать как инновационные в своей области,
содержащие важные методические находки. Одним из примеров обновления и
содержания, и форм учебной деятельности можно считать область «Математика и
информатика», которая в течение более 15 лет использовалась и развивалась
московскими школами, и это развитие нашло отражение в стандарте.
Убедительность и привлекательность.
Сообщество и мотивация
Результаты деятельности учащегося могут быть увидены и услышаны
(современные средства коммуникации и мобильной связи, информационная среда
здесь очень существенны). Это уже не просто электронный дневник, ставший прямым
аналогом дневника бумажного, а информационная среда образовательного процесса,
позволяющая родителем увидеть и понять на столько, на сколько у него хватит
времени и внимания. Родители это оценили, они используют возможность и
наблюдать за ходом образовательного процесса, и видеть работы своих детей, а не
только оценки, которые поставил учитель, и обратиться к учителю, и получить
разъяснения, ответы на волнующие вопросы.
Дети оценили это еще раньше. Теперь существенную часть времени на уроках они
тратят на учебную деятельность, в их сознании смежную с игрой, часто выглядящую
игрой, а не учебой даже для взрослого, наблюдающего со стороны. При этом игра
для детей намного теснее оказывается связанной с жизнью.
Сообщество московских учителей начальной школы становится не просто быстро
меняющимся сообществом, а учащимся сообществом, тем самым сообществом, которое
может эффективно учить детей, как учиться, и делает это с удовольствием. Оно
намного теснее взаимодействует с сообществом детей и родителей.
Качество и надежность технологических
решений
Реализация новой модели начальной школы требует надежных и качественных
технологических решений. Современные ИКТ всегда не на 100% надежны и всегда
оставляют пространство для нового качества (недавние ступени совершенствования
мобильных iPadов это в очередной раз доказали). Техносфера нашей начальной
школы перешагнула (может быть, впервые) барьер, за которым результаты явно
перевешивают трудности. Немаловажную роль здесь сыграли качество и
продуманность технических решений, которые предложил учителям Департамент
образования совместно с Департаментом информационных технологий.
Интегрированность всех инструментов, простота и интуитивность интерфейса,
высокая надежность операционной системы позволили минимизировать порог между
учителем (непрофессиональным пользователем) и технологией.
Что делать дальше? Как сохранить успех?
Руководство страны и системы образования, в частности московской,
поддерживает идею стажировочных площадок. В данном случае речь идет о школах, в
которых в течение года ФГОС уже реализовывали, которые служат базой для
методического сопровождения, повышения квалификации, приводящего к
переподготовке учителя. Сейчас мы находимся в стадии принятия нормативной базы,
отладки логистики и взятия индивидуальных обязательств школ, получающих функции
стажировочных площадок, их учителей и городских структур.
Введение стандарта делает необходимым условие профессиональной
ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения. Этому условию
сегодня удовлетворяют учителя, реализующие стандарт. Оно должно войти в
аттестационные требования к руководителям (зам. директора по начальной
ступени), ко всем методистам начальной школы и ко всем учителям, проходящим
переподготовку для работы по новому стандарту.
Алексей СЕМЕНОВ, академик РАО, ректор МИОО
Фото с сайта http://www.km-school.ru/conf_2007.