​- Я приветствую и поддерживаю олимпиаду Национальной технологической инициативы как учитель, как мама и как наставник. На сегодняшний день альтернативы этому явлению нет, однако развивать такой формат приобщения к научно-техническому творчеству совершенно необходимо.

Вот примеры: команды школьников работают над прототипом кисти руки человека, обеспечивают двигательные функции протеза. От детей требуются знания биологии, физиологии человека и программирование.

Интересный профиль – биологические инженерные системы. В качестве задания даны три аквариума, сообщающиеся между собой: в верхнем аквариуме растения, производители кислорода, в среднем – форелевая среда, в нижнем – продуты жизнедеятельности рыб, который служат питанием для растений. Ребята работают над созданием автономной замкнутой системы, обеспечивающей условия для разведения ценных пород рыб в промышленных объемах с наименьшими затратами. И идеальные показатели при автономности через какое-то время начинают во взаимосвязи давать сбой. Как справиться с накоплением органики в третьем аквариуме? Что делать, если датчики упрямо показывают повышение жесткости воды, превышение нормы сульфатов и карбонатов кальция и магния в аквариуме с водорослями? А это знание простых реакций на поддержание баланса…

Кто может быть наставником для детей, работающих в этом треке? Сказать, что школьный учитель, - однозначно, нет. Сказать, что не учитель, тоже нельзя. Все базовые основы знаний по программированию и живым организмам с точки зрения биологии – все это дает школьный учитель. Именно школьному учителю под силу провести взаимосвязь между предметами биология, химия, физика, информатика, и показать, что мир – это целостная природа и все явления в природе между собой взаимосвязаны. Убеждена, что именно школьный учитель может объяснить, что его предмет не рамочный, что электрический импульс работает как сигнал электрического тока через химические вещества, которые называются нейромедиаторами, и показать, как это происходит на уровне химических реакций, и рассказать про движение электрического импульса, как он вызывает сокращением мышечных структур (взаимодействие белков актина и миозина), пояснить работу суставов как рычагов, с точки зрения механики. И тем самым, возможно предрешить создание учениками 3D-графики вращения суставов по осям.

Работа с одаренными детьми, мотивированными на техническое творчество очень интересна, но и ответственна, ведь задача учителя – информировать, мотивировать детей для активного движения в своем развитии, участии в конкурсах, хакатонах, олимпиадах. При этом сам учитель тоже мотивирован. Сопровождая детей на такие мероприятия, он видит, какие современные образовательные практики создают образовательную среду, ведь границы ее гораздо шире, чем школьная и даже вузовская программа. Дети здесь выполняют такие работы и осваивают те практики, которые востребованы уже на производстве. В школе мы формируем инженерное мышление на уроках программирования, проектирования, конструкторских задач, а здесь формируется инженерное мышление за счет практического выполнения поставленных задач. Детей погружают в эту среду и через экспериментальную деятельность путем собственных проб и ошибок, коррекции собственных действий, прогнозов и рисков ребенок идет к результату. Опыт, полученный экспериментальным путем, приводит к успеху.

Многие высказывают опасения, что после таких мероприятий, как олимпиада НТИ, у детей переворачиваются представления о мире, о смысле полученных знаний, о своих собственных возможностях, и вот они возвращаются в свою обычную школу, где нет ни такого оборудования, ни команды, которая в экстремальных условиях решает уникальные сверхзадачи. Они возвращаются другими. И если не поддержать градус интереса, не придать ему динамику движения, ребенок поскучнеет, уйдет в себя и станет в будущем разочаровавшимся исполнителем.

Не соглашусь с этим тезисом. Этих детей, заряженных новой энергетикой, уже не остановить! Получается, что задача любого педагога, который близок к этому ребенку, выступить его наставником. Наставник – это человек, который может поддержать интерес детей, в том числе, благодаря тому, что сведет их с узкими специалистами, которые будут погружать школьника в новые знания, однако, именно он должен быть предметно квалифицированным и компетентным, чтобы продвигать этот проект, давать знания, обучать пониманию.

Самое правильное решение в отношении тех детей, которые возвращаются с олимпиады НТИ и других практико-ориентированных мероприятий, – это предложить им самим создать на базе этих новых знаний собственный образовательный проект, а задача учителя быть наставником, или тьютором, который будет поддерживать реализацию этого проекта. Вовлечение в проектную, межпредметную деятельность не только им под силу, это выход, где они могут приложить свои новые знания и навыки.

Второй момент – каждый учитель, которому довелось окунуться в такую насыщенную творческую развивающую атмосферу, станет показывать свой предмет в новом ракурсе межпредметных связей и тем детям, которые не были на олимпиаде, но потенциально готовы к таким состязаниям. Такая трансляция опыта – огромная польза для всех участников образовательного процесса.

Замечу, что и сам школьник, побывавший на олимпиаде, может стать наставником для своих одноклассников и вести собственную образовательную деятельность, - этот момент тоже нельзя не использовать.

Часто сетуют на то, что школы, не оснащенные в достаточной мере материальной базой и инфраструктурой, априори аутсайдеры, оказываются в неравных условиях в этом состязании умов и талантов, потому что сами условия жизни диктуют им роль стороннего наблюдателя. Я опять не соглашусь с этим. Важно, что в олимпиаде НТИ участвуют дети не только из специальных физико-математических школ, обладающих иной материальной базой и инфраструктурой, существующих в определенной социальной и интеллектуальной среде, но и талантливые ребята из общеобразовательных организаций, для которых очень важно увидеть все профили в действии, чтобы рассказать и вовлечь в этот процесс учеников своей школы, которые хотят попробовать себя в инженерном творчестве. Это такой старт, который позволит им проявить свои конструкторские, проектные, инженерные способности и отстоять свои умения.

И ведь это под силу всем. В олимпиаде НТИ школьники проходят два заочных этапа: сначала следует прорешать тестовые задания уже интегрирванного характера, затем задачи открытого типа, у которых не существует правильного решения. Нужно предложить несколько вариантов, которые будут отличаться по сложности, оригинальности, оптимальному подходу. А на очном этапе ребята применяют свои знания, умения и способности на практике. И, что немаловажно, здесь они учатся выстраивать отношения со сверстниками в командной работе.

Здесь учитывается личный вклад в реализацию общей задачи. На всем протяжении очных командных состязаний каждый получает баллы за эффективность своей работы, выполнение заданий строго определяется временем равным для всех. Конечно, это серьезная мотивация. Личная победа – это не только удовлетворение собственных здоровых амбиций. Полученные высшие баллы придают уверенности в своих силах, в том, что ты своим трудом и талантом открыл дорогу в выбранном направлении, поступив в вуз своей мечты.

Еще они учатся работать в коллективе над решением одной задачи. В команде дети сходятся не только по интересам, но и по возможностям сделать лучше других ту или иную операцию. Один – лидер, генератор идей, другой – программист, третий – математик, четвертый – практик, узкий специалист. Хотя, как показывает мой опыт наставничества, каждый из них в достаточно большом объеме компетентен в доминирующей основополагающей предметной и функциональной области. То есть ребята готовы при необходимости быть взаимозаменяемыми.

Кроме того, те ребята – участники олимпиады прошлых лет, которые сейчас уже студенты вузов, с готовностью откликнулись на приглашение стать наставниками школьной команды, выступить волонтерами. Их помощь, советы и рекомендации были на этапе подготовки очень ценными, хотя олимпиадные задания и не повторяются буквально.

Вот такие неожиданные, но важные, необходимые и масштабные итоги от участия всего в одном мероприятии.

Кто-то улыбнется, читая мои строки: учитель и швец, и жнец, и на дуде…. Но наша профессия всегда была преобразующая. Сколько еще мы сможем, лишь раскрыв границы своего предмета! А о себе участники олимпиады НТИ говорят так: «Мы из Будущего!»

Об авторе:

Алла Николаевна ГОЛОВЕНЬКИНА – учитель биологии, заместитель директора по учебной работе лицея Иннополис Республики Татарстан, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014.


* Олимпиада Национальной технологической инициативы организована АО «РВК».

Справочная информация

АО «РВК» - государственный фонд фондов, институт развития венчурной отрасли Российской Федерации. Основные цели деятельности АО «РВК»: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). Уставный капитал АО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 26, их суммарный размер – 35,5 млрд руб. Доля АО «РВК» – 22,6 млрд руб. Число одобренных к инвестированию фондами РВК инновационных компаний достигло 218. Совокупный объем одобренных к инвестированию средств – 17,9 млрд руб. www.rvc.ru.