В свое время, когда я пришел в школу студентом 5 курса классического университета мне тоже назначили наставника – опытного, заслуженного педагога. И, нужно сказать, мне с наставником повезло. Ирина Васильевна Блохина, тонкий и деликатный человек, вдумчивый и грамотный педагог, объяснила мне не только формальные и хрестоматийные вещи, касающиеся методик обучения истории, но и поделилась своим опытом, открыла мир педагогики как искусства, который не находит отражения на страницах учебников и методических пособий… Но время шло, тем и поводов для разговоров у нас становилось меньше, возникали вопросы, которые выводили меня на уровень уже не просто предметной методики. Они были, скорее, метаметодические, а где-то даже и дидактические.

Своего следующего наставника я уже выбрал сам… из числа учителей начальной школы. С Юнонной Ивановной Архиповой мы обсуждали решение более комплексных задач, чем просто обучение истории, размышляли над развитием у учеников когнитивных навыков, формированием читательской грамотности, нередко затрагивали и философские вопросы о красоте урока и учебного процесса в целом.

На мой взгляд, именно такие разнонаправленные, но цельные по своей сути наставнические посылы в конечном счете и определили специфику моей профессиональной жизни.

Да, сегодня много говорится о том, что институт наставничества нуждается в реформе, что это должно быть нечто совершенно иное, кто-то даже сомневается: а должно ли оно быть вообще?.. Я же могу определенно сказать одно: молодому учителю нужен наставник!

Но наставнические роли лежат в плоскости куда более широкой, чем просто предметное обучение. Это еще и формирование образовательного запроса у молодого педагога, и совместное построение образовательной траектории. Ведь зачастую специалист осваивает профессию не так активно, просто потому что не представляет себе весь диапазон и спектр возможностей для саморазвития.

Наставника молодому учителю можно назначить, но гораздо правильнее и продуктивнее будет, если он выберет себе наставника сам – из числа близких по духу учителей. И в современных условиях это могут быть даже не учителя той школы, в которой трудится молодой специалист: сетевое сообщество и сетевое взаимодействие предоставляет для этого все возможности.

На самом деле переоценить значение наставничества в педагогике трудно, однако, важно понимать, что и самим наставникам нужна подготовка. Но есть ли институты, где готовят педагогов-наставников? Или это искусство, которым овладеваешь сам? А, может быть, наставником становишься лишь тогда, когда у тебя самого появляется «наставляемый»?

Об авторе

Олег Дмитриевич Федоров – ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, учитель истории и обществознания высшей категории