В последнее время все чаще от Министерства образования и науки РФ мы получаем сигналы об инициативах, которые направлены на расширение школьного образовательного пространства, на выход подростка за пределы заданного дидактического сценария и вовлечения в процесс обучения новых сфер культуры, искусства, различных форм медиакоммуникации. Речь идет об организации школьного телевидения, о призыве к открытию во всех школах медиацентров, введении курса истории российского кино, реформировании традиционных уроков информатики в сторону большей гуманитаризации.

Эти инициативы весьма логично укладываются в чрезвычайно актуальное в настоящее время направление педагогической деятельности – медийно-информационное образование или медиаобразование, как мы говорим коротко. Его фрагменты обнаруживаются на всех уровнях образования: в школах в форме факультативов по журналистике, работы теле- и радиостудий, редакций школьных газет и журналов; в системе дополнительного образования – в формате кружков юных корреспондентов, а также форумов и фестивалей детско-юношеского медиатворчества; в вузах – через студенческие средства информации, курсы повышения квалификации в области информационной грамотности, медиакультуры технологий медиакоммуникации, новые магистерские программы по медийному образованию.

Однако вся эта разрозненная, но очень полезная деятельность бессистемна и поэтому мало эффективна. При том, что медиаобразовательные технологии, которые можно использовать в различных областях знаний, дают потрясающий эффект в системе нравственного, эстетического воспитания, в развитии исторического мышления, любви к своему краю. Они способствуют выработке универсальных умений в поиске информации, ее оценке и критическом восприятии, формируют навыки коммуникации – публичной, деловой, гражданской, межличностной. Все это сегодня становится ключевыми компетенциями личности. Действительно, медиаобразовательные технологии являются признанными во всем мире, одними из наиболее эффективных в плане развития компетенций, соответствующих новым информационным условиям жизни.

Последнее заявление главы Минобрнауки России Ольги Васильевой на заседании президиума Совета законодателей РФ в Государственной думе о школьном телевидении, которое должно прийти в каждую школу, вдохновило специалистов в области медиаобразования, непосредственно занимающихся школьным телевидением. Эти медиапедагоги – настоящие подвижники, которые часто практически за свой счет приобретают дорогое оборудование, за низкую зарплату организуют технологически сложный процесс производства медиапродукта в форме сюжета, ролика, фильма и его продвижения в информационной среде. Сегодня школа заинтересована в участии в различных конкурсах медиатворчества, для московских школ видеоматериалы – это дополнительные баллы в рейтинге образовательных организаций. Но мало кто всерьез задумывается какими силами осуществляется эта уникальная работа.

Призыв ввести во все школы России телевидение безусловно надо оценивать, как знаковое событие. Однако возникает масса вопросов от того, какими силами будет реализовываться эта деятельность до масштабов ее финансирования. Предполагается, что проект «ТАСС детям» начнет реализовываться уже с 1 сентября. Но, если речь идет не о локальном проекте, а, как заявила Ольга Юрьевна, о единой программе для всей страны, «куда будут входить сюжеты на те темы, которые нас интересуют, прежде всего воспитательного значения, новостные сюжеты», то для этого потребуется целая армия медиапедагогов, способных не просто рассказывать про телевидение, но и делать его. Ведь именно в этом суть медиаобразовательной технологии.

Таких специалистов сегодня в нашей стране системно и в нужном количестве практически не готовит никто. В этих условиях, с учетом нашей ментальности, есть опасность, что руководство школ, желая соответствовать вышестоящим указаниям, начнет «рисовать» школьное телевидение, привлекая к этой деятельности случайных людей. По этому поводу один мой коллега, имеющий огромный опыт в создании школьного телевидения, поделился сравнением: когда человек, не имеющий отношения к профессии врача, берется кого-то лечить, мы это называем шарлатанством, а когда в класс заходит неспециалист, который планирует с детьми создавать продукты духовного производства, мы считаем это нормальным…

Между тем, во многих школах нашей страны есть прекрасные телестудии, которые вполне конкурентоспособны в плане организации ресурсных центров по распространению опыта работы в области школьного телевидения. В России накоплен огромный, уникальный опыт проведения форумов и фестивалей детского экранного творчества. Такого опыта нет ни в каких других странах мира. В частности, это Всероссийский открытый форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» (Москва-ВДЦ «Орленок»), Международный фестиваль детско-юношеской журналистики и экранного творчества «Волга-ЮНПРЕСС» (Тольятти), Международный фестиваль юношеских СМИ, киностудий и фотоклубов «Волжские встречи» (Чебоксары), Межрегиональный фестиваль детского телевидения, радио и прессы «Голос моря» (Северодвинск), Межрегиональный молодёжный медиафорум «Фокус» (Ростов-на-Дону), Детская КиноАкадемия в ВДЦ «Смена», Открытый фестиваль экранного творчества «Московский кораблик мечты» (Москва), Фестиваль молодежных ТВ-студий России «Телефлот» (Москва), Всероссийский студенческий медиафорум «Золотая лента» (Томск), Всероссийский фестиваль детского кино и телевидения «Веселая ларга» (Владивосток) и многие-многие другие. Всего в нашей стране насчитывается больше 100 подобных событий регионального, федерального и международного уровня. В общей сложности в течение года на победы в этих конкурсах претендует более 50 тысяч работ юных режиссеров, операторов, сценаристов, аниматоров, тележурналистов и т.д. Практически мы имеем дело с целой индустрией детского видео, которая одновременно является лучшей школой медиаобразования. В работе жюри этих многочисленных конкурсов заняты ведущие специалисты своей отрасли, которые не жалеют времени на многочасовые просмотры видеоматериалов, консультации, семинары, 
тренинги, живое общение со школьниками. К сожалению, эта государственного масштаба деятельность не включена ни в какие программы развития, бюджеты и каждых такой форум или фестиваль дается их организаторам с большими усилиями, подвижническим трудом.

Безусловно, инициатива Министерства образования и науки РФ должна быть поддержана профессиональным медиасообществом, медиаобразовательный потенциал которого еще не раскрыт в полной мере. Информационные агентства, редакции газет и журналов, телекомпании, радиостудии, редакции сетевых изданий – все могут включиться в процесс повышения уровня медиакультуры школьников. Сегодня медиаобразование не должно быть отдельной инициативой какого-либо министерства или ведомства, оно должно развернуться в общественно-государственное движение за информационное здоровье общества и высокую медиакультуру его граждан.

Об авторе

Ирина Владимировна Жилавская – зав. кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан, доцент МПГУ



Читайте также: