15 миллиардов рублей в год -дополнительное финансирование, которое получат школы Москвы, переходя на новую систему финансирования; пилотный проект, который принят постановлением Правительства Москвы №86, - о единой, прозрачной, формульной, справедливой системе финансирования школ. Каждая школа получает то, что ей положено, но самое главное, что там оговорено, - ни у одной школы не может уменьшиться финансирование. Если даже действующее финансирование превышает нормативное, расчетное, то им сохраняется то финансирование, которое у них есть.
Нормативное финансирование определено в том же постановлении, и оно разное по разным классам. В начальной школе это 73 тысячи рублей на ученика, дальше увеличение идет пропорционально увеличению предельно допустимой аудиторной нагрузки на ученика. К старшей школе во всех школах это финансирование становится равно 120 тысячам рублей, то есть приравнено к финансированию, которое получали в Москве лицеи и гимназии. Такой норматив будут получать школы - участники пилотного проекта (их 125), которые вступили в него раньше, плюс 134 школы, которые в него вступят согласно новому постановлению Правительства. Для остальных школ Москвы полностью сохранится та система финансирования, которая была до этого.
Реализация пилотного проекта идет только по желанию образовательных учреждений. Кстати, большинство московских школ уже подали заявки на переход в новую систему, теперь все зависит от того, как быстро мы успеем подготовить всю необходимую документацию, и от Департамента финансов. Желающих вступить в проект у нас намного больше, чем мы пока в состоянии административно обслужить, но надеемся, что сумеем подготовиться к переводу еще нескольких сот образовательных учреждений. Настроение в коллективах такое, что, наверное, как бы нам это ни было трудно, придется, удовлетворяя требования образовательных учреждений, постараться завершить переход практически в первом квартале 2012 года.
Бюджет финансирования не сокращается ни у одной московской школы, но у тех школ, которые переходят в пилотный проект, бюджет рассчитывается по новым нормативам. Еще раз повторю: перерасчет бюджета по новым нормативам дает прибавку системе общего образования Москвы в 15 миллиардов рублей. Никогда такой прибавки школы Москвы, что называется, разово, одногодично не получали.
Система финансирования 86-м постановлением установлена как единая, прозрачная и справедливая для каждой школы. Теперь любой москвич легко может посчитать, какое финансирование должна получить та школа, где учится его ребенок. Это делается очень просто: количество учащихся в каждом классе умножается на норматив. Если сегодня какой-то чиновник из бухгалтерии попытается хоть рубль недодать школе (что, к сожалению, массово присутствовало до этого), то у него ничего не получится.
Все прозрачно, явно, однозначно. На сайте каждой школы вывешивается количество учащихся и сумма финансирования, причем самая главная деталь - эта сумма приходит в школу не поделенная по статьям кем-то в централизованной бухгалтерии, а единой суммой в виде субсидии.
Школы, которые переходят на новую систему, будут получать деньги в виде нескольких субсидий. В субсидию на реализацию образовательного стандарта входят зарплата и основные учебные расходы, есть отдельная целевая субсидия на содержание зданий (коммуналка, ремонты, другие расходы), которая не уменьшается, а так же продолжает расти.
Вообще у пилотного проекта сугубо педагогические задачи, а все остальное - механизмы реализации этих задач. Деление нормативных средств внутри школы - уже дело самой школы, естественно, с соблюдением всех законодательных, нормативных основ.
Нет в Москве школы, у которой бы финансирование в 2011 году было меньше, чем в 2010-м, а в 2012-м будет меньше, чем в 2011-м. Оно растет, но у одних школ оно растет быстрее (у тех, что были недофинансированы, теперь справедливость, что называется, торжествует), для других школ оно растет медленнее. Есть несколько школ, их очень небольшое количество, у которых финансирование было намного больше, чем нормативно-расчетное, но и им сохраняется то, что у них было.
Однако не надо смешивать две разные вещи - систему финансирования школы и систему оплаты труда учителя. Никаких финансовых основ хоть для малейшего снижения заработной платы в школе не существует. И это зафиксировано в том же постановлении Правительства Москвы №86. По сути дела, это единственный пункт в постановлении, который касается систем оплаты труда. Там сказано: ни одному учителю не может быть снижена заработная плата, естественно, при сохранении объема его нагрузки. Поэтому дальше школы (я имею в виду администрацию школы, коллектив школы, профсоюзную организацию, управляющий совет, родительский комитет) сами имеют право принять собственные системы оплаты труда, в которых и будут учтены те особенности этой школы, которые они хотят учесть. Ну, например, если это школа с углубленным изучением химии, то там, думаю, повышенный коэффициент установят учителю химии. Если это школа с углубленным изучением спортивных дисциплин, то это, возможно, окажется учитель физкультуры. Я хочу сказать, что школа имеет право установить собственную систему оплаты труда при соблюдении всех нормативных требований, но при этом теоретически может даже сохранить ту систему оплаты труда, которая существовала и до того. Постановление №86 дает возможность образовательному учреждению учесть нужные ему особенности в системе оплаты труда, но не обязывает менять систему оплаты труда.
Понятно, что финансирование школы зависит от количества учащихся, точнее, семей, желающих, чтобы их дети учились в этой школе, школа должна быть заинтересована организовать обучение на как можно более высоком уровне. Поэтому школа не оставит кабинет химии без лабораторного оснащения, оборудования, а обязательно его закупит, для того чтобы занятия шли на современном уровне. Вообще пилотный проект - о качестве образования, потому что качество образования, количество желающих учиться в школе, объем финансирования, получаемый этой школой, и возможности установления дополнительных надбавок к оплате труда - вещи между собой абсолютно связанные. Поэтому пилотный проект - проект про качество образования, нужное каждой московской семье, по сути дела, передача семье, родительскому сообществу, самому учительскому коллективу рычагов влияния на работу школы.
Сегодня мэр Москвы увеличивает финансирование школ, оставляя за школой право самой определить приоритетные направления дальнейшего пути этих средств, что, наверное, самое сложное. Мы все время боимся доверить образовательному учреждению, учителям, родителям какие-либо существенные, сущностные решения на уровне школы. Как будто на Семеновской площади в доме 4, оказывается, знают, нужно ли Марии Петровне добавлять заработную плату. А люди, которые с ней работают, родители, чьи дети у нее учатся, оказывается, не способны ничего решить. Согласитесь, что такая возможность - самое главное, что вносит в столичное образование пилотный проект.
Почему мы, может быть, вот так медленно удовлетворяем желание школ переходить на новую систему финансирования? Потому что идет огромнейшая работа с каждым директором школы, даже с председателями профсоюзных комитетов этих школ, по изучению всей документации, регламентов, всех алгоритмов действий, которые может и должна предпринимать школа, для того чтобы быть в самом деле объективной по отношению к людям, которые в ней работают. Мне говорят: как можно объективно оценить работу учителя? Но тогда на основании чего мы тысячам учителей присваиваем звание заслуженных, десяткам тысяч учителей присвоили звание почетных работников общего образования? Разве без объективной оценки их труда? Никто не снимал с администрации обязанности по внутришкольному контролю, общество великолепно дает оценку труда педагога. Администрация школы обязана, профсоюзная организация заинтересована в том, чтобы хорошего учителя защищать и не встать на защиту человека, который не приносит пользу детям.
Зарплату работнику устанавливает работодатель. И если для всех учителей в школе работодателем считается директор школы, то для директора работодатель - окружное управление образования. Мы еще до пилотного проекта ввели на 78 директорах в опытном режиме систему, при которой зарплата директора в начале 2011 года была установлена в зависимости от средней зарплаты педагогов этой школы, с коэффициентом, который определялся с учетом объема школы. То есть зарплата директора была в прямой зависимости от средней зарплаты его учителей и в прямой зависимости от объема школы, которой он руководит. При этом директор не может сам себе установить заработную плату.
Мы должны понять, что у директора теперь должна работать немножко другая логика мышления. Чтобы обеспечить качество, чтобы к нему хотели приводить своих детей семьи, директору нужны очень хорошие учителя, он их должен всячески стимулировать, мотивировать, поддерживать. Поэтому он не может мотивировать и стимулировать тех учителей, которые послушны, может, ему, что называется, сильно нравятся, но не вносят вклад в повышение качества работы школы. Директор школы нынче не барин, который раздает, он организатор труда коллектива. Все 125 школ в этом году при приеме в первые классы проявили такое внимание к родительскому сообществу, такую прозрачность, что сегодня во всех этих школах количество первоклассников значительно больше, чем они планировали принять тогда, когда не входили в пилотный проект. Все школы, входящие в пилотный проект, создали управляющие советы. Советы могут быть разными, но обязательное условие - наличие в школе органа государственно-общественного управления. Название совета школа имеет право выбрать сама, но наличие органа, в котором активнейшее участие принимает родительское сообщество, - обязательный пункт пилотного проекта, без государственно-общественного управления, без участия общества реализовать его просто невозможно.

 Исаак Калина, министр образования Москвы, руководитель Департамента образования

Фото Ольги Максимович