Даже великие умы не чужды возвратно-поступательных движений. Не пытаясь оспорить их значимость, обращаю внимание на то, что ими богатство возможностей не исчерпывается. Если нужно что-то изменить, возвратно-поступательное движение может оказаться слишком радикальным подходом. По результатам. Для развития великие рекомендовали спираль: возврат со сдвигом – медленно и мощно.

Если говорить о школе, то она решает, как минимум, две совершенно разные задачи:

- обучает;

- обеспечивает организационно-бытовые условия для участников процесса.

Передача контроля за бытовыми условиями с муниципального уровня куда-то вверх на федеральный с последующей цепочкой многоярусного управления обратно вниз – сомнительный управленческий ход в эпоху всеобщего agile/blockchain. Если муниципалитет не в состоянии обеспечить бытовые и образовательные условия своим детям в своей школе, пусть переоборудует роддом в пивную. На Руси первым домом ставили школу. По крайней мере, так меня учила знаменитая «советская школа».

Когда министр говорит о необходимости нового огосударствления школы, речь идет явно о программе обучения. Выношу за скобки дискуссию о содержании этого термина и дальнейших действий– ограничусь процедурными и структурными аспектами.

Почему не выделить учебную функцию школы в независимую структуру? Ведь, речь идет о содержании программы, а не о стенах, крыше и санузлах? Пусть муниципалитет занимается бытом. Переработать стандарт так, чтобы часть его содержала список требований к условиям, необходимым для обеспечения образовательного процесса. И лицензировать школу-здание в лице коменданта, нанятого муниципалитетом, на соответствие стандарту. Забота коменданта– стандарт и безопасность детей, максимальная занятость помещений для ведения образовательного процесса. Но сам образовательный процесс не его забота. Образовательный процесс – забота отдельного юрлица, с которым заключен гражданско-правовой договор.

Таким образом, мы не забираем функции учредителя школы у муниципалитета и не взгромождаем ответственность за бытовые условия снова на федеральные структуры. За них прекрасно спросит с коменданта на месте директор образовательной структуры. При этом директор образовательной организации перестает зависеть от местных органов власти, чем развязывается тугой узел неувязок между законом «Об образовании в РФ» и ТК РФ в отношении руководителя школы.

Современный образовательный процесс использует непростое оборудование. Его поставки и обслуживание – изрядная головная боль. При разделении школы на разные структуры кажется полезным формирование на региональном уровне инфраструктуры обеспечения. Ценным является то, что оно может выделяться в школы не в виде прямых поставок, на чем теряется впустую много средств, а в виде аренды школами того, что им нужно. Концентрация в руках региональных профессионалов востребованного оборудования и его квалифицированное обслуживание позволило бы повысить эффективность затрат за счет рыночной конкуренции разных компаний и их заинтересованности в правильном позиционировании закупок.

Выделение в отдельную «безлошадную» структуру образовательных коллективов и конкурентная борьба между ними за аренду зданий школ позволит повысить ответственность за проводимые программы. В законе нет указаний на необходимость здания для образовательной организации. Их увязка со зданием происходит на этапе лицензирования и других подзаконных актов. Положение закона о сетевой школе позволяет создать образовательную организацию, которая может реализовывать свою программу сколь угодно широко. Если министр хочет реализовать «единое образовательное пространство» в логике советской школы – одна программа на всю страну, – то для этого достаточно сформировать образовательную организацию, которая будет набирать учителей по всей стране и направлять их в те школы, в которых она выиграет конкурс на аренду. Хоть по всей стране.

При этом останется возможность создания других сетевых школ, которые смогут реализовывать свои программы сколь угодно широко, если их программы будут утверждены и востребованы на конкурсных условиях.

Такое решение позволяет отказаться от сомнительных «примерных программ» в пользу утвержденных сетевых: кто не может написать и/или защитить свою образовательную программу, не должен занимать бюрократической формалистикой и передирать примерную программу – пусть присоединяется к устраивающей школу сетевой образовательной программе. Это и бюрократизм умерит, и спектр образовательных программ сделает более обозримым и контролируемым. Кроме того, это приблизит традиционную школу к понятию «научная школа», поскольку в основе утвержденных программ будет чаще всего просматриваться чья-то научная идея, школа.

Читайте также: