Это была программа о дагестанце Магомеде Нурбагандове, последними словами в жизни которого стали слова: «Служите, братья!» и которому посмертно было присвоено звание Героя России, смотрели вместе. Сложно было что-либо говорить после, но я невольно вслух провел аналогию с твердым словом Мальчиша-Кибальчиша, вспомнив сказку из своего далекого детства. И очень удивился, когда узнал, что внучка не в курсе, о ком я говорю. «Копнул» чуть глубже: спросил про Аркадия Гайдара, написавшего сказку, про Тимура и его команду. Оказалось, что она слышит об этом впервые. Равно, как и о пионерах-героях (я назвал двух самых известных – Леню Голикова и Валю Котика), и о 18-летней Зое Космодемьянской.

Пришлось тут же на месте устраивать нечто вроде небольшого военно-исторического ликбеза. Внучка выслушала меня без особых эмоций: «Тогда было другое время, шла война, поэтому было актуально. А что сейчас?» Коротко и ясно. А главное совершенно понятен уровень патриотического мышления современного среднестатистического школьника. Вряд ли сверстники моей внучки, которая в совершенстве владеет имеющимися у нее гаджетами, знает все хитрости селфи и кто из российских рэперов круче, принципиально от нее отличаются. Не хочу сказать, что эти умения и познания не нужны (прекрасно понимаю, что значит, для молодежи не быть в тренде), но не знать элементарных вещей из истории своей страны – не прилично.

Но еще страшнее другое. Этот образовавшийся вакуум, по-видимому, уже никогда заполнен не будет. С годами у наших внуков появятся другие интересы, другие жизненные заботы… И, воспитывая уже своих детей, они не смогут провести параллелей не только с книжными тимуровцами и сказочным Кибальчишом, но и с лейтенантом полиции из Дагестана, которого убили лишь за его твердую жизненную позицию. Представляете, до каких размеров в конец концов этот вакуум может разрастись?

Конечно же, проще всего в том, что происходит с подростками обвинить систему нынешнего образования. В общеобразовательных школах лишь мимоходом касаются имен героев отечества, а вместо проверки истинных знаний им предлагается поучаствовать в угадайке под названием ЕГЭ. И плюс к этому (особенно у старшеклассников) активнее всего формируется одна цель – заработать побольше денег любыми путями. Говорить педагогу в таких условиях о любви к своей отчизне, о готовности к самопожертвованию ради его блага как-то не в тему. Просто не поймут. Но это неправильно. Учителя должны это делать. Точно так же, как и другие взрослые: родители, бабушки и дедушки, вожатые в детских оздоровительных лагерях…

Я вырос в далеком сибирском Братске в то время, когда в летние месяцы работало несколько пионерских лагерей. И среди них были – военно-морской лагерь «Варяг», и военно-спортивный лагерь «Орленок». Родители любого пацана, изъявившего желание (а в «Орленок» принимали еще и девчонок) покупали на общих основаниях путевку, и ребенок отправлялся в лагерь на 24 дня. Там не было вожатых с пионерскими галстуками, вместо них были командиры отрядов и экипажей из числа бывших военнослужащих, или действующих курсантов военных училищ. Не было девизов хором и многочисленных детских конкурсов, зато были строевые и спортивные занятия, обучение элементарным навыкам военного дела. Был также твердый распорядок дня, наряды в столовую (на камбуз), ежедневные уборки территории и помещений, которые делали сами дети…

К чему я об этом вспоминаю? Никто не ставил своей целью готовить нас к поступлению в военные училища. Хотя (это я уже понимаю сегодня), численность Вооруженных сил в то время (середина 70-х годов) превышала нынешнюю в четыре раза и необходимость в кадровых военных была значительно острее, чем сейчас. Просто и тогдашнее руководство города, и те, кто стоял во главе лагерей осознавали, что патриотическое воспитание подростков наряду с умением подчиняться определенным требованиям, не менее важны, чем школьное образование. Во всяком случае, хуже точно не будет. Не берусь утверждать, что мы в свое время были умнее нынешних 13-17 летних, но многие моменты воспринимали иначе…

Молодежь и сегодня в целом у нас неплохая. Легко обучаема и податлива, и как губка способна впитывать все, происходящее вокруг. Главное, чтобы это самое «вокруг» формировалось в нужном направлении. Тогда нам не будет страшно за своих детей и внуков и за будущее, которое их ожидает.

А завершить свое повествование мне хотелось бы ответом всем сомневающимся в отношении того, что время нынче другое. И что, мол, для совершения героических поступков нет соответствующих условий: ни войн, ни каких-то экстремальных ситуаций. В нашей огромной стране практически ни один день не обходится без того, чтобы где-то что-то не случалось. Пожары, наводнения, аварии… И достаточно часто спасателями тонущих в воде, и задыхающихся в дыму становятся дети. Есть их фамилии, списки награжденных ведомственными и государственными наградами и есть, к сожалению, даже памятники погибшим.

Жене Табакову из поселка Дуброво Ногинского района Московской области было всего семь лет, когда он погиб, защищая родную сестру от насильника… Указом Президента РФ он был награжден Орденом Мужества (посмертно), став самым молодым гражданином России, удостоенным государственной награды.

5 мая 2012 года на одном из бульваров города Набережные Челны (Татарстан) 12-летний погиб Данил Садыков, спасая 9-тилетнего школьника. Тот решил достать пластиковую бутылку, упавшую в фонтан, но его ударило током, и мальчик, потеряв сознание, упал в воду. Прохожие кричали «помогите», а в воду прыгнул только Данил, который в этот момент проезжал мимо на велосипеде. Он вытащил пострадавшего на бортик, но сам умер от удара током. Его также наградили Орденом Мужества (посмертно) за проявленную самоотверженность при спасении человека в экстремальных условиях…

Начиная с 2015 года, в канун празднования Дня народного единства в Совете Федерации проходит церемония чествования детей в возрасте до 16 лет, получивших награды за героические поступки. Помимо сенаторов, официальных представителей ведомств, Героев России и Советского Союза на мероприятии присутствуют студенты, курсанты и слушатели учебных заведений МВД, МЧС и Министерства обороны России, а также представители волонтерских и общественных организаций. И есть все основания полагать, что впредь это мероприятие, которое носит название «Дети-герои» станет традиционным.  

Это важно с той точки зрения, чтобы о героических поступках детей, узнало как можно больше людей. Во-первых, они априори являются общенародным достоянием, а во-вторых, и взрослые люди, и особенно сверстники детей-героев должны понять, что место и время для подвига есть всегда. В том числе и сегодня, когда нет войны, а обычное человеческое общение и взаимоотношения все дальше уходят в виртуальную плоскость.



Об авторе

Виктор Сирык – капитан 1 ранга запаса