По данным недавнего социологического опроса, посвященного теме антикоррупционного воспитания, 35% учителей считают, что тема коррупции более, чем серьезна. Только, увы, у большинства из них представления о происходящем весьма наивны. Об этом говорит хотя бы многолетний опыт борьбы со злом казнокрадства и мздоимства в российском государстве. Но, конечно, нужно отдать должное честности педагогов: чуть более 30% из тех, кто участвовал в опросе, высказали сомнения в том, что сегодняшние меры противостояния коррупции эффективны. Тем более, в образовательном процессе.

Кроме того, в пояснительных комментариях к опросу люди пишут о том, что дети, особенно, подростки, не так уж и глупы. Они прекрасно видят и понимают, что происходит вокруг. Так же считают и многие из тех педагогов, кто посетил семинар «Отношение к коррупции в образовании» в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО).

К примеру, как рассказала преподаватель одного из петербургских техникумов, когда воспитанник их образовательной организации попал под следствие, то его родителям прямым тестом было сказано: 300 тысяч рублей для судьи решат проблему. Мама подростка взяла эту сумму в кредит, и… проблема перестала быть актуальной.

А те же дорогостоящие подарки учителям? В классе ведь всегда есть родители, которые берут, что называется, не мытьем, так катаньем. Даже, если их просят не дарить подарочные карты или украшения из драгоценных металлов, родительский дальний прицел все равно направлен на человеческую слабость: не отказавшийся от подарка, так или иначе, изменит отношение к ребенку, лишний раз подтянет по предмету, лишний раз не поставит плохую отметку и т.д. и т.п. Победить коррупцию практически невозможно, осторожно рассуждают педагоги, и всякая инициатива борьбы с ней – чистая формальность.

Однако, если ничего не предпринимать, то что нас ожидает в будущем, просто страшно представить. В этом убежден доцент Кафедры социального образования СПб АППО, кандидат исторических наук Константин Битюков. Выход один: каждому в теме антикоррупционного воспитания нужно найти свой личный смысл. Например, хотите ли вы жить спокойно в старости? Ведь, если посмотреть на события последних лет, то волнения и революции, в частности, в арабском мире были отчасти связаны и с коррупционной ситуацией в стране. Для того, чтобы не стоять на баррикадах в почтенном возрасте, нужно уже сейчас воспитывать такое поколение, которое на дух не переносит взятки, кумовство и т.д.

Но как учителю передать свой личный смысл в борьбе с коррупцией ученикам? Очень просто. Необходимо объяснить на пальцах, каков он, ущерб от коррупции. Например, кто-то кому-то дал взятку в 5 тысяч рублей. Это деяние наказуемо, причем, за сумму взятки в 5 тысяч рублей можно схлопотать штраф от 250 тысяч до 450 тысяч рублей. При этом, вышеупомянутая взятка в 5 тысяч рублей ничего не гарантирует: человек может не исполнить того, что пообещал. От этой взятки в 5 тысяч рублей пойдет цепная реакция: коллеги, преемники взяточника будут поступать так же, и в случае, если они все же сдержат свое обещание, то тот, кто не дал взятки, окажется обделенным той или иной услугой. Увы, в будущем этом может коснуться и самого взяткодателя, поскольку нет ничего более непостоянного, чем «аппетит» взяточника. Таким образом, взятка в 5 тысяч рублей коснется не одного человека, а десятков и сотен людей...

Коррупция, конечно, относительно удобный способ разрешить ту или иную проблему, и, если бы он был неудобен, то не использовался бы так широко и не был бы тем самым «вечным вопросом». Однако взрослым выбор нужно сделать уже сейчас: взятка в 5 тысяч рублей только на первый взгляд кажется безобидной. Никто не знает, каким эхом она откликнется в следующих поколениях.