Согласно указу, размещенному на сайте Кремля, Владимир Путин сократил на 10 процентов зарплату себе, премьер-министру Дмитрию Медведеву, генеральному прокурору Юрию Чайке и председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Не думаю, что это сильно ударит по их карманам, но хочется надеяться, что это послужит примером для региональных чиновников.

Кризис бьет в первую очередь по слабым. По детям. В Омской области сделали адресной дотацию на питание школьников. Дотация эта состоит из двух частей – областной и муниципальной. Она и так была небольшой - 10 рублей. Но теперь и вовсе осталась для детей из семей, в которых средний доход на каждого члена семьи ниже полуторной величины прожиточного минимума в Омской области в расчете на душу населения, то есть ниже 11 тысяч рублей. Немного в области есть семей, где на маму и ее двоих детей приходится 33 тысячи рублей. В Петропавловской школе Муромцевского района, где я работаю директором, 175 учеников, из которых 135 получают адресную помощь. У остальных выходит на 5-10 рублей больше, что дела не меняет. Поэтому мы кормим бесплатно горячими обедами всех благодаря помощи спонсора Бориса Коваленко. Нам повезло – он наш земляк и практически единственный, кто помнит и помогает малой Родине. Но и мы уже не тянем на бесплатные завтраки, которые были прежде – какао и хлеб с маслом. Тут еще вопрос - есть ли смысл родителям унижаться, ехать в район за 50 рублей, возвращаться за столько же, чтобы получить справку на дотацию в 100 рублей? И почему школа, которая и без того превратилась в счетовода, вместо обеспечения учебного процесса должна заниматься сбором таких справок? Мы вообще имеем право выяснять доход родителей? Ну пусть бы этим занимались социальные службы, они же должны вести такой учет. Школе-то зачем лишняя нагрузка вместо занятий с детьми?

Очевидный факт: именно дети требуют особой поддержки в трудные времена. Может быть, правительству Омской области тоже немножко урезать свои зарплаты? Или вообще стать администрацией? Кемеровская область побогаче нашей, но не претендует на правительственный статус - расходы на содержание администрации меньше. Хватило бы накормить детей в то время, как их родители перестают получать зарплаты, теряют работу, не могут купить необходимое на то, что получают. Министр образования Омской области Сергей Канунников в своем интервью предлагает изыскивать резервы в школьных огородах. У нас его нет, но собираемся организовать. И здесь тоже проблема: детский труд запрещен, с каждым родителем надо проводить работу, чтобы дал согласие…

Наверное, превращение в администрацию и урезание собственных карманов для омского правительства было бы более логичным шагом, чем просто уменьшить окладную часть педагогов и урезать надтарифный фонд. НСОТ стала совершенно бессмысленной. Мало того, что эта система внесла разлад в коллективы, заставила педагогов считать копейки за каждый сделанный шаг, за любое внимание к ребенку, так творческая составляющая, ради которой все затевалось, просто сходит на нет – людям надо жить и кушать. Из фонда оплаты труда поступает вознаграждение не только учителям, но и всему коллективу школы, в том числе техническому, а это чистота и порядок, обеспечение безопасности детей. Государство добавило техничкам и сторожам до «минималки» - 6859 рублей, но все… из того же школьного фонда оплаты труда. Школа разделилась на богатых, бедных и беднейших. И техничкам мало, и учителям не хватает. Уменьшение школьных фондов в первую очередь ударит по маленьким школам: кроме зарплаты, в него ведь входят и хозяйственные расходы. Получается, или поддерживать в школу в нормальном состоянии, или платить людям. Грядет оптимизация, большие школы, где больше душ, на которые выделяется финансирование, выживут, а маленькие, боюсь, нет. Будет также, как с фельдшерскими пунктами, которые сейчас исчезают в деревнях.

Я всегда был против закрытия малых школ, но теперь думаю, может, и к лучшему? Мы не учим детей для наших сел. Мы учим для Тюменского Севера, на котором работает все трудоспособное мужское население омских деревень, для столиц, куда рвутся молодые, потому что там какая-то жизнь и какие-то перспективы. Нельзя в условиях кризиса ставить зарплату учителя в зависимость от зарплаты по экономике. Нет экономики – и школ не будет? Подушевая система оплаты вообще порочна. Ну, выделяют на одного ребенка 20-30 рублей, из чего и складывается школьный фонд. Но души-то разные, из разных семей, в разных положениях, с разными характерами. А именно душами и надо заниматься в кризис. Платить больше классным руководителям, у которых даже тысячу рублей оплаты убрали...

Об авторе

Александр Рахно, директор Петропавловской средней школы, депутат, председатель комиссии по социальным вопросам районного совета Муромцевского района Омской области