Московское образование в последние годы славится своей непродуманностью, отсутствием альтернатив и авторитарным подходом. Но многое из этого было скрыто от широкой общественности, было ясно только специалистам, вращающимся внутри системы, вызывало недовольство одних и елейность других.

То, что мы видим сейчас, уже не скрыть: почти каждый москвич, имеющий детей или внуков, посещающих московскую школу, столкнулся с этой некомпетентностью и безальтернативностью. Так о чем же речь? А всего лишь об электронном журнале.

Немного истории. Повсеместно электронный журнал (или другое название, электронный дневник) был введен в московских школах пару лет назад. Но тогда, надо заметить, школам была предоставлена некоторая свобода выбора из имеющихся электронных дневников-журналов. Причем перекосы в сторону лучшего выбора (читай, навязанной рекомендации) менялись несколько раз. То это был Дневник.ру, потом ГШИС. В альтернативах также числился ЭлЖур, по словам коллег, наиболее лучшая и дружественная система электронного журнала с поддержкой мобильных устройств.

Школа, с которой тогда мне приходилось сотрудничать, выбрала ГШИС. Вполне понятно, что на преодоление привычки учителя писать в бумажном журнале ушло много сил и времени. А сколько нервов потратили учителя, пока привыкли к тому, что оценки теперь не в журнале на столе, а где-то там в интернет-облаках?! Но на второй год коллеги настолько влюбились в систему, что уже не видели никакой альтернативы, а про бумажный журнал даже и не вспоминали.

А какие там были интерактивные возможности! Общение с родителями внутри класса, новости класса, которые видны только представителям класса, удобное прикрепление домашних заданий для учеников, которые пропустили уроки, например, по болезни. Ну а если вдруг учителю захотелось получить «подтверждающую» бумажку, все это можно было напечатать. Про смс-информирование родителей я уже и не говорю, это многие знают!

Надо сказать, что благодаря ГШИС уровень компьютерных компетенций учителей значительно вырос. Многие даже отказались выставлять отметки через компьютер, а приобрели себе недорогие планшеты и работали в электронном журнале прямо с них.

Но все это приятная история, которая в начале сентября неожиданно канула в лету.
С сентября все школы Москвы перевели на единый портал «Информационно-аналитическая система «МОСКОВСКИЙ РЕГИСТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ». И вот тут начались настоящие учительские «крокодиловы слезы».

Сформированные неповоротливые образовательные конгломераты несколько недель получали из другой облачной системы контингент учащихся, выверяя неточности и ошибки. Потом какое-то время забивали учебный план в систему, совершенно не дружественную к пользователю. И примерно через месяц от начала учебного года с системой начали работать учителя. И вот тут начались проблемы и слезы в буквальном смысле.

Учитель, потративший свой выходной день на записи в электронном журнале (ведь пропущенные уроки в период становления журнала надо было внести), вдруг в понедельник обнаруживал свой журнал чистым. После такого коллег нельзя было заставить сесть и заново заполнить журнал: страх, истерика, негодование. Тут впору просить прибавки к зарплате!

Но это были цветочки. Ягодки начались в конце четверти, когда все школы Москвы пошли в систему электронного журнала. И вот тут сервера перестали справляться. Журнал «зависал», не открывался, периодически пропадали данные, вызывая новый стресс, но потом ночью данные вдруг неожиданно восстанавливались. А еще в журнал захотели попасть родители и не могли, начали обрывать телефоны своим классным руководителям с вопросами, почему, что и как.
Но причем здесь классный руководитель и учитель или директор школы и завуч? Как они могут повлиять на работу серверов и обеспечить достойную работу программистов?

А мне, как техническому специалисту и программисту, который тоже занимается интернет-проектами не меньшей сложности, не понятно, как можно было выставлять такой некачественный и неработоспособный проект на всеобщее обозрение? Почему этот проект не прошел апробацию сначала в нескольких школах, потом в отдельном округе? И только потом отработанный проект следовало выставлять на всю Москву. Сколько работаю в системе образования, знаю, что есть в ней понятие «эксперимент». Так вот, начать здесь нужно было с эксперимента, так же как и во всем, получив независимую экспертную оценку новации.

Чем же все закончилось? На конец четверти кому-то из учителей удалось заполнить журнал частично, кому-то нет, так как они просто не смогли туда попасть. А у кого-то даже уроки не отображались и не было никакой возможности их отразить. Вот и решили школы, ничего нет надежней лучины: приобрели бумажные журналы, ученики оформили дневники и стали, как в старые добрые времена, заполнять обычный бумажный журнал и выставлять отметки в обычный дневник. Теперь уже никто не будет переживать, что в один прекрасный день вдруг пропадут все отметки и записи, а ученик уйдет на каникулы без четвертных отметок!

Суммирую недостатки электронного журнала и то, что, с моей точки зрения, еще можно сделать.
Основной недостаток – недружественность системы к пользователю. Ощущение, что все создавалось, бегом «на коленке», без учета мнений педагогической общественности. Не учитывалась и широта аудитории, которая будет работать с журналом: журнал должен быть дружественным, удобным, интуитивно понятным всем участникам образовательного процесса – учителям, завучам, директорам, первоклассникам и старшеклассникам, бабушкам и дедушкам, всем тем, кому придется ежедневно с ним работать.

А работать с журналом и дневником нужно постоянно, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и выдерживать он должен значительные нагрузки. Учителя должны иметь возможность загружать материалы уроков и домашние задания, значит, места должно хватить всем. А родители, бабушки и дедушки должны оперативно и без труда иметь возможность зайти в электронный дневник школьника и проконтролировать успехи и неуспехи. А самое главное, сам ученик, первоклассник, который только осваивает компьютер, должен без труда сориентироваться в нем.

А чтобы все это работало хорошо и без проблем, надо призвать участников образовательного процесса к обсуждению, выявлению недостатков, но не в реальной работе, а в режиме эксперимента. А на это время предоставить выбор иных, уже отработанных решений!

Об авторе
Артём Морозов, учитель московской школы